ИФНС по Ленинскому району
города Ульяновска сообщает, что за 11 месяцев
2011 года налоговыми органами собрано в
консолидированный бюджет Российской
Федерации 26 695,4 млн. руб., что на 9,8% или
2 389,1 млн. руб. больше, чем в аналогичном
периоде прошлого года.
Исходя из анализа можно сделать
вывод, что доходы бюджетной системы можно
распределились следующим образом: 75,9%
от общего объёма поступлений мобилизовано
в территориальный бюджет, 24,1% – в федеральный
бюджет. Основная масса доходов обеспечена
поступлениями налога на доходы физических
лиц (30,3%), налога на прибыль (22,6%), НДС
(12,4%), акцизов (9,3%), платежами за пользование
природными ресурсами (9,2%).
От сюда следует, что поступления
в федеральный бюджет составили 6 439,6 млн.
руб., в территориальный бюджет вовлечено
налоговых платежей в сумме 20 255,8 млн. руб.
Из общей суммы поступлений территориального
бюджета в бюджет области мобилизовано
14 944 млн. руб., в местные бюджеты – 5 311,8
млн. рублей. Динамика поступлений составила
121,1% и 108,4% соответственно. Рост поступлений
сложился по следующим налогам: акцизам
– на 1084,1 млн. руб. или в 1,8 раза, налога
на доходы физических лиц – на 811,6 млн.
руб. или 11,2%, транспортному налогу с физических
лиц – на 111,2 млн. руб. или 35,0%, налогам на
совокупный доход – на 239,1 млн. руб. или
21,7 процентов9.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВООВАНИЕ
ИФНС ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г.УЛЬЯНОВСКА
Исторический опыт стран рыночной
демократии подтверждает, что даже такой
противоречивый процесс, как согласование
налоговых интересов разных собственников,
можно осуществлять на демократической
основе. Но для создания эластичной налоговой
системы требуются постепенные и длительные
преобразования, и прежде всего институтов
собственности и власти.
К основным порокам налоговой
инспекции можно отнести следующие.
1. Нестабильность налоговой
политики;
2. Чрезмерное налоговое
бремя, возложенное на налогоплательщика;
3. Уклонение от уплаты
налогов юридическими лицами, вызванное
в том числе отменой инвестиционной льготы;
4. Чрезмерное распространение
налоговых льгот, что приводит
к огромным потерям бюджета (правда,
в последние годы многие из
них были отменены). Опыт развитых
стран свидетельствует о целесообразности
зачисления льгот в налоговые
расходы государства и включения
их в расчеты эффективности
государственного сектора экономики;
5. Отсутствие стимулов
для развития реального сектора экономики;
6. Эффект инфляционного
налогообложения. В условиях инфляции
капитал с длительным циклом
оборота (фермерский, промышленный) несет
дополнительную налоговую нагрузку;
7. Чрезмерный объем начислений
на заработную плату;
8. Единая ставка налога
на доходы физических лиц. Во
всем мире лица с более высокими
доходами платят в бюджет более
весомые налоги, а малообеспеченные
слои населения от них освобождаются.
С отменой прогрессивной шкалы
подоходного налога оказался
нарушен один из важнейших принципов
налогообложения - его справедливость.
Кроме того, при установлении предела
для стандартных вычетов по налогу на
доходы физических лиц, этот общий
для всех налогоплательщиков элемент
обложения “дискриминируется” по сравнению
с другими вычетами, для которых лимиты
по доходам не установлены.
К числу других
пороков проводимой сейчас в налоговой
системы относятся:
- ярко выраженная
регрессивность налогообложения (только
низкооплачиваемые наемные работники
платят подоходные и социальные налоги
в полном объеме);
- перенос
основного налогового бремени на производственные
отрасли;
- тенденция
к расширению доли прямых налогов;
- исключение
из налогообложения экономических выгод,
извлекаемых не в форме рублевых денежных
доходов (например, в порядке прямого присвоения
имущества, в виде наличных инвалютных
доходов и т. д.).
Большой резерв
для налогообложения сосредоточен в теневой
экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения,
и при желании владельцев крайне сложно
вернуться в легальную производственную
сферу: крупные инвестиции могут привлечь
внимание налоговых органов к источнику
средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие
в теневой оборот, так в нем и остаются
или вывозятся за границу.
Основные направления совершенствования
налоговой политики
В соответствии с принципами
среднесрочного финансового планирования
Министерством финансов Российской Федерации
в 2007 году был впервые разработан документ,
определяющий концептуальные подходы
формирования налоговой политики в стране
на трехгодичный плановый период 2008 - 2010
годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия,
предусматривающие изменение в 2008 - 2010
годах налогового законодательства в
части налогового администрирования,
а также порядка исчисления и уплаты отдельных
налогов и сборов, отражены в Основных
направлениях налоговой политики, одобренных
Правительством Российской Федерации
в марте 2007 года.
Правительство
Российской Федерации поручило федеральным
органам исполнительной власти учитывать
Основные направления налоговой политики
в Российской Федерации в процессе бюджетного
проектирования на 2008 год и на период до
2010 года. Указанным документом следует
руководствоваться при планировании как
федерального бюджета, так и при подготовке
проектов ежегодных бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Помимо решения
задач в области бюджетного планирования
"Основные направления налоговой инспекции"
на трехлетний период позволяют определить
для всех участников налоговых отношений
среднесрочные ориентиры в налоговой
сфере, что приводит к повышению стабильности
и определенности условий ведения экономической
деятельности на территории Российской
Федерации. Несмотря на то обстоятельство,
что "Основные направления налоговой
инспекции" не являются нормативным
правовым актом, этот документ представляет
собой основание для внесения изменений
в законодательство о налогах и сборах,
которые разрабатываются в соответствии
с предусмотренными в нем положениями.
Такой порядок приводит к увеличению прозрачности
и прогнозируемости налоговой политики
государства.
На сегодняшний
день решены не все задачи, поставленные
в ходе налоговой реформы. Поэтому эта
отрасль законодательства будет динамично
изменяться.
В трехлетней
перспективе приоритеты Правительства
Российской Федерации в области налоговой
политики остаются такими же, какими они
и были запланированы на период 2008 - 2010
годов - создание эффективной, сбалансированной
налоговой и бюджетной системы, отказ
от необоснованных мер в области увеличения
налогового бремени.
С точки зрения
количественных параметров российской
налоговой системы с учетом изменений,
которые предполагается реализовать в
среднесрочной перспективе, цели налоговой
политики, поставленные в основных направлениях.
Речь идет о следующих стратегических
целях:
1) Сохранение
уровня номинального налогового бремени
в среднесрочной перспективе при условии
поддержания сбалансированности бюджетной
системы. При этом с учетом принятых расходных
обязательств бюджетной системы, а также
заложенного в долгосрочном периоде увеличения
социальной направленности бюджетной
политики, в условиях изменчивости прогнозов
внешнеэкономической конъюнктуры, снижение
налоговой нагрузки на экономических
агентов возможно при сбалансированном
снижении налоговых ставок, а также путем
перераспределения налоговой и административной
нагрузки с помощью проведения структурных
преобразований налоговой системы - повышения
качества налогового администрирования,
нейтральности и эффективности основных
налогов;
2) Унификация
налоговых ставок, повышение эффективности
и нейтральности налоговой системы за
счет внедрения современных подходов
к налоговому администрированию, оптимизации
применяемых налоговых льгот и освобождений,
интеграции российской налоговой системы
в международные налоговые отношения.
Таким
образом, настоящие "Основные направления
налоговой политики на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов" составлены с учетом
преемственности базовых целей и задач,
поставленных в документе, определяющем
стратегию налоговой реформы на 2008 - 2010
годы.
Основные
направления налоговой политики на 2009
- 2011 годы:
1.Контроль за трансфертным
ценообразованием в целях налогообложения;
2. Налогообложение
дивидендов, выплачиваемых российским
лицам;
3. Регулирование
налогообложения контролируемых иностранных
компаний;
4. Проблемы
определения налогового резидентства
юридических лиц;
5. Введение
института консолидированной налоговой
отчетности при исчислении налога на прибыль
организаций;
6. Совершенствование
налога на добавленную стоимость;
7. Индексация
ставок акцизов;
8. Налогообложение
организаций при совершении операций
с ценными бумагами;
9. Налогообложение
налогом на доходы физических лиц при
совершении операций с ценными бумагами;
10. Совершенствование
налога на имущество физических лиц (введение
налога на недвижимость);
11. Совершенствование
системы вычетов, предоставляемых по налогу
на доходы физических лиц;
12. Совершенствование
налога на добычу полезных ископаемых;
13. Создание
особых экономических зон портового типа;
14. Внесение
изменений в налоговое законодательство
в связи с созданием целевого капитала
некоммерческих организаций и создания
благоприятных условий для функционирования
некоммерческих организаций в социально
значимых областях;
15. Совершенствование
налогового законодательства в части
регулирования учетной политики налогоплательщиков;
16. Международное
сотрудничество, интеграция в международные
организации и соглашения, информационный
обмен;
17. Введение в налоговое
законодательство понятия индексируемой
налоговой единицы;
18. Создание
налоговых стимулов для осуществления
инновационной деятельности;
19. Реформирование
налога на игорный бизнес;
20. Совершенствование
порядка налогообложения при реализации
концессионных соглашений10.
Заключение
Таким образом, налоговые органы
составляют единую централизованную систему
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему Российской Федерации
налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему Российской Федерации
иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, и его территориальные органы.
Налоговая система Российской Федерации
является важнейшим элементом развития
рыночной экономики. Именно налоги составляют
доходную часть федерального, региональных
и местных бюджетов страны, являясь,
таким образом, основным источником
доходов государства. Выполняя фискальную
функцию, налоги, кроме того, представляют
собой важнейший инструмент экономического
воздействия государства на структуру
и динамику общественного воспроизводства
и социально- экономические параметры
страны. Существующая в России система
налогообложения нуждается в дальнейшем
совершенствовании, основные направления
которого состоят в следующем: стимулировать
развитие экономической деятельности
и, прежде всего, производство материальных
благ, обеспечить бюджетными ресурсами
покрытие общегосударственных нужд в
области экономики, обороны и международных
обязательств, обеспечить финансирование
из государственного бюджета субъектов
Российской Федерации, которые нуждаются
в дотациях, и финансирование социальных
расходов. Для решения этих вопросов можно
использовать опыт ведущих индустриальных
стран в области налоговой политики, учитывая,
российскую специфику.
За время прохождения практики,
я приобрела практические навыки работы
в налоговых органах, закрепила и углубила
свои теоретические знания области налогообложения,
приобрела навыки использования законодательства
в конкретных случаях, повысила свою профессиональную
подготовку.
Считаю, прохождение производственной
практики успешным. Уверенна, что полученные
практические навыки пригодятся мне в
будущей работе по специальности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК:
1.Крохина Ю. А. Налоговое
право. Учебник. Изд. Юрайт, 2010 г. – 429 с.
2. Сальникова Л. В, Еналеева
И. Д. Налоговое право России. Учебник.
М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2011 – 314 с.
3. Положение о Федеральной
налоговой службе, утвержденному
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 сентября 2008 г. № 506.
4. Федеральный Закон
от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной
гражданской службе РФ»
5. Федеральный Закон
от 27 мая 2009 года №58-ФЗ «О системе
государственной службы РФ»
6. Положение об Инспекции
федеральной налоговой службы
по району, району в городе, городу
без районного деления и инспекции
федеральной налоговой службы
межрайонного уровня – Приказ
Минфина РФ от 09.08.2005 №101Н
7. http://www.r73.nalog.ru/imns/ifns73_lr/
8. Масальская М.Л. “Бухгалтерский
учет и налогообложение на
малых предприятиях”, справочное
пособие: Москва, АО “ДИС” , 2010 г
9. Истратова М. В. , эксперт
"РНК" // "Российский налоговый
курьер" 2010г.
10. Дмитриева Н. Г., Дмитриев
Д. Б. Специальные налоговые режимы
// Налоги, 2009, №2, с. 29-35.
11. Викторова Н.Г., Харченко
Г.П. Налоговое право. – СПб: Питер
, 2010
12. Андреева И. «О критериях
выделения малого и среднего
бизнеса» // «Общество и экономика».
- 2009. - № 7.
13. Кустова Н.В., Ногина О.А.,
Шевелева Н.А. Налоговое право России:
Общая часть: Учебник. - М.: Юрист, 2009
14. Организация налогового
планирования в российских компаниях/
В.А. Бабанин// Финансовый менеджмент.
– 2010. - № 1 – с. 20 - 23.
15. Влияние налоговой
системы на эффективность деятельности
предприятия/ В.В. Титов// Финансы –
2009-№ 2–с. 42 - 46.
1
Крохина Ю. А. Налоговое право. Учебник.
Изд. Юрайт, 2010 г. – 49 с.
2
Сальникова Л. В, Еналеева И. Д. Налоговое
право России. Учебник. М.: ЮСТИЦИНФОРМ,
2011 – 114 с.
3
Положение о Федеральной налоговой службе,
утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 сентября 2008
г. № 56.
4
Положение об Инспекции федеральной налоговой
службы по району, району в городе, городу
без районного деления и инспекции федеральной
налоговой службы межрайонного уровня
– Приказ Минфина РФ от 09.08.2005 №101Н