Установление такого контакта
требует от защитника значительных
психологических усилий, направленных
на то, чтобы:
а) вызвать у подзащитного заинтересованность
в исходе дела, возбудить желание
общаться;
б) показать ему весомость или
слабость его доказательств, отметив
абсурдность некоторых рассуждений
или выводов;
в) создать у подзащитного определённое
эмоциональное состояние (например,
желание активно включиться в защиту
собственной судьбы) и снять психическое
напряжение.
Психика обвиняемого находится
под постоянно действующим раздражителем,
который в психологии называют
доминантой (учение о доминанте
было разработано А. А. Ухтомским5).
Под доминантой в русском языке понимают
господствующую идею, а в физиологии –
господствующий в данный момент очаг возбуждения
в центральной нервной системе, обладающий
повышенной чувствительностью к раздражителям
и оказывающий влияние на работу других
нервных центров. На этой основе (с учётом
прошлого опыта и нравственных качеств)
формируется внутренняя позиция личности,
система отношений к происходящему, готовность
действовать определённым образом, так
называемая оборонительная доминанта.
В задачу защитника входит снятие
такого психологического напряжения.
Психологический контакт устанавливается
при целенаправленном и планомерном изучении
адвокатом личности подзащитного, её свойств
(темперамента, характера, способностей
и др.) и умелом сопоставлении полученной
информации с особенностями сложившейся
обстановки. Адвокат должен максимально
использовать доверие подзащитного, чутко
и внимательно относиться к отклонениям
в его психическом состоянии и поведении.
Спокойная уверенность и уравновешенность
адвоката в общении с обвиняемым (подсудимым)
при тактически продуманной помощи в преодолении
психологического барьера между ними
способствует установлению психологического
контакта, доверия и взаимопонимания.
Особый характер носят
отношения между адвокатом-защитником
и прокурором-государственным обвинителем,
основу которых составляет общая цель
деятельности – установление истины по
делу. Оба они должны тщательно разобраться
в сложных человеческих судьбах и с различных
позиций (обвинения и защиты) объективно
объяснить преступление, т. е. показать
его социально-психологическую основу,
особенности эмоционального состояния
субъекта, а также характерологические
свойства личности.
В судебном заседании
должны иметь место взаимное
уважение сторон, честное отношение
к доказательствам, чувство такта
и меры в судебных прениях.
Адвокат активно должен оспаривать
всё, что сомнительно, неправильно,
несправедливо, но действовать
при этом разумно, давая волю
лишь положительным эмоциям и
подавляя отрицательные. Он должен
проявлять выдержку, такт, в случае
нанесения ему оскорбления –
требовать занесения данного
факта в протокол судебного
заседания. Взаимоотношения адвоката
с судом урегулированы процессуальным
законом. Причем «успех деятельности
адвоката, его роль в судебном
разбирательстве дела зависят
не только от его эрудиции,
профессиональной опытности, но
и от отношения к нему суда,
от того, как последний обеспечит
возможность осуществлять защиту,
использовать предусмотренные законом
права защитника. При этих условиях опытный,
решительный и принципиальный защитник
может смело оспаривать обвинение и добиваться
вынесения справедливого приговора»6.
Коммуникативные способности
адвокатов проявляются и при
подготовке и слушании групповых
дел в суде, когда важно чётко
определить солидарную позицию хотя бы
по части предъявленного обвинения. Взаимовыручка,
взаимопонимание, взаимоподдержка адвокатов
– обязательные условия их совместной
деятельности7.
2.4. Психология конструктивной
и удостоверительной деятельности
адвоката.
Конструктивная деятельность
адвоката во многом зависит
от ситуации, которая сложилась
на предварительном следствии
в суде. Её анализ позволяет
ему строить тактику защиты
и прогнозировать исход предварительного
следствия и судебного разбирательства
(в одних случаях он избирает
выжидательную, оборонительную тактику,
оспаривая по возможности неблагоприятные
по возможности неблагоприятные
факторы по мере их выяснения
в судебном процессе; в других
– наоборот, наступает, будучи
уверен в том, что доказательства,
имеющиеся в деле, очень уязвимы
и могут в судебном заседании подвергнуться
существенной переоценке). Защитник в
своей деятельности обязательно должен
руководствоваться важнейшими принципами
уголовно-процессуальной деятельности
– гласности, устности, непрерывности
и т. д. Нельзя забывать, что нет такого
принципа, который не имел бы глубокого
психологического содержания, не основывался
на положение психологической науки.
Защитник планирует своё
участие в намеченных следственных
действиях и судебном разбирательстве.
При этом его конструктивная
деятельность является регулятором
реализации намеченного плана
выяснения обстоятельств, смягчающих
или исключающих ответственность подзащитного,
а также всемерного обеспечения интересов
и процессуальных прав граждан8.
Адвокат должен вовремя
направлять различные ходатайства
следователю и жалобы прокурору
(например, при получении доказательств
с нарушением закона), запросы
в различные органы с целью
получения справок, характеристик
и иных документов для приобщения
их к материалам дела, составлять
жалобы в суд на незаконность
и необоснованность ареста или
продления срока содержания под
стражей.
В гражданском и уголовном
процессе конструктивная деятельность
адвоката проявляется в умении задавать
вопросы. Юристы считают, что ставить вопросы
не меньшее искусство, чем выступать в
прениях. Адвокат планирует порядок выяснения
обстоятельств происшествия с позиций
защиты, составляет перечень обязательных
вопросов (особенно для перекрестного
допроса свидетелей, потерпевших и др.).
Вопросы должны быть понятными, простыми,
доступными, краткими. Конечно, всё учесть
невозможно, но основные направления с
позиций права, логики мышления, психологического
подхода необходимо предусмотреть.
В процессе подготовки
дела (уголовного или гражданского)
к слушанию адвокат может заявить
ходатайство о назначении и
производстве экспертизы, предложить
вопросы для разрешения сведущими
лицами-экспертами, объяснить клиенту
характер (содержание) поставленных вопросов
и получить от него согласие на экспертное
исследование.
Действующее уголовно-процессуальное
законодательство почти не регулирует
содержания судебных прений, поэтому
адвокат должен чётко спланировать
содержание своей речи в суде.
Существуют три основные защитительные
позиции, которые и предопределяют
содержание, объём и построение
речи:
а) о смягчении наказания;
б) об изменении квалификации (переквалификации)
содеянного;
в) об оправдании подсудимого.
Защитник может (иногда обязан)
просить суд прекратить уголовное дело,
приостановить обвинительный приговор,
признать обвиняемого невиновным или
заболевшим психической (душевной) болезнью,
прекратить дело в отношении несовершеннолетнего,
удовлетворить гражданский иск и др. Он
обязан тщательно планировать каждое
своё выступление, определить очерёдность
подачи материала (доказательств) и спрогнозировать
затраты времени по каждому эпизоду и
выступлению на суде.
Определённые трудности
возникают, когда несколько защитников
защищают одного подсудимого.
В подобных случаях важно определить
характер, время, направление выступления
каждого адвоката, логическую зависимость
каждой защитительной речи, эффективность
и своевременность подключения
конкретного защитника. Поэтому
намечаются основное, последующее
и заключительное выступления.
«Каждый из защитников произносит
свою речь, а все речи в совокупности
дают общую позицию, т. е.
речь каждого из адвокатов
есть лишь заранее обусловленная
или составная часть общего
выступления (принцип эстафеты)»9.
Удостоверительная деятельность
адвоката – это в основном
составление процессуальных документов
(исковых заявлений, ходатайств,
кассационных жалоб и др.)
При ознакомлении с материалами
дела адвокаты используют портативные
компьютеры и средства множительной
техники (ксероксы и иные копировальные
аппараты) для перенесения необходимых
данных в своём досье. Завершение
ознакомления с делом оформляется протоколом.
Особое значение имеет
удостоверительная деятельность
адвоката в суде. Он требует
(через председателя суда) вносить
необходимые замечания в протокол
судебного заседания. Обычно он пользуется
этим правом при выступлении с репликами
(например, кто-либо из участников судебных
прений неправильно истолковал закон
или сделал выпад частного характера).
Представляется допустимым и правомерным
также использование адвокатом в судебном
заседании диктофона, так как аудиокассета
даёт возможность суду своевременно оценить
объективность замечаний на протокол
судебного заседания, заявленных защитником10.
2.5. Психология воспитательной
деятельности адвоката.
Воспитательная деятельность
адвоката базируется на профессиональной
подготовке и нравственных психолого-педагогических
качествах защитника. Педагогические
знания особенно активно используются
им в судебном заседании, когда
идёт перекрестный допрос. Задаваемые
им вопросы должны логически
вытекать один из другого, а
для этого нужны глубокие знания
материалов дела (предмета доказывания).
Он не вправе позволять втянуть
себя в обсуждение второстепенных
вопросов, принципиально не влияющих
на успех и интересы защиты.
Существенное значение имеет
педагогический такт адвоката
в общении. Здесь необходимо учитывать
возраст подзащитного (взрослый или несовершеннолетний);
установить психологический контакт с
допрашиваемым и другими участниками
судебного заседания; своим поведением,
отношением к свидетелю подчеркивать
важность информации, которую он даёт
акцентировать внимание суда на личности
подзащитного, формулировать вопросы
так, чтобы они были понятны допрашиваемому
и не содержали «скрытую» подсказку.
Психологические качества
играют существенную роль в
деятельности адвоката. Он должен
вести себя корректно по отношению
к прокурору, судье и другим
участникам судебного разбирательства,
не допускать грубости, пререканий,
бестактности, запальчивости, проявлять
твёрдость, смелость и решительность
в экстремальных ситуациях, не терять
контроль над собой и над ситуацией.
Защитнику нужно внимательно
относиться к доказательствам,
тщательно их анализировать, чётко
цитировать показания, умело оперировать
предъявляемыми сведениями и
фактами. Анализ доказательств не следует
сопровождать выпадами против свидетелей,
сторон и т. д. Своё отношение к анализу
доказательств противоположной стороны
он должен дать в защитительной речи, где
может указать и на недостойное поведение
свидетелей, потерпевших и пр.
Психологические познания
защитника проявляются в его
речи и консультационной деятельности
(письменной и устной). Речь адвоката
должна отличаться корректностью,
убедительностью, уважением к
правосудию, быть понятной и доходчивой.
Необходимо помнить, что одно
неудачное слово, неуважительное
отношение к клиенту, участникам
судебного разбирательства могут
негативно повлиять на эффективность
его деятельности.
В судебном следствии
защитник должен стремиться создать
нужный психологический климат,
в какой-то мере расположить
участников процесса к себе, личности
подсудимого или ответчика.
Важным условием эффективности
деятельности защитника является
законность тактических и психологических
средств защиты. Адвокат не имеет
права использовать для защиты
запрещенные правовыми и этическими нормами
средства; домогаться показаний, представляющих
интерес для защиты, путем насилии, угроз
и иных незаконных мер; подстрекать в тех
же целях лиц к заведомо ложному доносу;
понуждать свидетеля или потерпевшего
к даче ложных показаний, а эксперта –
к даче ложного заключения либо с той же
целью подкупать этих лиц. Адвокат может
и должен использовать существующие пробелы
и противоречия в действующем законодательстве,
если это целесообразно в интересах защиты11.
Избранные защитником средства
не должны навредить подзащитному
(клиенту). Тактические и психологические
средства защиты должны быть
этичны, т. е. соответствовать
требованиям нравственности, морали,
общей и судебной этики (например,
они не должны основываться
на сведениях, унижающих честь
и достоинство обвиняемого, потерпевшего
и других лиц; безмотивно подрывать
авторитет следственных, судебных и других
органов). Этические моменты важны на этапе
консультативной деятельности, когда
решается вопрос о ведении защиты в уголовном
или гражданском деле. Адвокат обязан
соблюдать этические нормы в процессе
принятия дела к своему производству.
Отказ без уважительной причины клиенту
считается нарушением нравственных норм.
Особое значение придаётся
принципам профессиональной этики,
которые регулируют взаимоотношения
адвоката с потерпевшим, свидетелями,
следователем, прокурором и др. деловые
отношения не должны пересекаться
с личными. Процессуальное законодательство
охраняет адвокатскую деятельность, установив
запрет на допрос защитника или представителя
в качестве свидетеля о тех обстоятельствах,
которые стали ему известны в связи с выполнением
данных обязанностей. Кроме того, адвокат
должен хранить тайну и после выполнения
своих профессиональных обязанностей12.
Заключение.
Мы увидели, что в деятельность
адвоката - это тяжёлый труд, заключающийся
не только в правовой, но и психологической
сфере. Для того чтобы быть успешным, адвокату
нужно обладать следующими свойствами:
1) свойства когнитивных процессов:
- мышление: аналитичность, т.е.
способность выделять наиболее существенные
аспекты предварительного и судебного
следствия; критичность; логичность; умение
замечать противоречия; стратегичность;
- речь: ораторские способности,
культура речи, образность, выразительность,
дискурсивность (рассудочность, логичность,
противоположность интуитивному, чувственному);