Понятие закона и его признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:49, доклад

Описание работы

Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.

Файлы: 1 файл

Закон как источник права.docx

— 27.60 Кб (Скачать файл)

Понятие закона и его признаки

Для того чтобы успешно  выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой  формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон  как источник права известен с  древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.

И до сих пор, на протяжении длительного времени закон как  форма (источник) права привлекает к  себе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения.

Закон вместе с обществом  и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется  и изменяется. Вырабатываются и формируются  взгляды о нем, о его отдельных  характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные  о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление  о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

В узком значении слова  «закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения  с точки зрения интересов и  потребностей населения страны»  Хропанюк Г.Ф. Указ. Соч. стр. 381.. Или: «в юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений» Общая теория права / Отв. Ред. А.С.Пиголкин С. 181 Г.Ф. Шершеневич писал, что закон - это «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке» Шершеневич Г.Ф. Указ. Соч. С. 381.. На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. С. 219.. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов,.

Признаки закона:

1) Принимается только  органом законодательной власти  -парламентом (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом - в США, Избранной Радой на Украине ), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума в строго установленном порядке;

2) Регулирует основные, наиболее  значимые общественные отношения;

3) Включает максимально  общие, обобщающие нормы, которые  затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми  актами;

4) Имеет особые процедуры  принятия, дополнения, изменения и  отмены в особом законодательном  порядке

5) В идеале должен выражать  волю и интересы всего общества  или народа

6) Обладает верховенством  в романо-германских правовых  системах

(является основной, базовой  формой права и обладает высшей  юридической силой среди всех  прочих источников права). Все остальные подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить)

Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, придавая ему качество верховенства.

Верховенство закона в  свою очередь означает:

Ш в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;

Ш никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

Ш все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;

Ш законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;

1.2 Виды законов

Хотя законы схожи между  собой по месту и роли в системе  права, способу принятия, юридической  силе, тем не менее, они значительно  отличаются друг от друга. Что позволяет  нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев  классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные  и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря  которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость  издания которых предусмотрены  самой конституцией.

Конституция - «это основной закон государства (Республики в  составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и  гражданина, определяющий форму правления  и государственного устройства, учреждающий  федеральные органы государственной  власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю.Ларин. - М.: Книжный мир.2005.-355 с.« Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

ь Принимается народом (или от имени народа)

12 декабря 1993 г. было  проведено всенародное голосование,  в результате которого был  одобрен проект новой Конституции.

ь Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена  учредительная власть народа, который  является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл  учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и  государственного устройства.

ь Обладает высшей юридической силой

Об этом прямо сказано  в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется  на всей территории Российской Федерации  и имеет прямое действие. Все остальные  законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

ь Является основной для всех иных источников права

Особенностью Конституции  РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества -- политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

ь Имеет прямое действие и всеохватывающий характер

Это объясняется тем, что  принципы и положения Конституции  РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы  права. Конституция устанавливает  и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.

ь Отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специально процедурой внесения поправок

Конституции Российской Федерации  задействована вся система органов  государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994). Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.

ь Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок  внесения поправок и пересмотра ее содержания.

Как явствует из Конституции  РФ, она может быть подвергнута  пересмотру, а также в нее могут  быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского  парламента.

Право на внесение предложений  о пересмотре и поправках положений  Конституции РФ являются:

· Президент РФ

· Правительство РФ;

· Совет Федерации

· Государственная Дума;

· Законодательные (представительные) органы субъектов РФ

· Группа численностью не менее '/членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Только если речь идет о  пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции  будет поддержано 3/голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимается Конституционным Собранием 2/голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей

Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван  обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан  России.

Предложение о поправке к  Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или  пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение  вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в  трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные  органы не менее чем 2/субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

По своей структуре  Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы.

Первый раздел Конституции  России включает девять глав.

1. Основы конституционного  строя (ст. 1 -- 16).

2. Права и свободы человека  и гражданина (ст. 17--64).

3. Федеративное устройство (ст. 65--79).

4. Президент Российской  Федерации (ст. 80-93).

5. Федеральное Собрание (ст. 94-109).

5 Правительство Российской  Федерации (ст. 110-117).

7 Судебная власть (ст. 118-129).

8 Местное самоуправление (ст. 130-133).

9 Конституционные поправки  и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Второй раздел Конституции  России включает заключительные переходные положения: о ее введении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении  Конституции и Федеративного  соглашения; о порядке использования  законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

К числу конституционных  законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых  предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное  большинство голосов - не менее 2/от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.

Обыкновенные законы - это  акты текущего законодательства, посвященные  различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как  и все остальные законы, они  обладают высшей юридической силой, но не могут противоречить Конституции  и конституционным законам. Так  обеспечивается целостность всей законодательной  системы и последовательное проведение в ней базовых политических и  правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных  законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы  обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации  всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым  претворение в жизнь во всех актах  конституционных начал законов

Обыкновенные законы делят  на две основные группы: кодификационные  и текущие. К кодификационным  относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы - это федеральный закон, который  учреждает принципы и устанавливает  общие положения урегулирования сфер общественной жизни или определенных отраслей права. Кодекс - законодательный  акт, в котором совмещены на основании  единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные  нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях  Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

Россия является федеративным государством, поэтому существует деление  законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные  законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем  субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный  закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных  органов, объединений граждан, категорий  населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован  СЗ РФ от 1 января  2001 г. № 1. Ст. 2..

Информация о работе Понятие закона и его признаки