Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изучение действующего законодательства по данной теме;
• изучение проблем в части предполагаемого применения законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе «О Полиции» 4
1.2. Применение специальных средств 14
1.3. Применение огнестрельного оружия 15
1.4. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия 16
Глава 2. Применение или использование оружия представителями власти 16
2.1. Практика – критерий истины 16
2.2. «Употребление» или «применение» 21
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Administrativnoe_pravo.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

В результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия им может быть причинен гражданину вред здоровью. В этом случае он обязан принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшему гражданину.

4. Действия сотрудника  полиции после применения специальных  средств или огнестрельного оружия.

После применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате их применения, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Следует учесть, что первая медицинская помощь - это комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь). Целью оказания первой помощи является прекращение воздействия повреждающего агента и возможное уменьшение ущерба, нанесенного организму этим воздействием (например, промывание глаз при химическом ожоге, остановка кровотечения путем пережатия сосуда, иммобилизация при травмах конечностей и позвоночника).

Сотрудник полиции должен и сам уметь оказать первую помощь пострадавшему. Она заключается в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызове скорой медицинской помощи, либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение. Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись.

Неоказание помощи сотрудником полиции таким лицам влечет дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» и может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание», согласно которой таковыми признаются совершенные умышленные преступления сотрудником полиции.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо осмотреть их одежду и находящиеся при них вещи, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Реализация сотрудником полиции предоставленного ему права применения специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) является в соответствии с Законом обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия (например, о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина и кроме того, о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов).

Нормой закона не определено, в чьи непосредственные обязанности входит уведомление о случившемся (тех должностных лиц, которые имели отношение к причинению повреждений, либо тех, кому стало известно об этом). В сочетании с тем, что уведомление должно быть произведено в возможно короткий срок, предполагается, что действия полицейских все же зависят от конкретных обстоятельств случившегося, места события, транспортной удаленности, технических и иных факторов, так или иначе влияющих на процесс уведомления в течение 24 часов. Закон прямо возлагает обязанность уведомления именно на должностных лиц полиции, а не на какое-либо физическое или должностное лицо, не проходящее службу в полиции. При этом, уведомление не целесообразно поручать лицу, непосредственно применившему оружие, в целях соблюдения этических норм.

Способы уведомления (письменный, устный, с использованием электронных устройств, средств связи, в том числе почтовой, и т.п.) нормой закона не определены, что позволяет сотруднику полиции выбрать любой способ, удобный для него и наиболее быстро технически осуществимый.

Законодательно к сотрудникам полиции предъявляется требование об информировании в течение 24 часов прокурора о применении специальных средств или огнестрельного оружия, который должен провести прокурорскую проверку на предмет соблюдения сотрудниками полиции требований закона относительно порядка, условий и правил применения специальных средств или огнестрельного оружия.

Предметом указанных проверок является возможное наличие (или отсутствие) в действиях сотрудника полиции состава преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ (в частности, превышения должностных полномочий).

Еще одно из условий, которое возлагается на сотрудника полиции после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, это принятие мер к сохранению обстановки места совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, на которых, в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, гражданину было причинено ранение либо наступила его смерть.

Указанные меры могут включать обеспечение охраны, оцепления места события, сохранности, физической целостности и сохранения исходных свойств, находящихся на нем имущества, предметов, документов, транспортных средств, строительных конструкций, зданий и сооружений и т.п.

При этом сотрудник не должен исключать возможности нового, порой еще более интенсивного нападения со стороны сообщников погибшего и иных лиц [4].

Рапорт о факте применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции представляет непосредственному руководителю не позднее 24 часов с момента применения специальных средств или огнестрельного оружия. Данный рапорт является основанием для организации служебной проверки, порядок проведения которой определен Инструкцией о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России [3].

В случае утраты сотрудником полиции трудоспособности или по иным обстоятельствам, при которых сотрудник полиции не имеет физической возможности подать такой рапорт, руководитель органа внутренних дел назначает служебную проверку без названного документа.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет специальные средства и огнестрельное оружие (например, во время проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера) в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы). В таких случаях они применяются, как правило, по команде руководителя операции, но это не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за правомерность соответствующих действий.

 

    1. Применение специальных средств

 

Как уже указывалось ранее, сотрудники полиции единолично или в составе своей рабочей группы могут применять специальные средства в следующих случаях:

  • В случае, если совершается нападение на человека любого гражданства или сотрудника полиции
  • Специальные средства могут применяться с целью остановить преступление или административное правонарушение
  • В случае, если оказывается сопротивление сотруднику полиции
  • В случае, если застигнуто лицо во время совершения преступления и которое пытается скрыться
  • В случае, если лицо, которое полиция собирается задерживать, может оказывать сопротивление
  • В случае, если освобождаются насильственно удерживаемые лица, захваченные здания, транспортные средства
  • В случае, если предотвращаются массовые беспорядки, которые могут привести к сбою в работе транспорта, связи
  • В случае, если водитель какого-либо транспортного средства отказался остановиться по первому требованию

Также следует отметить, что у сотрудника полиции есть возможность применять специальные средства во всех тех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия согласно Федеральному закону «О полиции».

