Понятие и особенности административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).
Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.

Содержание работы

1. Понятие и особенности административного процесса……………….3
2. Принципы административного процесса
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

процесс 2.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное  исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять  документы, подтверждающие факты, показания  свидетелей и достоверность их показаний. Этот принцип обязывает субъекта управления при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить. В случае необходимости следует истребовать нужные документы, провести проверки, экспертизы и принять другие меры для объективного разрешения дела. Законодательство обязывает правоприменителя, субъекта управления внимательно разобраться в существе дела, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке фактов.

Принцип материальной истины особенно важен потому, что применение права субъектами управления сопряжено  не только с установлением и анализом фактов и обстоятельств, но и с  воздействием на эти факты и обстоятельства в процессе применения правовых норм. Так, сотрудник милиции, налагая  на правонарушителя штраф на месте, не только применяет соответствующую  административно-правовую норму, но и  непосредственно воздействует на виновного, т.е. он в одном лице является «следователем», «судьей» и «органом», исполняющим  взыскание.

Сущность принципа равенства  человека и гражданина перед законом  и органом, разрешающим дело, состоит  в закреплении определенного  административно-процессуального статуса, согласно которому каждый человек и  гражданин независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других  обстоятельств равен перед  законом и органом, который разрешает  то или иное управленческое дело. Кроме  того, этот принцип предполагает необходимость  оказания соответствующей правовой помощи участнику административного  процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность  органа, разрешающего дело, следить  за тем, что бы участники административного  процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные  наних обязанности.       

Принцип гласности административного  процесса заключается в !публичности  процесса и его доступности гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это  противоречит интересам охраны государственной  тайны, а также сохранению сведений об интимных сторонах жизни участвующих  в деле лиц. Участникам процесса предоставляется  возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться  с материалами дела, документами  и др. К участию в административном процессе могут привлекаться представители  общественности, прессы. Заинтересованные в деле органы, организации и граждане могут знакомиться с материалами  дела и принятыми по делу решениями. Многие решения оглашаются публично.

Принцип ведения дела на национальном языке означает, что  процесс ведется на русском языке  или на языке республики в составе  федерации, автономной области, автономного  округа или на языке большинства  населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется  процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства и т.п. на родном языке  через переводчика.

Принцип экономичности и  эффективности процесса направлен  на обеспечение такой организации  процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без излишнего обременения участников процесса. Экономичности и эффективности  процесса во многом способствуют установленные  законодательством точные сроки, в  течение которых должно быть рассмотрено  и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу (вопросу) решение.

Принцип ответственности  за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Согласно этому  принципу должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного акта (решения), несут дисциплинарную или уголовную ответственность.3

Наряду с основными  принципами действуют и другие принципы, вытекающие из основных или имеющие  более узкую сферу применения, которая ограничивается рамками  конкретных административно-процессуальных институтов.

Структура административного  процесса.

Вопрос о структуре  административного процесса, его  составных частях, то есть о видах  производств, должен решаться в зависимости  от характера той процессуальной деятельности, которая выражает правовую часть государственного управления и, следовательно, заключает в себе свойства управленческой деятельности. Другая особенность административного  процесса связана с более широкой  сферой действия этого вида процесса, по сравнению с гражданским и  уголовным. В юридической литературе высказываются различные суждения по вопросу о структуре административного  процесса. При этом надо отметить постановка вопроса о структуре административного  процесса правомерна лишь при широком, а не юрисдикционном подходе к  этому правовому явлению.

Вот один из вариантов решения  этого вопроса. По мнению Козлова  Ю. М., к видам административных производств  относятся:

-производство по организации аппарата государственного управления;

-производство по заявлениям и ходатайствам граждан, связанным с реализацией принадлежащих им субъективных прав;

-производства по жалобам на неправильные действия должностных лиц;

-производство по делам о применении принудительных мер (дисциплинарных, материальных и административных);

-производство по делам связанным с применением материальных норм трудового, земельного, финансового права.

Главное при решении вопроса  о структуре административного  процесса состоит в отыскании  критерия, который давал бы возможность  выделить однородные группы административных дел, рассмотрение которых составило  бы содержание соответственных видов  производств. Таким критерием может  служить характер индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие  для данной группы дел.

Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные  действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который  заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении  субъективного права или законного  интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она  пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения.

Руководствуясь названным  критерием можно различать:

1.     Производство  по принятию нормативных актов  государственного управления;

2.     Производство  по предложениям и заявлениям  граждан и организаций о реализации  принадлежащих им прав в сфере  государственного управления;

3.     Производство  по административно-правовым жалобам  и спорам;

4.     Производство  по организационным делам в  аппарате государственного управления;

5.     Производство  по делам о применении принудительных  мер в сфере государственного  управления.

Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные  виды производств связывает во едино  коренная общность, дающая основание  говорить о каждом из них, как о  составной части общего понятия  административного процесса.

Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как  по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и  административно-процессуальных нор  можно выделить следующие виды административного  производства:

-производство по делам об административных правонарушениях;

- дисциплинарное производство;

-производство по жалобам;

-согласительное производство.

Задачи производства по делам  об административных правонарушениях  заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого  дела; разрешении его в точном соответствии с действующим законодательством; обеспечении исполнения вынесенного  по делу постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих  совершению административных правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов  и укрепления правопорядка (ст. 225).

Список используемых нормативно правовых актов

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 03.07.2006

3. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006)

 

Список используемых источников

1. Административное право.  Учебник под ред. Ю.М. Козлова,  Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2009.

2. Курс административного  права и процесса. Тихомиров Ю.А.  – М., 2008.

3. Административное право.  Овсянко Д.М. – М., 2007.

1 <*> Лория В.А. 1) Административный процесс и его кодификация. С. 28 - 29; 2) Административно-процессуальные нормы и их виды // Сов. государство и право. 1974. N 11; 3) О кодификации административно-процессуального законодательства

2 <*> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 23.

3 <*> Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2007. С. 154.

 


Информация о работе Понятие и особенности административного процесса