Основы гражданско-правового статуса филиала и представительств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Статус филиалов и представительств долгое время игнорировался в юридической литературе, поэтому полных теоретических разработок на данную тему очень мало. Происходит это из-за того, что филиалы, представительства не являются юридическими лицами и выступают в гражданском обороте от имени юридического лица, создавшего их, а значит, интереса, как субъекты гражданского права, они вызывать не должны.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Основы гражданско-правового статуса филиала и представительств
2. Порядок создания и функционирования филиала и представительства
3. Правовой статус руководителя
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

б-п.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Вследствие всего этого, можно сделать вывод, что положение  филиалов и представительств является ни с чем не сходным феноменом, самобытной конструкцией не только гражданского права, но и смежных с ним отраслей.

2. Порядок  создания и функционирования  филиала и представительства

 

Большее практическое значение имеют такие аспекты правового  положения филиалов (представительств), как порядок его создания, при  котором уточняются пределы их полномочий, а также порядок ликвидации филиала, поэтому следует обратить непосредственное внимание именно на них.

Для этого следует обратиться к основным федеральным законам, регулирующим данную сферу: №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью16», №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах17» и №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях18». Согласно этим законам, устав должен содержать сведения о филиалах и представительствах. При создании нового обособленного подразделения юридическое лицо вносит изменения в свой устав и сообщает об этом в регистрирующий орган (территориальный орган федеральной налоговой службы). Данная процедура имеет уведомительный характер. Согласно статье 19 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»19 организация предоставляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, решение о внесении изменений в учредительные документы, обоснование этих изменений, решение о создании филиала (представительства). Согласно пункту 5 статьи 12 ФЗ № 208-ФЗ в акционерном обществе такое решение принимает совет директоров (наблюдательный совет); в пункте 1 статьи 5 ФЗ №14-ФЗ в обществе с ограниченной ответственностью это входит в компетенцию общего собрания участников (не менее 2/3 участников). В унитарном предприятии руководитель по согласованию с собственником принимает решение о создании обособленного подразделения (п. 1 ст. 5 Закона №161-ФЗ). В положении о филиале (представительстве) АО закрепляется на основании чего, он создается, дата создания, место нахождения, цели и предмет деятельности и полное наименование на русском языке, в нем же закрепляются основные полномочия филиала и акционерного общества. Например20, общество определяет основные направления деятельности, вносит изменения в Положения, осуществляет проверки деятельности, назначает и увольняет директора, определяет структуру филиала. Филиал же, в свою очередь, осуществляет распоряжение имуществом и средствами, получаемыми им в результате собственной хозяйственной деятельности, реализует продукции, выполняет работу и услуги по тарифам, установленным обществом. Филиал вправе заключать хозяйственные договоры, ответственность по которым несет самостоятельно, закрепленным за ним имуществом, при недостатке его кредиторы обращаются к АО. Хозяйственный год филиала совпадает с хозяйственным годом общества.

Регистрирующий орган  в срок не более пяти рабочих дней с момента получения уведомления  должен внести соответствующую запись в государственный реестр и сообщить об этом в письменной форме юридических  лиц (с 1июля 2012 года вводится возможность  электронного извещения с электронной  подписью).

Далее происходит постановка на учет в налоговый орган филиалов, выделенных на отдельный баланс. Со 02.10.2010 для постановления на учет в налоговый орган от филиала  или представительства не требуется  совершать каких-либо специальных  действий, достаточно подать уведомление  о внесении соответствующих изменений  в учредительные документы. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, передаются в  налоговый орган по месту нахождения организации21.

В связи с этим возникает  вопрос, обязательно ли выделение  филиала на отдельный баланс? Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №208-ФЗ, акционерные общества, создавшие  филиалы и представительства, наделяют их имуществом, которое учитывается  как на отдельном балансе, так  и на балансе общества. Следовательно, общество обязано выделить филиал (представительство  на отдельный баланс). Тоже положение содержится и в законе от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»22. В законах № 14-ФЗ и № 161-ФЗ указывается, что юридическое лицо наделяет созданные филиалы (представительства) имуществом (оформляется приказом генерального директора в ООО), но не указано: нужно ли выделять его на отдельный баланс. Таким образом, для ООО, ГУП и МУП данное действие не является обязательным.

В связи с длительностью  процедуры создания филиала (представительства) возникает вопрос: с какого момента  обособленное подразделение является созданным: с момента государственной  регистрации, принятия решения юридического лица о внесении изменений в устав? В законодательстве регулируется, что  изменения, произошедшие в уставе общества, вступают в силу для третьих лиц  с момента подачи уведомления  в регистрирующий орган. Что касается всего остального, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.09.2004 № КА-А 40/7836-04 сказано, что суд, руководствуясь статьей 11 НК РФ, считает, что моментом создания обособленного подразделения является момент оборудования стационарных рабочих мест23.

Кроме общего порядка создания обособленного подразделения, законодательством  РФ предусмотрены дополнительные процедуры. Так, например, для создания представительства  иностранного юридического лица на территории РФ предусматривается обязательная процедура аккредитации. Аккредитующие  функции имеют Банк России (для  банков и кредитных организаций), Министерство юстиции (для некоммерческих организаций), Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Так, аккредитация представительства иностранного юридического лица в ТПП РФ представляет следующую  процедуру24. Письменное заявление, подписанное руководителем иностранного юридического лица, предоставляется представителем в регистрирующий орган. В данном заявлении, помимо названия фирмы, времени создания, предмета деятельности, местонахождения, списка органов управления, должна содержаться информация о деловых связях с российскими партнерами, информация о перспективах данного сотрудничества, о целях открытия представительства и адрес и номера телефонов (предполагаемые) представительства в РФ. К заявлению также прилагается обширный пакет документов:

  1. Устав или положения об инкорпорации юридического лица;
  2. Свидетельство о его регистрации или выписка из торгового реестра государства его инкорпорации, или иное доказательство того, что фирма зарегистрирована в соответствующем порядке;
  3. Решение органа управления иностранного юридического лица об открытии представительства в РФ;
  4. Положение о представительстве, определяющего внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранной фирме. Проект данного положения нуждается в предварительном согласовании с Департаментом по аккредитации иностранных фирм ТПП РФ;
  5. Рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранную фирму, содержащего информацию о ее финансовой репутации;
  6. Два рекомендательных писем от российских деловых партнеров иностранного юридического лица. Одно из таких писем может быть получено от территориальной ТТП, на территории деятельности, которой предполагается открытие представительства;
  7. Доверенность на главу представительства, оформленную надлежащим образом.

Аккредитация осуществляется сроком на три года, который может  быть продлен. За продление аккредитации или ее оформление предусматривается  сбор25. Сведения об аккредитованных представительствах заносятся в сводный реестр. Последним этапом процедуры является постановление на налоговый учет в особом (усложненном порядке). Представительство считается созданным с момента аккредитации. Подводя итог, следует отметить, что усложненный порядок создания филиалов и представительств юридических лиц приводит к тому, что мелкие и средние иностранные фирмы не создают филиалов и представительств на территории РФ, предпочитая регистрировать новые юридические лица или ИП согласно общему порядку создания юридических лиц и ИП в РФ.

Что касается непосредственной деятельности обособленного подразделения  то, так как представительства  и филиалы не являются субъектами гражданского права, то между ними и  юридическим лицом не может возникать  гражданско-правовых отношений представительства, предполагающего двух самостоятельных субъектов права, которые при добровольном представительстве выступают в качестве сторон договора26. Это значит что, к данным отношениям нельзя применить статью 183 ГК РФ, регулирующую институт представительства. Так, в Информационном письме от 23.10.2000 № 57 « О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ»27 ВАС РФ постановил, что если орган юридического лица совершил сделку с превышением своих полномочий, то данная сделка будет считаться ничтожной согласно статье 168. Статья о представительстве не применяется, поскольку отсутствует институт представительства как таковой: орган не может быть представителем, поскольку не обладает гражданской правоспособностью (подробнее будет освещено ниже). Хотя филиалы (представительства) не являются органами юридического лица и в силу особенностей гражданско-правового статуса не могут быть к органам приравнены, нормы данного информационного письма применяются в отношении филиалов и представительств, а также их руководителей по аналогии.

Говоря о ликвидации обособленного  подразделения, следует отметить то, что, так как филиал (представительство) не является юридическим лицом, то нормы  статьи №61 ГК РФ, регулирующие порядок  ликвидации юридических лиц, не могут  быть применены в данном случае. Это подтверждает практика арбитражных судов, так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2003 № Ф04/1889-366/А03-203 суд решил, что поскольку филиал ООО «ЦТО-СТАРК», расположенный в г. Рубцовске, не является юридическим лицом, требования налогового органа о его ликвидации в соответствии со статьей 61 ГК РФ не подлежит удовлетворению28. Обособленное подразделение может быть реорганизовано или ликвидировано внесением соответствующих изменений в устав юридического лица, в том же порядке, что и внесение изменений в устав по поводу создания филиала (представительства). Соответствующая запись заносится в ЕГРЮЛ, и обособленное подразделение снимается с налогового учета.

Из всего вышеизложенного  вытекает следующий вывод: нормотивно-правовыми актами детально регулируется порядок создания филиала (представительства), причем для обособленных подразделений иностранных юридических лиц порядок регистрации значительно осложнен процедурой аккредитации. Что касается непосредственной деятельности филиала (представительства), она регламентируется непосредственно положениями о создании филиала, в них же прописаны основные полномочия юридического лица по отношению к филиалу; следует отметить, что отношения между филиалами (представительствами) одного юридического лица, а также отношения между филиалом (представительством) и юридическим лицом не являются гражданско-правовыми, так как обособленные подразделения не являются субъектами гражданского права. Данные отношения регламентируются нормами корпоративного, трудового и налогового права. Кроме того, в определении термина обособленного подразделения в налоговом и гражданском праве возникает коллизия. Суды, при решении налоговых споров, руководствуются нормой НК РФ. В отношении гражданско-правовых споров суд руководствуется нормами, согласно которым изменения в устав по поводу создания либо прекращения деятельности обособленного подразделения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

3. Правовой  статус руководителя

филиал представительство  юридический ликвидация

Руководители филиалов и  представительств назначаются юридическим  лицом и действуют на основании доверенности.

Руководитель действует  не от имени обособленного подразделения. А от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдение общих  правил, закрепленных в статье 187 ГК РФ29 (нотариальное удостоверение, срок доверенности, переданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия изначальной доверенности; руководитель должен известить юридическое лицо о своих действиях).

Определение круга полномочий руководителя филиала в специальном  документе позволяет более мобильно менять виды и объем этих полномочий без внесения изменений в учредительные  документы юридического лица. Доверенность можно отменить или изменить в  любое время волеизъявлением  руководителя юридического лица.

Следует отметить, что после  вступления в силу ГК РФ судебная практика идет по пути признания легитимности и обязательности для юридического лица сделок, заключенных его обособленным подразделением без доверенности, но в пределах компетенции, определенной положением о нем. Невзгодина Е.Л. приводит пример, когда Арбитражный суд Омской области по делу ОАО «Транссибнефть»30. ОАО как истцу было отказано в удовлетворении иска о применении последствий недействительности сделки – договора аренды. Поскольку данный договор был заключен хотя и без доверенности от имени ОАО, однако Положением о филиале подразумевалось, что филиал компетентен, заключать данный договор.

Как отмечает Невзгодина Е.Л., к организуемым отношениям между контрагентами совершаемых руководителями филиалов (представительств) сделок вполне применимы по аналогии нормы о представительстве, т.к. в теории цивилистики нет модели, которая бы также подчеркивала относительную имущественную обособленность филиала (представительства) и в тоже время устанавливала контроль юридического лица за юридическими действиями обособленного подразделения.

Таким образом, представительства  в его классическом понимании  здесь нет, т.к. нет двух самостоятельных  субъектов, но с другой стороны, иной модели наделения руководителя филиала  или представительства правом, совершать  юридические действия от лица организации, нет, поэтому в данном случае используется квазипредставительство, которое в отношении руководителя оформляется доверенностью.

Соответственно, как и  применительно ко всякой доверенности, в отношениях с третьими лицами именно ее содержание, фиксирующее полномочия руководителя, а не положение о  филиале или представительстве, определяющее их внутренние отношения, будет иметь решающее значение в  отношениях с третьими лицами. Однако, как уже было обозначено выше, судебная практика признает в некоторых случаях обязательность сделки, заключенной от имени юридического лица руководителем обособленного подразделения без доверенности. Пример, который приводит Розенберг в комментариях: «В Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации был предъявлен иск российской организацией к австрийской фирме в связи с неоплатой части товаров, поставленных по двум контрактам. Ссылаясь на отсутствие полномочия у лица, подписавшего контракт от его имени, ответчик заявил о непризнании им компетенции МКАС при ТПП РФ. При вынесении решения по делу было указано, что контракты подписаны от имени ответчика лицом, которое во взаимоотношениях с истцом утверждало, что оно является руководителем постоянного представительства фирмы-ответчика в Москве. Это его утверждение подтверждалось совокупностью факторов, о которых арбитражу стало известно из показаний свидетелей истца, а именно: наличием офиса представительства с табличкой, в которой содержалось наименование фирмы-ответчика, печатью представительства, презентацией представительства, на которой присутствовал главный управляющий фирмы-ответчика, использованием фирменного бланка и факсимильной печати фирмы-ответчика на расписке этого лица, подтверждающей получение от истца документов, связанных с отгрузкой товара. Свидетелем со стороны истца также было показано, что на подписании одного из названных контрактов присутствовал главный управляющий фирмы-ответчика. На основании изложенных фактов арбитраж сделал вывод, что руководитель фирмы-ответчика, во-первых, знал о существовании представительства своей фирмы и санкционировал его открытие и, во-вторых, не мог не знать (в силу своего физического присутствия»31.

Информация о работе Основы гражданско-правового статуса филиала и представительств