Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа
Проблема оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в последнее время приобрела глобальный масштаб и вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. Осознавая наркоугрозу, ООН ищет пути эффективного контроля за наркотиками и психотропными веществами. В этих целях были приняты три международные конвенции: 1961 года (о наркотических средствах), 1971 года (о психотропных веществах), 1988 года (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).
Цель данной работы – рассмотреть организацию службы по контролю за оборотом наркотиков.
Введение 3
Глава 1. Законодательство РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. История создания ФСКН РФ. 5
§ 1. Основная характеристика законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. 5
§2. История создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ. 9
Глава 2. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: полномочия, задачи, цели. Структура ФСКН РФ. 15
§1. Цели и задачи деятельности ФСКН РФ. Полномочия ФСКН в РФ. 15
§ 2. Структура ФСКН РФ. Порядок поступления граждан на службу в ФСКН РФ. 19
Глава 3. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков. Зарубежный и национальный опыт. 22
Заключение 32
Список литературы 34
Аналогичные последствия в
результате применения
В Швеции на фоне подъема ультралиберальной волны в 1965 -1967 гг. хранение наркотиков и их употребление стало трактоваться не как "преступление", а как "проступок". Ограниченному кругу врачей было разрешено назначать наркотические препараты (опиаты и психостимуляторы для самостоятельных инъекций) в качестве "поддерживающей терапии". Одновременно были закрыты муниципальные органы по поддержанию трезвости, алкоголизм и наркомания были объявлены заболеваниями, дающими право человеку на больничный лист, а со временем - на преждевременное получение пенсии в полном объеме. Было введено понятие допустимых доз наркотиков, которые выводились за пределы законного регулирования. В 1965 г. вне любой ответственности было ношение с собой 1-2 г гашиша, нескольких пакетиков амфетамина с дозами до 0,2 г. В последующие годы допустимая граница наркотиков отодвигалась в сторону увеличения разрешенных доз до 5, 10, 15, а с 1979 г. - до 25 г гашиша и 50 пакетиков с психостимуляторами10.
Такой же подход был использован в Российской Федерации, когда было принято в 2004 г. Постановление правительства №231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств".
Либеральные подходы к регулированию наркооборота привели и в Швеции, и в России к тому, что уличная торговля наркотиками фактически была легализована, поскольку большая часть торговцев носила при себе только "допустимые дозы". В результате таких либеральных законодательных инноваций уже в течение первого года после их действия в Швеции наблюдалось удвоение числа наркозависимых с акселерацией тяжелых последствий алкоголизма и наркоманий в обществе. В Российской Федерации только в одном Екатеринбурге за первые 2 мес. действия Постановления смертность от наркотиков увеличилась в 18 раз.
В настоящее время либеральная антинаркотическая политика проводится в Нидерландах, Швейцарии, Австралии и ряде штатов США.
После того, как в результате широко разрекламированной линдесмитовской либеральной антинаркотической политики в США, Великобритании и Швеции наблюдалось значительное увеличение роста наркотизации, во многих странах произошел поворот к более радикальным мерам социального контроля за наркотиками с продвижением рестриктивной или запретительно-ограничительной антинаркотической политики. Она представляется наиболее сбалансированной и опирается на следующие принципы:
- злоупотребляющие наркотиками лица представляют социальную опасность и к ним должны применяться соразмерные меры административного и уголовного принуждения;
- применения к наркозависимым только административных мер недостаточно, поэтому должна быть обеспечена высокая доступность всех видов медико-социальной помощи проблемным лицам.
Последние годы именно
Анализ уголовного права США (как федерального, так и по отдельным штатам) показывает, что, традиционно позиционируя себя как наиболее гуманную и правозащитную страну, США имеют гораздо более жесткое по сравнению с российским антинаркотическое законодательство. Там уже более 30 лет функционируют наркосуды, организовано недобровольное (альтернативное) лечение от наркомании правонарушителей, действует практически по всем штатам обязательное периодическое тестирование учащихся на факт употребления ими наркотиков, законодательно установлен повсеместный запрет на курение в общественных местах с применением экономических санкций в отношении курильщиков. Сравнительный анализ уголовного законодательства показывает, что по сравнению с УК РФ в американском уголовном праве предусматриваются более серьезные наказания за аналогичные уголовные и административные правонарушения, там предусмотрены более жесткие требования к признанию правонарушителя невменяемым. В законодательствах двух третей штатов сохранена в качестве уголовного наказания смертная казнь. В соответствии с американским законодательством, при совершении лицом нескольких правонарушений предусмотренное по каждому из них уголовное наказание суммируется. В Российской Федерации в аналогичной ситуации используется принцип поглощения меньших наказаний большим.
Наиболее органичной представляется
антинаркотическая рестриктивна
Помимо напряженности
Амфетамин, появившийся в 1935 г. в клинической практике Соединенных Штатов в качестве лекарства от простуды, вскоре стал широко использоваться в Швеции при лечении лиц с алкогольной зависимостью. Когда большинство зависимых от алкоголя прекратило потребление алкоголя и стало злоупотреблять амфетамином, профессор Каролинского университета Леонард Гольберг добился в 1958 г. отнесения амфетамина к разряду наркотиков. Швеция тогда оказалась первой страной в мире, которая ввела такую меру контроля над амфетамином.
Анализ динамики
Голландия, применяя достаточно серьезные,
карательные санкции в
Таким образом, исторический анализ формирования стратегии государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в различные исторические периоды и в различных странах мира показывает, что на форму антинаркотической политики влияет много факторов:
При этом выявляется отчетливая закономерность: чем напряженнее наркоситуация в стране, тем более репрессивные меры контроля за оборотом наркотиков применялись; при относительно благоприятной наркоситуации государства позволяли себе более либеральные формы антинаркотической политики. В свою очередь, форма социального контроля за оборотом наркотиков влияла на уровень наркопотребления в стране: последовательная рестриктивная антинаркотическая политика позволила странам Западной Европы и США последние 15 лет стабилизировать уровень потребления опиатов, кокаина и амфетаминов, в то время как существенно более либеральные подходы к государственному регулированию каннабиноидов сопровождаются прогрессивным ростом числа потребителей препаратов конопли по всем регионам мира. Поэтому при выборе стратегии государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ необходимо учитывать особенности наркоситуации в стране в сопоставлении с имеющимся историческим зарубежным и национальным опытом эффективности применения различных моделей социального контроля за наркооборотом. От того, каким из вариантов антинаркотической политики в ближайшем будущем решит руководствоваться Правительство Российской Федерации, будет зависеть эффективность предпринимаемых мер в отношении противодействия незаконному обороту наркотических средств.
К области общественной безопасности относится деятельность в сфере организации оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в сфере противодействия их незаконному обороту.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)*(257). Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации.
Основными задачами ФСКН России являются:
- обеспечение контроля за
- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (органы наркоконтроля);
- координация деятельности
- участие в разработке и
- создание и ведение единого
банка данных по вопросам, касающимся
оборота наркотических средств,
- осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
Информация о работе Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков