Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в последнее время приобрела глобальный масштаб и вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. Осознавая наркоугрозу, ООН ищет пути эффективного контроля за наркотиками и психотропными веществами. В этих целях были приняты три международные конвенции: 1961 года (о наркотических средствах), 1971 года (о психотропных веществах), 1988 года (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).
Цель данной работы – рассмотреть организацию службы по контролю за оборотом наркотиков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Законодательство РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. История создания ФСКН РФ. 5
§ 1. Основная характеристика законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. 5
§2. История создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ. 9
Глава 2. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: полномочия, задачи, цели. Структура ФСКН РФ. 15
§1. Цели и задачи деятельности ФСКН РФ. Полномочия ФСКН в РФ. 15
§ 2. Структура ФСКН РФ. Порядок поступления граждан на службу в ФСКН РФ. 19
Глава 3. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков. Зарубежный и национальный опыт. 22
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудник не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Для гражданина, впервые поступающего на службу в органы ФСКН России, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он назначается. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания и заключения контракта о прохождении службы в органах ФСКН России. С гражданами, прошедшими испытательный срок, заключается контракт в письменной форме сроком на один год, три года или пять лет. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Невыполнение сторонами взятых на себя обязательств является основанием для расторжения контракта по инициативе одной из сторон до истечения срока его действия. Гражданин, принятый на службу в органы ФСКН России, не позднее чем через два месяца со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу.

Для определения уровня профессиональной подготовки сотрудников и их соответствия занимаемой должности проводится аттестация.

Аттестация сотрудников проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам могут применяться поощрения. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться дисциплинарные взыскания. Служба в органах госнаркоконтроля прекращается в случае увольнения сотрудника.

В ФСКН России образуется коллегия в  составе директора ФСКН России (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Состав коллегии ФСКН России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСКН России, ее территориальных органов, а также организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

ФСКН России является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.7

 

Глава 3. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков. Зарубежный и национальный опыт.

 

В последние годы на международном  уровне просматривается тенденция  к ослаблению криминализации наркотиков и критике существующей системы контроля их оборота. Если в 1986 г. на сессии Европарламента предлагалось отказаться от судебного преследования за потребление конопли, ограничив все штрафные санкции в отношении потребителей конопли простым предупреждением, то уже в сентябре 1992 г. высказывалось предложение о декриминализации всех видов наркотиков. Распространившееся по инициативе городских политиков Франкфурта, Гамбурга, Амстердама, Цюриха и Балтиморы движение, которое называют «Инициативой больших городов», предлагает полностью легализовать покупку, хранение и потребление небольших количеств наркотиков, разделить рынок тяжелых и легких наркотиков, обеспечить метадоновым лечением всех нуждающихся в нем, организовать инъекционные комнаты для безопасного употребления наркотиков под контролем медицинских работников.

Прямо противоположной позиции  придерживаются последователи движения «Европейский города против наркотиков (ECAD)» (Осло, Стокгольм, Хельсинки и другие города), которые высказывают радикальные взгляды по ужесточению политики контроля за оборотом наркотических средств с применением репрессивных мер в отношении и потребителей наркотиков, и лиц, занимающихся их производством и торговлей.

В Российской Федерации последние  годы также наблюдается консолидация сил, ратующих за легализацию наркотиков и либерализацию позиции государства и общества в отношении контроля за наркооборотом. При этом высказываются традиционные аргументы по поводу защиты элементарных демократических предпосылок правового государства и защиты прав наркопотребителей. Утверждается, что силовые меры в отношении наркооборота и всех его участников неэффективны и не могут остановить наркопотребление, поскольку стимулируют развитие черного рынка наркотиков и еще более криминализируют и десоциализируют наркопотребителей.

История противодействия наркотизму знает несколько основных стратегий (моделей) социального контроля за наркоситуацией:

    • репрессивная, или запретительная;
    • либеральная, или незапретительно-поощрительная;
    • рестриктивная, или сбалансированная запретительно-ограничительная.

 Целью репрессивной стратегии  антинаркотической политики является  формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса для максимально полного искоренения этого негативного социального явления. В соответствии с этим идеология репрессивной стратегии заключается в следующем:

    • употребление наркотиков неизменно приводит к негативным медицинским и социальным последствиям как для самого наркопотребителя, так и для общества в целом, поэтому должно быть законодательно запрещено;
    • необходимы жесткие меры социального контроля за оборотом наркотиков.

Обычно на государственном уровне жесткие репрессивные меры по контролю за наркоситуацией применялись в  случаях, когда потребление наркотиков принимало социально значимые для страны масштабы и выходило из-под контроля соответствующих государственных служб. Так, в Японии после окончания Второй мировой войны наблюдалась эпидемия амфетаминовой наркомании. Она возникла в результате утечки запасов амфетамина с японских военных складов. Эпидемия достигла кульминации в 1954 г., когда, по расчетам специалистов, около 2 млн из 100 млн жителей Японии злоупотребляли таблетками амфетамина и метамфетамина и еще более полумиллиона вводили себе амфетамин внутривенно. Это вынудило правительство страны предпринять ряд жестких мер, направленных на сокращение наркотизации населения. В 1954 г. было введено наказание от 3 до 6 мес. лишения свободы за хранение наркотиков для личного потребления, от года до 3 лет - за продажу наркотиков, и до 5 лет - за их нелегальное производство. Одновременно было введено принудительное лечение наркозависимых. В результате этих мер в Японии произошло снижение численности потребителей амфетаминов с 550 тыс. в 1954 г. до 32 тыс. в 1956 г. и до 271 чел. в 1959 г. По расчетам японских специалистов, предпринятые меры коснулись лишь 5-15 % от всех наркопотребителей, остальные прекратили злоупотребление амфетаминами вследствие опасения перед неотвратимостью наказания за незаконное употребление наркотиков8.

    Аналогичную модель антинаркотической  политики применили и в Китае,  где к началу 1950-х годов насчитывалось  20 млн активных потребителей опия, что составляло 5 %населения страны и 27 % взрослого мужского населения. Этот ошеломляющий уровень массовой зависимости был самым высоким в мировой истории. После образования Китайской Народной Республики в период с 1951 по 1953 гг. был предпринят целый ряд репрессивных мер, в соответствии с которыми те, кто выращивал, производил или продавал опиум, подвергались наказанию в виде принудительного труда, казни, принудительного "лечения" потребителей опиума (заключавшегося в значительной степени в принудительном отказе) при одновременном жестком контроле за выращиванием, производством и использованием лекарственного опиума для медицинских и научных целей. После предпринятых жестких мер удалось значительно снизить число наркопотребителей и прекратить почти трехсотлетнюю эпидемию употребления опия в стране. В итоге силовые методы воздействия коснулись только 10% наркопотребителей, которые были направлены на работу в исправительные лагеря сроком до двух лет, а при отсутствии эффекта - на исправительные работы на несколько лет в особые лагеря. Остальные наркопотребители прекратили употребление наркотиков из-за мощного социального давления.

    Соединенные Штаты Америки,  пережив длительный период начавшейся  в 1912 г. в Нью-Йорке эпидемии  шприцевой героиновой наркомании, поражавшей в первую очередь молодых людей с асоциальным образом жизни, были вынуждены ужесточить систему контроля за наркотиками. В 1914 г был принят "The Harrison Act", согласно которому свободно продававшийся до этого героин стал отпускаться только по рецепту врача, за любое нелегальное обращение с наркотиками грозило тюремное заключение, за медицинским использованием наркотиков был установлен жесткий контроль. Открытые за несколько лет до этого по всей стране наркодиспансеры, где наркозависимым выдавался героин либо выписывался на него рецепт, по решению правительства стали закрываться. Последний такой наркодиспансер был закрыт по решению правительства в 1923 г. В результате предпринятых исключительно силовых методов воздействия без каких-либо масштабных реабилитационных мероприятий эпидемия наркомании была ликвидирована и в период с 1923 по 1939 гг. произошло снижение уровня наркопотребителей в 10 раз (на 90%). В последующие годы в большинстве штатов Америки действовали жесткие репрессивные меры в отношении наркопотребителей и наркоторговцев.

Аналогичным образом в 20-е годы XX столетия удалось остановить масштабную кокаиновую эпидемию в Германии

 В настоящее время основными  идеологами применения репрессивного  подхода к контролю над оборотом  наркотиков является общественная  организация "Европейские города против наркотиков".

 Либеральная антинаркотическая политика опирается на права и свободы человека и исходит из того, что каждый человек вправе потреблять любые доступные опьяняющие средства, но за последствия этого употребления отвечает только он сам. В основе либеральной антинаркотической политики лежат следующие принципы:

    • злоупотребляющий наркотиками является жертвой, поэтому не может быть наказан или порицаем;
    • злоупотребление наркотиками является самодеструктивным поведением, поэтому касается только самого больного;
    • наркотики менее опасны, чем вред, наносимый репрессивной политикой;
    • необходимо обеспечить доступность к чистым наркотикам для устранения вредных последствий злоупотребления содержащими различные примеси уличными наркотиками;
    • уровень общей преступности снизится при снижении цен на наркотики;
    • злоупотребление наркотиками уменьшится, если будет принято обществом как нормальное социальное явление.

Одним из основателей современной  либеральной антинаркотической  политики и наиболее известным и  признанным в международном масштабе современным идеологом либерализма по отношению к наркотикам был американский социолог Альфред Р. Линдесмит (1905-1991). Он считал контроль за наркотиками гораздо более серьезной проблемой по сравнению с самими наркотиками. Критикуя американскую политику по борьбе с наркотиками в 1950-е годы, А. Линдесмит утверждал, что строгий контроль за наркотиками в США вынуждал наркозависимых обращаться к услугам так называемого черного (нелегального) рынка и как следствие этого преступать закон и торговать наркотиками.

Идеи либерализма при формировании государственной формы контроля за оборотом наркотиков обычно появлялись в странах с относительно благополучной наркоситуацией. В период до 1914 г. в США злоупотребление наркотиками не имело социальной значимости и ограничивалось небольшими группами лиц асоциального поведения и богемными салонами. Основным одурманивающим веществом для американцев в тот период был алкоголь. Именно тогда правительство США могло позволить себе поддержать либеральные подходы в отношении наркотиков. Героин, морфин и кокаин продавались в аптеках без рецепта и по доступной цене. В открытых по всей стране наркодиспансерах наркозависимым выдавали необходимую им дозу героина или выписывали соответствующий рецепт. Однако, когда в 1912 г. в США началась эпидемии героиновой наркомании, государственные службы страны были вынуждены перейти к продвижению репрессивных мер в отношении незаконного наркооборота, которые реализовались в течение последующих 50 лет. В середине 1960-х годов в результате разрекламированных либеральных взглядов А. Линдесмита репрессивная американская политика в отношении контроля за наркотиками оказалась в состоянии кризиса. Американские суды стали гораздо мягче относиться к наркоправонарушителям. И уже через несколько лет после этого к концу 1960-х годов в США наблюдалось увеличение числа опийных наркоманов более чем в 10 раз9.

В Великобритании в первой половине XX века проблема наркоманий также не была актуальна. Отмечались лишь локальные случаи наркопотребления, не выходящие за рамки богемных и асоциальных кругов. Поскольку проблема высокого уровня наркотизации населения в тот период не достигала масштабов эпидемии, идеи либерализма оказались весьма тождественными тогдашнему общественному мнению. В такой достаточно благоприятной наркоситуации правительство тори в 1926 г. приняло "Rollestone Act", по которому разрешалось беспрепятственно приобретать в аптеках, правда по рецепту врача, но по достаточно низким ценам наркотические средства, включая героин и кокаин. "Rollestone Act" с его либеральными установками оставался основным документом в регулировании наркооборота Великобритании вплоть до 1946 г., пока волна героиновой наркомании не докатилась до берегов страны. Считается, что немаловажное значение в пересечении героиновой наркоманией Атлантического океана имела распропагандированная А.Линдесмитом на американском континенте разрешительная "британская система". Это побудило канадских наркоманов перебраться в Англию, что и положило начало британской героиновой эпидемии. Британская ветвь героиновой эпидемии нарастала стремительно, почти в геометрической прогрессии. В течение последующего десятилетия с 1946 по 1968 гг. количество героиновых наркоманов удваивалось каждые 16 мес. Это послужило поводом для отмены в 1968 г. разрешительной "британской системы".

Информация о работе Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков