Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа
В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).
Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.
1. Понятие и особенности административного процесса……………….3
2. Принципы административного процесса
Список используемых источников
Содержание
Список используемых источников
В общем смысле процесс
можно определить как совокупность
последовательных действий, совершаемых
для достижения определенного результата;
порядок осуществления какой-
Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.
Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.
Государственно-управленческая
деятельность в основном сориентирована
на решение задач позитивного
характера; юрисдикция не является определяющим
ее содержание признаком, а сама она
не совпадает с судебно-
С юридической точки зрения
процесс имеет своим
Другими словами, административный
процесс обеспечивает соблюдение соответствующих
правил поведения, т.е. правоприменение,
а занимаются этим субъекты исполнительной
власти. Но надо помнить, что в равной
мере субъекты исполнительной власти
реализуют и санкции
Следовательно, осуществляя
государственно-управленческую деятельность,
соответствующие исполнительные органы
(должностные лица) совершают административно-
Налицо, таким образом, два
направления, по которым административный
процесс воплощается в
Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного процесса.
Во-первых, административный процесс иногда рассматривается широко, т.е. фактически как совокупность всех действий, совершаемых названными субъектами для реализации своей компетенции. Сама государственно-управленческая деятельность во всех ее многообразных проявлениях трактуется, таким образом, как административный процесс.
Во-вторых, административный процесс понимается как деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц) по реализации санкций материальных норм административного права. Таково узкое понимание административного процесса как правоохранительной, т.е. юрисдикционной, деятельности. Это сближает его с судебно-процессуальной деятельностью.
Большая часть ученых-
Необходимо отметить, что управленческие действия, связанные с реализацией, например, разрешений, дозволений, регистрации, с подготовкой правовых актов и т.п., с совершением распорядительных акций правоисполнительного характера, также являются процессуальными.
Что же касается юрисдикционного варианта административно-процессуальной деятельности, то он в основном юридически закреплен достаточно единообразно, во всяком случае, в своих наиболее показательных вариантах. Это — КоАП, частично Таможенный Кодекс, некоторые элементы юрисдикции по дисциплинарным делам, по рассмотрению и разрешению жалоб граждан. Но и в данном случае далеко не все дела юрисдикционного характера разрешаются на базе единых правил.
В подобной ситуации имеются
достаточные основания для
Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком смысле (правоохранительном), составляет административно-процессуальная деятельность:
а)административно-
б) административно-процедурная.
В первом случае мы имеем
осуществление исполнительными
органами (должностными лицами) функции
правоохраны в порядке
Во втором случае имеются
в виду распорядительные действия исполнительных
органов (должностных лиц) по осуществлению
установленных административно-
Фактически при любом
понимании административно-
Следовательно, основанием
административно-процессуальной деятельности
являются именно индивидуальные дела.
Предписания правовых норм практически
реализуются в индивидуальных действиях
тех или иных органов по фактам
индивидуального характера (например,
по факту совершения административного
правонарушения или дисциплинарного
проступка, по факту выдачи разрешения
на совершение определенного вида деятельности,
по факту обжалования
Под индивидуальным административным
делом следует понимать возникающий
в сфере государственно-
Административно-процессуальная
деятельность регламентируется процессуальными
нормами административного
Следует учитывать, что часть процессуальных действий исполнительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов, в этом случае эти действия выражаются в применении регламентированных правом процессуальных мер. Например, это некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное задержание физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.).
На основе изложенного
административный процесс может
быть представлен в качестве урегулированной
административно-
Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера индивидуальных дел формируется понятие административного производства.2
Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.
Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, моно сформулировать общие свойства административного процесса:
а) участие одного или нескольких органов исполнительной власти, органов управления;
б) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц;
в) участие граждан и юридических лиц как инициаторов процесса;
г) наличие стадий процесса - подача иска, заявления, жалобы, сбор и оценка документальной информации, заслушивание сторон, принятие решений, обжалование решений, исполнение решений,
д) юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах.
Возможны
разновидности
а) административно-иерархический процесс, когда дела рассматриваются в порядке подчиненности в упрощенном порядке внутри учреждения или системы управления;
б) административный процесс, осуществляемый специально уполномоченными или образованными органами (административными комиссиями и т.д.);
в) смешанный административный процесс, когда его элементы как бы входят в рамки другого процесса (бюджетного, налогового и т.д.);
2. Принципы административного процесса
Являясь составной частью
управленческой деятельности, административный
процесс базируется на общих принципах
государственного управления. Вместе
с тем эти общие принципы управления
находят свое специфическое выражение
в административном процессе. К основным
принципам административного
— законность;
— объективность (материальная истина);
— равенство человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело;
— гласность административного процесса;
— ведение дела на национальном языке;
— экономичность и эффективность процесса;
— ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).
Принцип законности административного
процесса основан на требованиях
Конституции. Его сущность состоит
в том, что применение норм материального
права или иная форма реализации
во всех случаях должны быть законными.
Нормы реализуются в строгом
соответствии с порядком, предписанным
административно-
Информация о работе Понятие и особенности административного процесса