 

    1. Применение огнестрельного оружия

 

Теперь рассмотрим случаи, предусмотренные законом, когда сотрудникам полиции разрешается применять огнестрельное оружие:

  • Сотруднику полиции разрешено применить огнестрельное оружие в случае, если ему или другому лицу угрожает посягательство, связанное с насилием
  • В случае, если совершается попытка завладеть оружием полиции, транспортным средством или специальной техникой
  • В случае, если происходит освобождение заложников
  • В случае, если на месте преступления обнаружено лицо, которое совершает или совершило тяжкое или особо тяжкое преступление, и которое пытается скрыться от представителей власти
  • В случае, если происходит задержание лица, которое оказывало вооруженное сопротивление или которое отказалось добровольно сдать боеприпасы и оружие
  • В случае, если есть необходимость отражения группового нападения
  • В случае, если возникает необходимость пресечь побег из мест содержания под стражей

 

    1. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия

 

Сотрудникам полиции, согласно действующему законодательству, запрещается применять огнестрельное и специальное оружие в отношении беременных женщин (с явными признаками), инвалидов, малолетних лиц. Исключения составляют случаи, когда указанные выше лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иного вида нападение, угрожают жизни и здоровью граждан или сотрудникам полиции.

Также запрещается использовать указанные виды оружия, если пресекаются незаконные собрания, митинги, демонстрации, шествия, которые носят мирный и ненасильственный характер, которые не нарушают работу общественного транспорта.

Сотрудники полиции не имеют полномочий и права применять огнестрельное оружие в местах большого скопления граждан, когда могут пострадать невинные люди.

 

 

Глава 2. Применение или использование оружия представителями власти

    1. Практика – критерий истины

Изучение практики применения оружия представителями власти имеет некоторые сложности. В связи с последствиями, наступающими по итогам применения оружия, необходимостью сохранения государственной тайны (имена сотрудников, тактика действий, оперативная информация), многие факты применения оружия остаются неизвестными, либо их обстоятельства сообщаются не в полном объеме. Для обывателя это не критично, но для сотрудников, изучающих правила применения оружия и готовящихся к действиям с ним, такая информация чрезвычайно важна и полезна. О недостаточности информации о фактах применения оружия представителями власти известно давно . Статистика о количестве случаев применения оружия и его результатах, неполная, либо вовсе отсутствует.

Познание практики применения оружия представителями власти возможно из нескольких источников:

  • статистических данных (сводок, отчетов, обзоров и др.) о результатах применения оружия;
  • из описаний конкретных примеров действий должностных лиц, применявших оружие;
  • из опроса (анкетирования) сотрудников;
  • из служебных документов и др.

Предметом анализа практики применения оружия могут быть следующие действия и решения:

  • действия сотрудников, применяющих оружие;
  • решения, принимаемые должностными лицами, проводящими проверку по факту применения оружия;
  • решения, принимаемые в ходе предварительного следствия по факту обнаружения признаков преступления в результате применения оружия, и судебные решения.

Конкретные факты применения оружия, с описаниями реальных (не приукрашенных до искажения сути) положительных действий, содержащихся в материалах уголовных дел, либо материалах дисциплинарных разбирательств могли бы стать наглядным пособием в учебном процессе. На необходимость организации обучения с целью формирования необходимых навыков применения оружия сотрудниками указано в Федеральном законе «О полиции». Часть 4 статьи 18 предписывает: «Сотрудник обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Часть 7 той же статьи еще более радикальна – «Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности».

В условиях дефицита официальной информации о случаях и результатах применения оружия, для изучения практики применения правовых норм, в том числе и относительно трактовки отдельных понятий и влияния трактовки этих понятий на практическую деятельность, обратим внимание на некоторые сообщения о примерах применения оружия в средствах массовой информации. Конечно, это не всегда полезно и целесообразно в силу ряда причин, на которые обратим внимание ниже.

В телепрограмме «Петровка 38», показанной на канале ТВЦ 18 апреля 2011 г. (www.tvc.ru), журналист сообщила, что накануне, 17 апреля, сотрудники полиции в темное время суток обнаружили автомобиль, двигавшийся без включенного ближнего света. На требования остановиться - водитель не отреагировал. В ходе преследования, преследуемый автомобиль заехал во дворы и оказался в тупике. Лица, находившиеся в автомобиле, выскочили из него и стали убегать. В ходе преследования сотрудники полиции предупредили убегающих о возможности применения оружия и произвели предупредительные выстрелы. И далее журналист сообщила, что прокуратура признала применение оружия правомерным.

Информация о работе Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия