Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа
В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).
Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.
1. Понятие и особенности административного процесса……………….3
2. Принципы административного процесса
Список используемых источников
Принцип объективности (материальной
истины) означает всестороннее и объективное
исследование всех обстоятельств дела.
Для установления истины важно не
ограничиваться заявлениями участников
административного процесса, а проверять
документы, подтверждающие факты, показания
свидетелей и достоверность их показаний.
Этот принцип обязывает субъекта
управления при рассмотрении дела использовать
все имеющиеся в его
Принцип материальной истины особенно важен потому, что применение права субъектами управления сопряжено не только с установлением и анализом фактов и обстоятельств, но и с воздействием на эти факты и обстоятельства в процессе применения правовых норм. Так, сотрудник милиции, налагая на правонарушителя штраф на месте, не только применяет соответствующую административно-правовую норму, но и непосредственно воздействует на виновного, т.е. он в одном лице является «следователем», «судьей» и «органом», исполняющим взыскание.
Сущность принципа равенства
человека и гражданина перед законом
и органом, разрешающим дело, состоит
в закреплении определенного
административно-
Принцип гласности административного
процесса заключается в !публичности
процесса и его доступности гражданам.
Процесс ведется, как правило, открыто,
за исключением случаев, когда это
противоречит интересам охраны государственной
тайны, а также сохранению сведений
об интимных сторонах жизни участвующих
в деле лиц. Участникам процесса предоставляется
возможность беспрепятственно пользоваться
процессуальными правами, знакомиться
с материалами дела, документами
и др. К участию в административном
процессе могут привлекаться представители
общественности, прессы. Заинтересованные
в деле органы, организации и граждане
могут знакомиться с
Принцип ведения дела на национальном языке означает, что процесс ведется на русском языке или на языке республики в составе федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства и т.п. на родном языке через переводчика.
Принцип экономичности и
эффективности процесса направлен
на обеспечение такой организации
процесса, которая не требовала бы
больших материальных затрат и вместе
с тем обеспечивала бы быстроту процесса
без излишнего обременения
Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Согласно этому принципу должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного акта (решения), несут дисциплинарную или уголовную ответственность.3
Наряду с основными принципами действуют и другие принципы, вытекающие из основных или имеющие более узкую сферу применения, которая ограничивается рамками конкретных административно-процессуальных институтов.
Структура административного процесса.
Вопрос о структуре
административного процесса, его
составных частях, то есть о видах
производств, должен решаться в зависимости
от характера той процессуальной
деятельности, которая выражает правовую
часть государственного управления
и, следовательно, заключает в себе
свойства управленческой деятельности.
Другая особенность административного
процесса связана с более широкой
сферой действия этого вида процесса,
по сравнению с гражданским и
уголовным. В юридической литературе
высказываются различные
Вот один из вариантов решения этого вопроса. По мнению Козлова Ю. М., к видам административных производств относятся:
-производство по организации аппарата государственного управления;
-производство по заявлениям и ходатайствам граждан, связанным с реализацией принадлежащих им субъективных прав;
-производства по жалобам на неправильные действия должностных лиц;
-производство по делам о применении принудительных мер (дисциплинарных, материальных и административных);
-производство по делам связанным с применением материальных норм трудового, земельного, финансового права.
Главное при решении вопроса
о структуре административного
процесса состоит в отыскании
критерия, который давал бы возможность
выделить однородные группы административных
дел, рассмотрение которых составило
бы содержание соответственных видов
производств. Таким критерием может
служить характер индивидуально-конкретных
дел, возникающих в сфере
Так, например все дела по
жалобам граждан на неправомерные
действия должностных лиц объединяет
сам характер обращения, который
заключается в уведомлении
Руководствуясь названным критерием можно различать:
1. Производство по принятию нормативных актов государственного управления;
2. Производство
по предложениям и заявлениям
граждан и организаций о
3. Производство
по административно-правовым
4. Производство
по организационным делам в
аппарате государственного
5. Производство
по делам о применении
Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные виды производств связывает во едино коренная общность, дающая основание говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса.
Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и административно-процессуальных нор можно выделить следующие виды административного производства:
-производство по делам об административных правонарушениях;
- дисциплинарное производство;
-производство по жалобам;
-согласительное производство.
Задачи производства по делам
об административных правонарушениях
заключаются в обеспечении
Список используемых нормативно правовых актов
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 03.07.2006
3. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006)
Список используемых источников
1. Административное право.
Учебник под ред. Ю.М. Козлова,
2. Курс административного права и процесса. Тихомиров Ю.А. – М., 2008.
3. Административное право. Овсянко Д.М. – М., 2007.
1 <*> Лория В.А. 1) Административный процесс
и его кодификация. С. 28 - 29; 2) Административно-процессуальные
нормы и их виды // Сов. государство и право.
1974. N 11; 3) О кодификации административно-
2 <*> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 23.
3 <*> Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2007. С. 154.
Информация о работе Понятие и особенности административного процесса