Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:42, курсовая работа
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Введение. ………………………………………………………………………………….3
1. Потребительское право в Российской Федерации…………………………….…5
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения…………..5
1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона.
Основные понятия Закона ……………………………………………….8
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ…………………13
2. Государственная и общественная защита прав потребителей……………….17
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей…………………17
2.2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация
морального вреда. ……………………………………………………….22
2.3. Права общественных объединений потребителей……………………25
3. Ответственность за нарушение потребительского законодательства…………………………………………………………………….28
3.1. Гражданская ответственность……………………………………………28
3.2. Ответственность по административному законодательству………...38
3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права. ….45
4. Права потребителей как институт международного права…………………...48
4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей……...48
4.2. Законодательство стран – участников СНГ……………………………50
5. Недостатки законодательства о защите прав потребителей ….……………..53
Заключение……………………………………………………………………………….
Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка в 1988 г. проекта
Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого
проекта была посвящена
проблемам обеспечения
проекта явилось то, что,
во-первых, он не делал различия между
потребителем-гражданином и
Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который , однако, так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Этот закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизм реализации его норм, прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей, закреплял право граждан на компенсацию причиненного морального вреда.
7 апреля 1992 г. был
введен в действие Закон
Ныне действующая
редакция Закона поставила
Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.
Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:
Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей установлен Положением «о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей», утвержденном Приказом ГКАП от 4 апреля 1996 г. (с изменениями, внесенными Приказом МАП от 11 марта 1999 г.). Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:
годности или сроки службы, но не установлены,
При выявлении указанных нарушений выдаются предписания:
Предписание территориального органа вручается под расписку в 3-хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.
К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии со ст. 12 упомянутого Федерального закона, лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:
Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.
Кроме МАП и его
территориальных органов
В настоящее время действуют следующие наиболее важные законы и постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров:
постановлением Правительства от 11 июля 1994 г.,
и другие.
Например, в соответствии со ст. 13 Закона «О стандартизации» государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, имеют право, в частности,11:
Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.
В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
Местные органы власти, в
отличие от федеральных, не наделены
контрольными функциями. Практически
единственная мера, которую они могут
применить, - приостановление продажи
товаров с просроченными
В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК) защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46). Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Информация о работе Недостатки законодательства о защите прав потребителей