Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 02:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и дать классификацию прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
Охарактеризовать личные неимущественные и имущественные права ребенка в семье.
Проанализировать право ребенка на защиту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………….3
1. ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………….………..7
1.1. Понятие и классификации прав ребенка в семейных правоотношениях…………………………………………………………………7
1.2. Личные и имущественные права ребенка в семье…………………11
2. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ …22
2.1. Право ребенка на защиту……………………………………………22
2.2. Формы и порядок защиты прав ребенка в семейных правоотношениях………………………………………………………………..26
2.3. Пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье……………………………………………………………………
3. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

Файлы: 1 файл

Егорова ДР 12янв. 20.00.docx

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека. Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права: на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т.д.6.

Права ребенка выделяются в специальные классификации. Но отметим, что выделение их в значительной мере условно, но оно наглядно показывает эволюцию этого института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В теории российского конституционного права принято различать три основные группы, в том числе прав ребенка.

К первой категории относятся личные права и свободы: на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др. Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности.

Вторую группу образуют политические права и свободы, включающие право на свободу мысли и слова, совести, на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций.

Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права: право частной собственности, свобода предпринимательства, право на труд, отдых, социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям7.

В правовой науке предлагается и иная классификация конституционных прав несовершеннолетних.

Первый вид их включает положения Конституции РФ, относящиеся к защите прав: провозглашение прав и свобод человека независимо от возраста высшей ценностью и возложение на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Одновременно государственная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие любого человека (ч. 1 ст. 7). Предусмотрен также механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7).

Вторую группу конституционных норм образуют защита детства государством (ч. 1 ст. 38) и отнесение заботы о детях и их воспитания к обязанностям родителей (ч. 2 ст. 38).

Третью группу составляют конституционные права ребенка, закрепленные Конституцией РФ, – права и свободы человека и гражданина. Они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних, выражают наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений8.

В гражданском и семейном праве права несовершеннолетних подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения9.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие прав ребенка подразумевает обладание несовершеннолетней личностью всеми правами человека, которые закреплены в международном законодательстве. Существует множество классификаций прав личности ребенка. Но все они сводятся тому, что ребенок обладает личными и неимущественными правами. В этой связи далее рассматриваются основные характеристики этих прав. 

 

1.2. Личные и  имущественные права ребенка в семье

 

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. «Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками» - отмечает Ю.Ф. Беспалов10.

Ребенок обладает личными правами и для них характерна такая особенность, заключающаяся в том, что ребенок обладает несколькими видами прав. В данной работе рассматриваются семейные правоотношения, в связи с чем речь идет о правах ребенка в контексте семейных правоотношений.

Нормы, непосредственно регулирующие личные неимущественные права ребенка в рамках семейных правоотношений, содержит СК РФ.

В качестве нормативных правовых актов, содержащих нормы о личных неимущественных правах ребенка, можно выделить Федеральные законы № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»11, а также ФЗ № 44-ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»12. 

Кроме того, личные неимущественные права ребенка регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»13, предусматривающим право ребенка на приобретение и прекращение гражданства РФ. 

Права несовершеннолетних лиц установлены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан14, в частности, в ст. 24, где сказано, что ребенок имеет право на диспансерное наблюдение и лечение, получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для него форме, медицинское вмешательство в отношении лиц старше 15-летнего возраста допускается с их согласия. 

В гл. 11 СК РФ закреплены следующие личные неимущественные права ребенка: 

1. Право жить и воспитываться в семье (ст. 54), которое включает: 

  • право знать своих родителей (ст. 54); 
  • право на заботу и право на совместное проживание с родителями (ст. 54); 
  • право на воспитание своими родителями (ст. 54);
  • право на обеспечение интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 54). 
  1. Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55). 
  1. Право на защиту (ст. 56). 
  2. Право выражать свое мнение (ст. 57). 
  3. Право на имя, отчество и фамилию, изменение имени и фамилии (ст. 58, ст. 59). 

Ребенку принадлежат и иные личные неимущественные права.  
Говоря о специфике личных неимущественных прав, стоит отметить, что выделить единый признак, который был бы характерен для каждого личного неимущественного права ребенка и в тоже время выделял бы их из общей массы субъективных прав, не представляется возможным15. В связи с чем в литературе традиционно выделяют следующие признаки личных неимущественных прав.

  • они не имеют экономического содержания, не связаны с имущественными интересами субъекта и не обусловлены ими; 
  • неотделимы от личности субъекта, неразрывно связаны с ним и не подлежат в какой бы то ни было форме отчуждению; 
  • направлены на выявление и развитие индивидуальности лица; 
  • появляются у человека в момент рождения и неразрывно связаны с ним на протяжении всей жизни: право констатирует их наличие и признает свободу индивида определять свое поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению;
  • по своей структуре личные неимущественные отношения принадлежат к числу абсолютных: управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц16.

Важный признак личных неимущественных прав – их направленность на выявление и развитие индивидуальности личности, позволяющее отличить одного субъекта от другого. В то же время следует отметить, что нормативное закрепление личных неимущественных прав ребенка связано не столько с необходимостью индивидуализации субъекта, охраны самобытности и своеобразия личности, сколько с общественной потребностью контроля за воспитанием и образованием ребенка, обеспечением его достойного духовного развития, формированием его полноценным членом общества17.

Под личными неимущественными правами ребенка понимаются возникающие с момента рождения на основании (или в силу) закона права, прекращающиеся по достижении совершеннолетия; реализующиеся в семейных отношениях, где одной из сторон выступает ребенок; направленные на воспитание, образование, обеспечение духовного развития.

Автор считает, что для более полного уяснения сущности личных неимущественных прав ребенка необходимо провести их классификацию. 

Одним из первых классификацию личных неимущественных прав в зависимости от интересов, составляющих личные права, провел В.А. Рясенцев, выделив личные неимущественные права:

  • блага, не отделимые от личности (жизнь, здоровье, неприкосновенность личности);
  • блага, индивидуализирующие человека в коллективе (имя, честь, достоинство и др.);
  • права, вытекающие из участия в общественном труде (творческие, на образование, на отдых, культурные запросы, стремления и потребности нематериального порядка)18. 

В 1970 г. В.Л. Суховерхий выдвинул концепцию однородных, объединенных единым интересом, прав19.

Г.П. Савичевым личные неимущественные права разделялись на три группы:

  1. права, связанные с личностью –  носителем этих прав (право на имя);
  2. права, обусловленные общественным строем, его принципами и идеалами (право на честь и достоинство);
  3. права, приобретенные гражданином (право на авторское имя, право на собственное изображение и др.)20.

В основу классификации личных неимущественных прав, предложенной В.А. Жакеновым, были положены духовные блага, органично свойственные личности21. Также была проведена классификация, в основу которой положена юридическая природа и отраслевая специфика проявления личных неимущественных прав22. 

Кроме того, учитывая разнообразие проведенных классификаций, можно констатировать, что до настоящего времени в науке семейного права еще не сложилось единой и общепринятой классификации личных неимущественных прав ребенка, построенной на едином критерии23. Любая классификация личных неимущественных прав не может считаться завершенной, поскольку она совершенствуется в процессе уточнения правовой природы содержания отдельных прав, а также с учетом возникновения новых прав и изменения законодательства.

Имущественным правам ребенка в СК РФ в отличие от личных неимущественных прав посвящена лишь одна статья, поскольку в основном имущественные права несовершеннолетних детей регулируются гражданским законодательством.

Гражданское законодательство регулирует: особенности совершения сделок малолетними (ст. 28 ГК) и лицами от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК), основания ограничения права гражданина в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своими доходами (п. 4 ст. 26 ГК), особенности отдельных договорных правоотношений с участием несовершеннолетних (п. 1 ст. 575 ГК), имущественную ответственность по обязательствам из причинения вреда (ст. 1073, 1074 ГК), особенности наследования несовершеннолетним ребенком (ст. 1166, 1167 ГК)24 и др. Кроме того, имущественные отношения с участием ребенка регулирует жилищное законодательство, законодательство о праве социального обеспечения.

Семейное законодательство регулирует лишь некоторые имущественные права ребенка, возникающие в кругу семьи, а именно:

  • вещные отношения между родителями и детьми, в том числе относительно распоряжения имуществом ребенка, раздела имущества между родителями;
  • обязательственные правоотношения, прежде всего алиментные25.

Имущественные права ребенка можно условно разделить на следующие группы:

  1. право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  2. право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка.
  3. право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании. Об этом, в частности, говорится в п. 4 ст. 60 СК, согласно которому дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию26.

Поскольку сами дети не могут распоряжаться средствами, поступающими в качестве алиментов, пенсий, пособий для них, этими средствами распоряжаются их законные представители – родители, опекуны и усыновители. Указанные средства должны расходоваться на содержание, воспитание и образование ребенка27.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что алименты – это целевые деньги, которые должны идти на содержание ребенка, поэтому какие-либо сделки по поводу алиментов, имеющие в виду личные интересы супругов, недействительны.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом и определяется ст. 26 и 28 ГК РФ. В соответствии с указанными статьями несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Такие сделки также действительны при их последующем письменном одобрении указанными лицами. Исключение составляет право распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки.

Гражданское законодательство допускает случаи, когда несовершеннолетние дети признаются полностью дееспособными. Речь идет о вступлении совершеннолетнего в брак до достижения 18 лет, а также об объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипации), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью28.

Информация о работе Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита