Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в последнее время приобрела глобальный масштаб и вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. Осознавая наркоугрозу, ООН ищет пути эффективного контроля за наркотиками и психотропными веществами. В этих целях были приняты три международные конвенции: 1961 года (о наркотических средствах), 1971 года (о психотропных веществах), 1988 года (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).
Цель данной работы – рассмотреть организацию службы по контролю за оборотом наркотиков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Законодательство РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. История создания ФСКН РФ. 5
§ 1. Основная характеристика законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. 5
§2. История создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ. 9
Глава 2. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: полномочия, задачи, цели. Структура ФСКН РФ. 15
§1. Цели и задачи деятельности ФСКН РФ. Полномочия ФСКН в РФ. 15
§ 2. Структура ФСКН РФ. Порядок поступления граждан на службу в ФСКН РФ. 19
Глава 3. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков. Зарубежный и национальный опыт. 22
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 Аналогичные последствия в  результате применения либеральных  подходов к наркополитике отмечались  и в других странах. 

В Швеции на фоне подъема ультралиберальной  волны в 1965 -1967 гг. хранение наркотиков и их употребление стало трактоваться не как "преступление", а как "проступок". Ограниченному кругу врачей было разрешено назначать наркотические препараты (опиаты и психостимуляторы для самостоятельных инъекций) в качестве "поддерживающей терапии". Одновременно были закрыты муниципальные органы по поддержанию трезвости, алкоголизм и наркомания были объявлены заболеваниями, дающими право человеку на больничный лист, а со временем - на преждевременное получение пенсии в полном объеме. Было введено понятие допустимых доз наркотиков, которые выводились за пределы законного регулирования. В 1965 г. вне любой ответственности было ношение с собой 1-2 г гашиша, нескольких пакетиков амфетамина с дозами до 0,2 г. В последующие годы допустимая граница наркотиков отодвигалась в сторону увеличения разрешенных доз до 5, 10, 15, а с 1979 г. - до 25 г гашиша и 50 пакетиков с психостимуляторами10.

Такой же подход был использован  в Российской Федерации, когда было принято в 2004 г. Постановление правительства №231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств". 

Либеральные подходы к регулированию  наркооборота привели и в Швеции, и в России к тому, что уличная  торговля наркотиками фактически была легализована, поскольку большая часть торговцев носила при себе только "допустимые дозы". В результате таких либеральных законодательных инноваций уже в течение первого года после их действия в Швеции наблюдалось удвоение числа наркозависимых с акселерацией тяжелых последствий алкоголизма и наркоманий в обществе. В Российской Федерации только в одном Екатеринбурге за первые 2 мес. действия Постановления смертность от наркотиков увеличилась в 18 раз.

В настоящее время либеральная  антинаркотическая политика проводится в Нидерландах, Швейцарии, Австралии и ряде штатов США.

После того, как в результате широко разрекламированной линдесмитовской либеральной антинаркотической политики в США, Великобритании и Швеции наблюдалось значительное увеличение роста наркотизации, во многих странах произошел поворот к более радикальным мерам социального контроля за наркотиками с продвижением рестриктивной или запретительно-ограничительной антинаркотической политики. Она представляется наиболее сбалансированной и опирается на следующие принципы:

- злоупотребляющие наркотиками  лица представляют социальную  опасность и к ним должны применяться соразмерные меры административного и уголовного принуждения;

- применения к наркозависимым  только административных мер  недостаточно, поэтому должна быть обеспечена высокая доступность всех видов медико-социальной помощи проблемным лицам.

 Последние годы именно рестриктивная  антинаркотическая политика стала  проводиться в большинстве стран мира, в том числе в большинстве стран Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки. Это связано с тем, что практически все государства на данный момент присоединились к "Единой конвенции о наркотических средствах" 1961 г., которая регулирует оборот опиатов, кокаина и канна-биноидов. Многие страны мира присоединились также к "Международной конвенции о психотропных веществах" 1971 г., которая касается оборота психостимуляторов и некоторых видов психотропных средств. Принятые международные конвенции по обороту наркотических и психотропных средств отражают продолжительный опыт многих стран мира в их более или менее успешных попытках контроля за наркоситуацией. Современная запретительно-органичительная система контроля за оборотом наркотиков наряду с внедрением программ "снижения вреда" от приема наркотиков, в том числе организация заместительной терапии (ЗТ) и открытие инъекционных комнат, предусматривает принудительное или альтернативное лечение лиц, страдающих наркотической зависимостью, строгие меры административного и уголовного преследования в отношении наркоправонарушителей. К примеру, за наркоторговлю в крупных размерах итальянское уголовное законодательство предусматривает наказание до 23 лет лишения свободы (с 1988 г.), в Великобритании за аналогичное правонарушение - от 14 лет до пожизненного заключения, в США - не менее 20 лет лишения свободы (ужесточили с 1986 г.). Для сравнения в Российской Федерации "незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой" (ч. 2 ст. 228 УК РФ).

Анализ уголовного права США (как  федерального, так и по отдельным  штатам) показывает, что, традиционно  позиционируя себя как наиболее гуманную и правозащитную страну, США имеют гораздо более жесткое по сравнению с российским антинаркотическое законодательство. Там уже более 30 лет функционируют наркосуды, организовано недобровольное (альтернативное) лечение от наркомании правонарушителей, действует практически по всем штатам обязательное периодическое тестирование учащихся на факт употребления ими наркотиков, законодательно установлен повсеместный запрет на курение в общественных местах с применением экономических санкций в отношении курильщиков. Сравнительный анализ уголовного законодательства показывает, что по сравнению с УК РФ в американском уголовном праве предусматриваются более серьезные наказания за аналогичные уголовные и административные правонарушения, там предусмотрены более жесткие требования к признанию правонарушителя невменяемым. В законодательствах двух третей штатов сохранена в качестве уголовного наказания смертная казнь. В соответствии с американским законодательством, при совершении лицом нескольких правонарушений предусмотренное по каждому из них уголовное наказание суммируется. В Российской Федерации в аналогичной ситуации используется принцип поглощения меньших наказаний большим.

Наиболее органичной представляется антинаркотическая рестриктивная политика Швеции. Шведская модель контроля наркотиков, реализуемая в стране с 1978 г., подразумевает высокую доступность социальной и медицинской помощи проблемным лицам при одновременном ужесточении наказания за употребление наркотиков и принудительное лечение лиц, страдающих наркотической зависимостью. С 1980 г. была введена новая практика: освобождение от уголовного преследования для каждого наркопотребителя может быть применено только один раз и только при хранении одной дозы наркотика, затем должны наступать определенные юридические и социальные последствия. Эффективность такого подхода самая высокая при сравнении с другими странами мира. Полицейская наступательная операция 1969 г. впервые в Швеции привела к снижению распространения наркомании. На сегодняшний день на фоне общеевропейской и общемировой тенденции роста всех показателей наркотизма в Швеции в течение последних 5 лет наблюдается снижение уровня потребления наркотиков, который на сегодняшний день является самым низким в Европе.

Помимо напряженности наркоситуации  на форму антинаркотической политики в конкретной стране и в конкретных исторических условиях влиял также и собственный опыт страны по злоупотреблению наркотиками. Страны, не имеющие значительного опыта по злоупотреблению наркотиками населением, обычно бывают более терпимыми и к факту самого наркопотребления, и к связанным с этим явлением медицинским и социальным последствиям.

Амфетамин, появившийся в 1935 г. в  клинической практике Соединенных Штатов в качестве лекарства от простуды, вскоре стал широко использоваться в Швеции при лечении лиц с алкогольной зависимостью. Когда большинство зависимых от алкоголя прекратило потребление алкоголя и стало злоупотреблять амфетамином, профессор Каролинского университета Леонард Гольберг добился в 1958 г. отнесения амфетамина к разряду наркотиков. Швеция тогда оказалась первой страной в мире, которая ввела такую меру контроля над амфетамином.

 Анализ динамики наркопотребления  в мире показывает, что в результате  применения рестриктивных подходов к регулированию оборота наркотиков и психотропных веществ в странах Западной Европы и Северной Америки последние годы наблюдается стабилизация всех показателей, отражающих потребление опиатов, кокаина и амфетаминов. В отличие от других наркотиков, уровень потребления каннабиноидов практически по всем регионам мира растет в геометрической прогрессии.  Это может быть связано с тем, что большинство стран мира именно в отношении каннабиноидов придерживается чрезвычайно либеральных подходов. В США в штате Оригон в 1973 г. перестали считать уголовно наказуемым деянием хранение марихуаны. Уже в течение первого года после этого число наркопотребителей увеличилось на 6 %, причем среди лиц молодого возраста это увеличение составило 12%. В штате Аляска в 1987 г. было легализовано ношение с собой 85 г марихуаны. Уже через год 72 % учащихся употребляли каннабис. В Баварии в 1995 г. допустимая доза гашиша была увеличена с 5 г до 7,5 г активного вещества тетрагид-роканнабинола (ТГК). На практике это означало, что обладание около 100 г гашиша с высоким содержанием I ГК или 250 г с низким содержанием ТГК не преследуется по закону.  В Дании, где в настоящее время разрешено иметь при себе до 10 г гашиша, и в Голландии, где при себе можно иметь до 5 г гашиша, самый высокий уровень преступности в Западной Европе.

Голландия, применяя достаточно серьезные, карательные санкции в отношении  производителей экстази и амфетаминов, проводит одну из самых либеральных политик в отношении оборота каннабиноидов. Только в Амстердаме открыто от 300 до 350 кофеен для продажи препаратов конопли. Разрекламированная по всему миру голландская либеральная политика в отношении каннабиноидов привела к развитию так называемого наркотуризма, когда Голландия стала своеобразной "меккой" для наркопотребителей всего мира. В связи с такой ситуацией и под давлением других стран Голландия была вынуждена предпринять определенные ограничительные санкции в отношении продажи каннабиноидов. В 1995 г. было принято решение о снижении количества конопли, отпускаемой в кофейнях в одни руки, с 30 до 5 г. Вследствие предпринятых мер по-прежнему сохраняется возможность покупать каннабиноиды для личного потребления, но накопить его с целью потребления за рубежом невозможно.

Таким образом, исторический анализ формирования стратегии государственного контроля за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ в различные  исторические периоды и в различных странах мира показывает, что на форму антинаркотической политики влияет много факторов:

    • напряженность наркоситуации в стране;
    • опыт страны по злоупотреблению наркотиками;
    • толерантность общества к проблеме злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

При этом выявляется отчетливая закономерность: чем напряженнее наркоситуация  в стране, тем более репрессивные меры контроля за оборотом наркотиков применялись; при относительно благоприятной  наркоситуации государства позволяли себе более либеральные формы антинаркотической политики. В свою очередь, форма социального контроля за оборотом наркотиков влияла на уровень наркопотребления в стране: последовательная рестриктивная антинаркотическая политика позволила странам Западной Европы и США последние 15 лет стабилизировать уровень потребления опиатов, кокаина и амфетаминов, в то время как существенно более либеральные подходы к государственному регулированию каннабиноидов сопровождаются прогрессивным ростом числа потребителей препаратов конопли по всем регионам мира. Поэтому при выборе стратегии государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ необходимо учитывать особенности наркоситуации в стране в сопоставлении с имеющимся историческим зарубежным и национальным опытом эффективности применения различных моделей социального контроля за наркооборотом. От того, каким из вариантов антинаркотической политики в ближайшем будущем решит руководствоваться Правительство Российской Федерации, будет зависеть эффективность предпринимаемых мер в отношении противодействия незаконному обороту наркотических средств.

 

Заключение

 

К области общественной безопасности относится деятельность в сфере  организации оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в сфере противодействия их незаконному обороту.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)*(257). Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами ФСКН России являются:

- обеспечение контроля за оборотом  наркотических средств, психотропных  веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное  расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (органы наркоконтроля);

- координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

- участие в разработке и реализации  государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

- создание и ведение единого  банка данных по вопросам, касающимся  оборота наркотических средств,  психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

- осуществление в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

Информация о работе Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков