Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:49, доклад
Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.
Понятие закона и его признаки
Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.
И до сих пор, на протяжении длительного времени закон как форма (источник) права привлекает к себе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения.
Закон вместе с обществом и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется и изменяется. Вырабатываются и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.
В узком значении слова
«закон - это нормативно-правовой акт,
принимаемый высшим представительным
органом государства в особом
законодательном порядке, обладающий
высшей юридической силой и
Признаки закона:
1) Принимается только
органом законодательной
2) Регулирует основные, наиболее
значимые общественные
3) Включает максимально
общие, обобщающие нормы,
4) Имеет особые процедуры
принятия, дополнения, изменения и
отмены в особом
5) В идеале должен выражать
волю и интересы всего
6) Обладает верховенством в романо-германских правовых системах
(является основной, базовой
формой права и обладает
Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, придавая ему качество верховенства.
Верховенство закона в свою очередь означает:
Ш в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
Ш никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.
Ш все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;
Ш законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;
1.2 Виды законов
Хотя законы схожи между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.
В зависимости от значимости
содержащихся в них норм в Российской
Федерации различают
Конституция - «это основной
закон государства (Республики в
составе федерации), основополагающий
учредительный политико-
ь Принимается народом (или от имени народа)
12 декабря 1993 г. было
проведено всенародное
ь Имеет учредительный характер
В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства.
ь Обладает высшей юридической силой
Об этом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
ь Является основной для всех иных источников права
Особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества -- политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
ь Имеет прямое действие и всеохватывающий характер
Это объясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.
ь Отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специально процедурой внесения поправок
Конституции Российской Федерации
задействована вся система
ь Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок внесения поправок и пересмотра ее содержания.
Как явствует из Конституции
РФ, она может быть подвергнута
пересмотру, а также в нее могут
быть внесены отдельные поправки.
Пересмотру подлежат лишь положения 1,
2-й и 9-й глав Конституции России,
но они не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием
Право на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ являются:
· Президент РФ
· Правительство РФ;
· Совет Федерации
· Государственная Дума;
· Законодательные (представительные) органы субъектов РФ
· Группа численностью не менее '/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Только если речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей
Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.
Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.
После того как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
По своей структуре Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы.
Первый раздел Конституции России включает девять глав.
1. Основы конституционного строя (ст. 1 -- 16).
2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17--64).
3. Федеративное устройство (ст. 65--79).
4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93).
5. Федеральное Собрание (ст. 94-109).
5 Правительство Российской Федерации (ст. 110-117).
7 Судебная власть (ст. 118-129).
8 Местное самоуправление (ст. 130-133).
9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).
Второй раздел Конституции России включает заключительные переходные положения: о ее введении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного соглашения; о порядке использования законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.
К числу конституционных законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.
Обыкновенные законы - это
акты текущего законодательства, посвященные
различным сторонам жизни общества:
политической, экономической, духовной,
социальной, жизни общества. Как
и все остальные законы, они
обладают высшей юридической силой,
но не могут противоречить
Обыкновенные законы делят
на две основные группы: кодификационные
и текущие. К кодификационным
относятся Основы (стержневые начала)
законодательства РФ и кодексы. Основы
- это федеральный закон, который
учреждает принципы и устанавливает
общие положения урегулирования
сфер общественной жизни или определенных
отраслей права. Кодекс - законодательный
акт, в котором совмещены на основании
единых принципов нормы, достаточно
детально регулирующие систематизированные
нормы какой-либо отрасли, нескольких
отраслей или части отрасли права.
Структура кодекса часто
Россия является федеративным
государством, поэтому существует деление
законов на федеральные и законы
субъектов Федерации. Федеральные
законы функционируют на территории
всей страны. Федеральный закон обладает
большей юридической силой, чем
субъект Федерации, и в случае
их разногласия применяется