Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 02:26, дипломная работа
Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и дать классификацию прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
Охарактеризовать личные неимущественные и имущественные права ребенка в семье.
Проанализировать право ребенка на защиту.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….3
1. ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………….………..7
1.1. Понятие и классификации прав ребенка в семейных правоотношениях…………………………………………………………………7
1.2. Личные и имущественные права ребенка в семье…………………11
2. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ …22
2.1. Право ребенка на защиту……………………………………………22
2.2. Формы и порядок защиты прав ребенка в семейных правоотношениях………………………………………………………………..26
2.3. Пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье……………………………………………………………………
3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
И ИХ ЗАЩИТА
Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 051000.62
Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» профилизации «Правозащитная деятельность»
Идентификационный код ВКР: 857
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Факультет социологии и права
Кафедра права
ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
И ИХ ЗАЩИТА
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение
(по отраслям)
профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»
профилизации «Правозащитная деятельность»
Идентификационный код ВКР: 857
Исполнитель:
студент группы Вт-411 СПВД _________________ Н.В. Егорова
Руководитель:
канд. фил. наук, доцент __________________ Н.В. Ронжина
Нормоконтролер:
ст. преподаватель
Екатеринбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………
1. ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………….………..
1.1. Понятие и классификации
прав ребенка в семейных
1.2. Личные и имущественные права ребенка в семье…………………11
2. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ …22
2.1. Право ребенка на защиту……………………………………………22
2.2. Формы и порядок защиты
прав ребенка в семейных правоотношениях………………………………………
2.3. Пути совершенствования
законодательной регламентации прав ребенка
в семье…………………………………………………………………
3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков дети и молодежь являлись самыми значимыми представителями общества и самым ценным его капиталом. Для любого общества важнейшее значение имеет непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений, что является гарантом стабильности современного мира, оптимизма и ответственности живущего поколения перед будущим. Но, не смотря на эту значимость, сегодня ежедневно нарушаются права детей и подростков.
Тема выбранной для исследования работы звучит следующим образом: «Права ребенка в семейных правоотношениях и их защита». Причиной к выбору данной темы послужило то, что очень часто стали встречаться случаи, когда многие дети просто не имеют достойных к своему нормальному существованию условий – нищета, голод, безнадзорность и бродяжничество стали несомненными атрибутами современного детства. Во многом такие тенденции в современном обществе обусловлены нарушениями прав детей. Автор не можем дать однозначный ответ на вопрос, кто в первую очередь виноват в этом: государство, общество или семья. Но полагает, что ответственность за такие тенденции неблагополучного существования детей во многом лежит на государстве, а решение проблемы социального отчуждения детей представляет собой вопрос, требующей немедленного государственного решения.
Актуальность выбранной темы.
Особенное значение приобретают факты нарушения прав детей в семейном окружении. В этой связи необходимо уделять особенное внимание не только изучению самих прав детей в семейном контексте, но и рассмотрению основ их защиты в рамках непрерывного общественного прогресса.
Защита прав детей в семьей обусловлена также многочисленными неблагополучными случаями в положении детей и подростков, как в семье, так и в обществе в целом.
В современных условиях развития мирового сообщества права ребенка приобретают новый смысл, обладая все большей значимостью. В этой связи вопрос изучения прав детей и основных моментов их защиты предстает в качестве актуального вопроса.
Анализ семейного законодательства показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав . Между тем реализация прав ребенка , признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 04.11.2014)1 (далее – СК РФ), другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г 2. Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка и проблем реализации его семейных прав.
Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеюридического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить особенности прав ребенка в Российской Федерации. Также в работе использовался общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой, системный, логический, исторический, социологический и другие методы. Применение этих методов позволило автору изучить основные аспекты, касающиеся защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Теоретической основой работы выступили труды отечественных ученых: Ю.Э. Малиновой, Ф.М. Рудинского, Ю.Ф. Беспалова, Н.Е. Борисовой, Н.Я. Темниковой, И.Ю. Носовой, Н.С. Шерстневой, А.П. Алёхина, К.К. Гасановой, А. М. Желанновой, А.Н. Левушкина, С.А. Муратова, А.И. Толстой и др.
Нормативную основу исследования составляют Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. / Сборник международных договоров. М., 2009.
голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы гражданских дел, рассматриваемых в период 2012-2014года различными судами субъектов Российской Федерации, обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, касающихся прав детей в семейных правоотношениях и их защиты.
В целом же обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов прав ребенка в рамках семейных правоотношений и их защиты в Российской Федерации, дает основание утверждать, что рассматриваемый вопрос уже достаточно давно изучается в отечественной научно-практической литературе юридического характера.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы и заключение.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ
1.1. Понятие и классификации прав ребенка в семейных правоотношениях
На протяжении многих веков высшими ценностями общества и государства являлись человек и его права. При этом возраст человека не имел значения.
Характерно то, что о правах человека на государственном уровне начали говорить еще в XVIII в., но выделение среди них прав ребенка произошло только спустя два столетия. Это обусловлено тем, что дети всегда рассматривались как будущие члены общества. Только по мере становления представлений о таком явлении, как самоценность личности человека, дети стали объектами не только пристального воспитательного воздействия, но и полноправными членами общества с самого момента появления на свет3.
Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции РФ о том, что признание, соблюдение и защита, в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2).
В юридической науке понятие прав несовершеннолетних, в т.ч. в семейном контексте, включает:
В то же время права ребенка представляют собой субъективные права – гарантированную государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.
Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:
Информация о работе Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита