Недостатки законодательства о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………………….3
1. Потребительское право в Российской Федерации…………………………….…5
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения…………..5
1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона.
Основные понятия Закона ……………………………………………….8
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ…………………13
2. Государственная и общественная защита прав потребителей……………….17
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей…………………17
2.2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация
морального вреда. ……………………………………………………….22
2.3. Права общественных объединений потребителей……………………25
3. Ответственность за нарушение потребительского законодательства…………………………………………………………………….28
3.1. Гражданская ответственность……………………………………………28
3.2. Ответственность по административному законодательству………...38
3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права. ….45
4. Права потребителей как институт международного права…………………...48
4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей……...48
4.2. Законодательство стран – участников СНГ……………………………50
5. Недостатки законодательства о защите прав потребителей ….……………..53
Заключение……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Защита потребителей.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

   Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка в 1988 г. проекта

 

 

Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого

 проекта была посвящена  проблемам обеспечения качества  товаров и услуг, и лишь один  раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Недостатками

проекта явилось то, что, во-первых, он не делал различия между  потребителем-гражданином и потребителем-юридическим  лицом; во-вторых, все его нормы  так или иначе были связаны  с качеством товаров и основные права потребителей формулировались относительно обеспечения права на качество. Тем не менее само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия норм, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей8.

Начало реализации фундаментальных  прав потребителя было положено с  принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который , однако, так и не вступил в  силу в связи с распадом СССР. Этот закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизм реализации его норм, прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей, закреплял право граждан на компенсацию причиненного морального вреда.

7 апреля  1992 г. был  введен в действие Закон Российской  Федерации «О защите прав потребителей».  Практика применения этой редакции  высветила слабые стороны Закона  и поставила вопрос о необходимости  его совершенствования. Новый вариант Закона (в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999 г.) уточнил и конкретизировал основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений. По тексту всего Закона, помимо нововведений и изменений, следует отметить исключение из него достаточного количества норм и положений, которые декларативны, утратили или не имели практического применения.

 Ныне действующая  редакция Закона поставила российское  законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов.

 

 

 

 

  1. Государственная и общественная защита прав потребителей

 

    1. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты  прав потребителей

 

 

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП), бывший  Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов  контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно  условно разделить на 3 группы:

  1. полномочия, осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными органами;
  2. направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;
  3. направление материалов в суд.

 

Основными полномочиями первой группы являются направление  в пределах своей компетенции  обязательных для исполнения предписаний  изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей установлен Положением «о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей», утвержденном Приказом ГКАП от 4 апреля 1996 г. (с изменениями, внесенными Приказом МАП от 11 марта 1999 г.). Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:

  • продажа товаров с истекшим сроком годности,
  • продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки

 

годности или сроки  службы, но не установлены,

  • продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге),
  • непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы9

При выявлении указанных  нарушений выдаются предписания:

  • о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности,
  • о прекращении продажи товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены,
  • о приостановлении продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге),
  • о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредоставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы10

Предписание территориального органа вручается  под расписку в 3-хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

 

К полномочиям второй группы относится  направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 12 упомянутого  Федерального закона, лицензирующие  органы в пределах своей компетенции  имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

 

  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату;
  • осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

 

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения  в суд и арбитражный суд  в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

 

Кроме МАП и его  территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом совпадают с полномочиями МАП. Это осуществление контроля за соблюдением требований к безопасности товаров, работ и услуг, направление предписаний об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды, арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае нарушения ими требований по безопасности товаров, работ и услуг (ст. 42 Закона). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.

В настоящее время  действуют следующие наиболее важные законы и постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров:

  • Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г.,
  • Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.,
  • Положение о Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное

 

 

постановлением Правительства  от 11 июля 1994 г.,

  • Федеральный закон «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.

и другие.

Например, в соответствии со ст. 13 Закона «О стандартизации»  государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, имеют право, в частности,11:

  • проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
  • выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;
  • запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

 

Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.

В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

  • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

 

 

  • анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с

     потребителями,  в целях выявления условий,  ущемляющих права потребителей;

  • при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно

      извещать  об этом федеральные органы  исполнительной власти, осуществляющие 

      контроль  за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

  • в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Местные органы власти, в  отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически  единственная мера, которую они могут  применить, - приостановление продажи  товаров с просроченными сроками  годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда

 

 

В соответствии  со ст. 11 Гражданского  Кодекса РФ (далее - ГК) защиту нарушенных гражданских  прав осуществляет суд. Это  является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46).  Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Информация о работе Недостатки законодательства о защите прав потребителей