Приход к власти в Германии нацистов. Государственный строй и право III Рейха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 07:27, контрольная работа

Описание работы

Мировые события последних лет создают благодатную почву для возрождения правоэкстремистских движений. Мировые экономические кризисы, социальная напряжённость, растущая пропасть между богатыми и бедными, усиливающаяся миграция в страны Европы, проблемы нелегальной миграции, которые рождают ксенофобию и национализм. Всё это способствуют нарастанию экстремизма, радикализации в обществе и ставит под сомнение мирное будущее человечества, которое в своей погоне за деньгами и властью начинает забывать прошлое.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Приход Гитлера к власти
1.1 Начало фашизации Германии
1.2 Приход нацистов к власти
Глава 2. Законодательное закрепление фашистской диктатуры
2.1 Установление нацистской диктатуры
2.2 Расовая политика нацистов
2.3 Правовая система Третьего Рейха
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 48.57 Кб (Скачать файл)

Выборы 1930г. усилили и позиции левых  партий. По-прежнему выступая против НСДАП, коммунисты в тоже время присоединились к резкой критике версальского наследия. Активизация леворадикального движения значительно обеспокоила правительственные  и предпринимательские круги. Становилось  очевидным, что в стране образуется два политических полиса, от которых  зависит сама судьба Германии. Изменение  имиджа НСДАП сделало ее более  привлекательным партнером. С осени 1930г. крупнейшие организации промышленников Германии начинают всё более решительно требовать прихода Гитлера к  власти.

Выборы  в 1932г. дали нацистам наибольшее количество мест в Рейхстаге. Гитлер представлялся  большинству немцев единственным жёстким  и серьёзным политиком, способным  восстановить порядок внутри страны и её суверенитет на мировой арене.

Агония  режима Веймарской республики проходила  в последние два месяца 1932г. В  ситуации нарастающего правительственного кризиса 30 января 1933г. президент Гинденбург предложил Гитлеру пост рейхсканслера. До полного установления нацистской диктатуры оставалось еще более года, но судьба Германии была решена.

 

 

Глава 2. Законодательное закрепление фашистской диктатуры

 

2.1 Установление нацистской диктатуры

 

Придя к  власти, Гитлер начал методично трансформировать республиканский строй в тоталитарную диктатуру. Практика национал-социализма вовсе не сразу, и не повсеместно  стала практикой государства  и общества, но во всех местах сразу  же начался процесс тотализации. В области пропаганды национал-социалистские новшества заменили учреждения прежнего государства, получившие лишь начальное развитие. Католическая церковь сумела, ценой тяжелых жертв и значительной потери престижа, сохранить свою самостоятельную позицию, и даже законодательно закрепить ее. Партийный подотдел сельского хозяйства смог ввести в соответствующее министерство, во всяком случае, его главу и ряд важных сотрудников; но партийному ведомству внешней политики не удалось внедриться в наличное министерство иностранных дел, и оно осталось относительно бессильным. СА напрасно пытались установить контроль над рейхсвером; но СС удалось в несколько приемов подчинить себе полицию. Гауляйтеры, в зависимости от их личных качеств, добились большего или меньшего влияния на государственное управление своих округов. Многие национал-социалистские министры были, в определенном смысле, «приручены» большим сложившимся аппаратом центральных учреждений, ценой некоторых уступок. В отдельных областях жизни введение «принципа фюрерства» шло навстречу ощутимой потребности, а в других оно привело к причудным последствиям. Некоторые мероприятия, например, сожжение книг, вызвали во всем мире вопли ужаса; другие же, такие, как энергичное преследование коммунистов, встретили во многих иностранных кругах явное или скрытое одобрение.[10]

Провокационный  поджог Рейхстага 27 февраля 1933г., в котором  был обвинен психически неуравновешенный голландский коммунист Ван дер Люббе, дал повод к развязыванию шумной антикоммунистической компании. На её фоне нацисты готовили новые парламентские выборы, которые должны были предоставить НСДАП квалифицированное большинство в 2/3 в Рейхстаге, необходимое для конституционных преобразований. Выборы состоялись пятого марта, и нацисты действительно смогли существенно увеличить свою фракцию (288 мест). Но этого было недостаточно. Гитлер вступил в коалицию с фракцией партии Центра (НННП 52), которые добивались гарантий прав католиков при новом режиме. Голосов двух фракций, а также большинства националистов, охотно поддержавших Гитлера, хватило для проведения 24 марта 1933г. в Рейхстаге закона о чрезвычайных полномочиях правительства.

В соответствии с законом «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933г. правительство получило законодательные права, в том  числе по изданию законов, противоречащих конституции (за исключением вопросов, касающихся Рейхстага и Рейхсрата). В тот же день был принят закон  «О защите правительства национально  возрождения от коварных посягательств», предполагающий уголовную ответственность  за «грубое искажение действительности, осуждения, способные причинить  тяжелый ущерб благополучию империи». В соответствии с ним уже в  марте была запрещена Коммунистическая партия Германии, спустя месяц распущены  все профсоюзы. В июне вне закона оказалась СДПГ. А вскоре и другие партии объявили о «самороспуске». В июле 1933г. был принят закон, окончательно запретивший существование любых  политических организаций, кроме НСДАП. Исключительные функции нацистской партии в системе германского  государства были закреплены законом  от декабря 1933г. «Об обеспечении  единства партии и государства». В  соответствии с этим законом рейхсканцлер как фюрер единственной законной партии получал право лично формировать  состав Рейхстага и назначать  высших должностных лиц.

Существенной  перестройке подверглось имперское  устройство. Уже весной 1933г. ландтаги были отстранены от формирования земельных  правительств. По закону от 7 апреля 1933г. «О слиянии областей с империей»  во главе с земельной администрацией начали ставиться штатгальтеры (наместники), как правило, из числа гауляйтеров НСДАП. По закону от 30 января 1934г. ландтаги вообще ликвидировались, а штатгальтеры переподчинялись имперскому правительству. Спустя месяц был ликвидирован и Рейхсрат. Последним актом консолидации нового режима было сосредоточение в руках Гитлера полномочий рейхканслера, президента и главнокомандующего после смерти президента Гинденбурга 2 августа 1934г. Принцип фюрерства был распространен на все государство. В Германии, при формальном сохранении Веймарской конституции, была создана тоталитарная диктатура.

В тот  же период 1933-1934гг. Гитлер предпринял и  решительные шаги по консолидации собственной  партии – уничтожению оппозиции  внутри НСДАП. Существование так  называемого «левого», или антигитлеровского, крыла НСДАП было связано с  наследием национал-революционного движения. «Левое течение», возглавляемое братьями Грегором и Отто Штрассерами, оформилось в НСДАП после провала Мюнхенского путча 1923г.

Открытое  противостояние Штрассеров и Гитлера началось с 1926г. Гитлер добился ликвидации «Рабочего содружества», но вплоть до начала 30-х гг. Грегор Штрассер оставался человеком номер два в партии. До определенного времени он был даже полезен фюреру, так как внес большой вклад в расширение социальной базы НСДАП, в установлении контактов с финансовыми и правительственными кругами. Отто Штрассер с группой наиболее последовательных сторонников был вынужден выйти из партии уже в 1930г. и образовать автономную партию «Боевое содружество революционных национал-социалистов». Спустя год на его основе было сформировано широкое движение национал-большивистского толка «Черный фронт». Именно «Черный фронт» рассматривался Шлейхером в конце 1930г. как один из основных партнёров противоборства с НСДАП. Однако сыграть сколько-нибудь заметную политическую роль организации О. Штрассера не удалось. После прихода нацистов к власти изменилось и положение сторонников Г. Штрассера внутри НСДАП. Гитлер не мог терпеть столь опасного соперника. Во время «ночи длинных ножей» 30 июня 1934г. представители «левого течения» были уничтожены. Тогда же погибли многие лидеры штурмовиков, в том числе их командир Эрнст Рем. В рядах СА была ликвидирована группировка, недовольная чрезмерным ужесточением принципа фюрерства и отходом Гитлера от «революционных принципов». К концу 1933г. из СА было изгнано более 200 тыс. человек. Тем самым было закреплено монопольное господство Гитлера в НСДАП и положено начало созданию совершенно уникальной тоталитарной модели, значительно отличавшейся как от тоталитарно-коммунистической системы в СССР, так и от фашистских режимов в Италии, Австрии, Испании и Португалии.

 

2.2 Расовая политика нацистов

 

Состояла  главным образом из трех больших  законодательных толчков, разделенных  значительными перерывами, с целью  закрепить достигнутое и выработать привычку к этим мероприятиям. За бурным началом 1933г. следовало полтора относительно спокойных года, до того как Нюрнбергские законы ознаменовали большой и фундаментальный дальнейший шаг. Затем в течение двух с половиной лет не было особенных перемен, но с начала 1938г. мероприятия просто обгоняли друг друга, достигнув высшей точки в ноябре 1938г.[10]

«Закон о восстановлении государственной службы» от 7 апреля 1933г., впервые содержавший «арийский параграф», предусматривавший увольнение на пенсию всех чиновников неарийского происхождения, за исключением бывших фронтовиков и членов их семей. Очень скоро этот параграф был распространен по аналогии на адвокатов и врачей больничных касс, а несколько позже – на писателей и художников, студентов и школьников; очень скоро большинство немцев вынуждено было предъявлять «доказательства арийского происхождения».

28 июня 1933г.  рейхсминистр внутренних дел заявил об угрозе гибели немецкого народа вследствие снижения рождаемости. Первой законодательной мерой в этом смысле стал «Закон о предотвращении ущербной наследственности», изданный уже 14 июля 1933г. Наследственные болезни, указанные в нем, весьма разнообразны по своему характеру и диагностируемости, главным и необычным является то обстоятельство, что воля самого больного или его законных представителей не имеет, по этому закону, решающего значения; официально уполномоченный врач или начальник учреждения может внести предложение о стерилизации, по которому принимает решение «Суд наследственного здоровья».

В тот  же день был опубликован «Закон об отмене натурализации и лишении германского гражданства». Он дает возможность отменить «нежелательные» акты натурализации, совершенные с 1918 до 1933г., выполняя тем самым старое требование партии, но в то же время отменяет принцип государственной непрерывности.

Нюрнбергское законодательство 1935г. представляло собой два расистских законодательных акта («основные законы») — «Закон о гражданстве Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», провозглашённые по инициативе А. Гитлера 15 сентября 1935г. на съезде НСДАП в Нюрнберге и единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии.

«Закон  о гражданстве» и «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести», разделял жителей государства на категории «граждан» и «подданных». Вся полнота политических и социальных прав признавалась только за «гражданами» - лицами немецкой или немецко-родственной  национальности («фольксдойче»). «Подданные» лишались политических прав и ограничивались в ряде гражданских прав. При этом правовой статус «граждан» имел определенную внутреннюю дифференциацию. Важным критерием полноты правового статуса, особенно в области политических прав, была степень расовой чистоты. Для лиц со смешенной расовой принадлежностью, в том числе и с примесью еврейской крови, устанавливались разного рода промежуточные категории поражения в правах. К «расово чистым» гражданам предъявлялись дополнительные требования своим поведением постоянно доказывать свое желание и способность «верно служить германскому народу». Невыполнение этой обязанности могло послужить основанием для лишения гражданства или частичного поражения в правах.

1938 год  принес с собой энергичное  возобновление политики “расового  оздоровления”. В новых инструкциях  по выполнению закона об имперском  гражданстве должности евреев-врачей  были упразднены, и отменены еще  остававшиеся исключения для  адвокатов и поверенных по  патентному праву. За этим последовала  “очистка” всего здравоохранения.  Даже налоговое право подверглось  в 1938 году “расовой” достройке,  например, для евреев были отменены  льготы на детей. Распоряжение  Геринга о регистрации еврейского  имущества позволяло уже предвидеть  будущий ход событий. В июле  было также запрещено выполнение  некоторых ремесел. В октябре  вышло распоряжение, по которому  заграничные паспорта евреев  отмечались печатью “J”. Подобной  цели уже служил закон об  изменении фамилий и имен от 5 января 1938г. В нем, как и  натурализация, задним числом  отменялась ассимиляция имен. Инструкция  по выполнению этого закона, введенная  в августе, предписывает принудительное  добавление еврейского имени  (Сара или Израиль).

После убийства в Париже 7 ноября 1938г. секретаря  посольства фон Рата 17-летним евреем Гершелем Гриншпаном, была возобновлена практика «прямого действия», быстро прерванная в 1933 году. Власти устроили гигантский еврейский погром и установили особый налог в один миллиард марок. Политика национал-социалистов превратила Германию в тюрьму для большинства немецких евреев – неимущих и лишенных заграничных связей. Летом 1939 года евреям было запрещено посещать немецкие культурные учреждения, появляться в определенное время в определенных местах и водить любые транспортные средства.

Подводя итог, можно напомнить, что сам  А. Гитлер думал по поводу расовой  политике в Германии. В своем обращении к «Имперскому партийному съезду труда» 1937 года Гитлер заявил: «…величайшую революцию Германия совершила, впервые планомерно принявшись за народную и расовую гигиену. Следствия этой немецкой расовой политики для будущего нашего народа будут важнее, чем действие всех других законов, потому что они создают нового человека».[10]

 

2.3 Правовая система Третьего Рейха

 

Формирование  тоталитарной государственности в  Германии было в целом завершено  уже к 1934-1935гг. Деятельность государственных  институтов управления, контроля и  подавления, приобретает прямые социальные функции, вторгаясь в частную  жизнь человека, разрушая независимое  бытие личности. Однако речь шла  не столько о создании некоего  сверхцентрализованного полицейского государства, сколько об изменении самих основ отношений человека и государства, о формировании самобытной правовой доктрины, тесно связанной с постулатами национал-социалистической идеологией. В отличии от обычных авторитарных систем, человек представляется здесь ни только в качестве объекта политической воли государства, но и как активная личностное начало. Отрицалась лишь индивидуальная природа личности, ее противопоставление обществу, присущее либеральной конституционно-правовой традиции. Личность рассматривалась как органическая, неотъемлемая часть социума, а ее правовой статус – как производный от статуса основного социально-правового субъекта - немецкого народа. В результате основой правого статуса человека становится его общественная лояльность, признание «интереса народа» (как реального и не делимого на интересы, групповые и частные) в качестве высшего собственного интереса. Личность не призывалась к отрешению от частных интересов, но должна была стремиться к объединению их с преобладающими общественными интересами.[5]

Информация о работе Приход к власти в Германии нацистов. Государственный строй и право III Рейха