Принцип гласности в гражданском судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

В условиях быстро развивающихся общественно-экономических отношений, стремительного роста новых технических коммуникаций, в том числе компьютерных технологий, законодателю необходимо принять неотложные меры по усовершенствованию и законодательному закреплению дополнений, направленных на реализацию принципа гласности гражданского процесса. В противном случае процессуальные нормы не смогут соответствовать современным потребностям, будут тормозить ход общественно-экономического развития и вызывать недоверие к судам со стороны общества.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
История развития принципа гласности в гражданском судопроизводстве ХVIII - начале XX века...........................................................4
Реализация принципа гласности в гражданском судопроизводстве....................................................................................................7
Понятие и значение принципа гласности..................................................7
Содержание принципа гласности в гражданском судопроизводстве...11
Заключение.............................................................................................................22
Список использованной литературы...................................................................24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гласности разбирательства  дел в судах общей юрисдикции закреплен в статье 123 Конституции Российской Федерации15, в статье 9 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"16,в статье 6 Европейской Конвенции о защите права человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Россией 15 мая 1988 года, в статье 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

Положения данного принципа распространяются не только на стадию судебного разбирательства по первой инстанции, являющейся центральной  в гражданском судопроизводстве, но и на все последующие стадии производства по делу в суде.

Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает:

  •  разбирательство дел во всех судах открытое;
  • лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства; фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда;
  • решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних17.

Открытое разбирательство  оказывает сильное воздействие на судей, участвующих в деле лиц, их представителей и положительно влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Граждане имеют право присутствовать при рассмотрении судами дел от начала и до конца во всех стадиях процесса (в суде первой инстанции, кассационной и надзорной инстанциях, при пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам) и лично воспринимать все происходящее в зале судебного заседания.

Так как принцип гласности имеет большое значение для обеспечения воспитательных и превентивных функций правосудия и является средством контроля за деятельностью суда, рассматривающего дело. Однако принцип гласности правосудия нередко входит в противоречие с институтом неприкосновенности частной жизни лиц.

Конституция Российской Федерации устанавливает незыблемость конституционных прав и свобод. Часть 2 статьи 55 гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Вместе с тем в часть 3 статьи 55 Конституции прописан институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований18.

Так, в целях охраны тайны  переписки и телеграфных сообщений  личная переписка и личные телеграфные  сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются в закрытом судебном заседании19.

Согласно части 2 статьи 10 ГПК РФ разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

В закрытом судебном заседании  рассматриваются дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также другие дела, если это  предусмотрено федеральным законом. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления дела об установлении усыновления (удочерения) ребенка подлежат рассмотрению и разрешению в закрытом судебном заседании, включая оглашение решения. Здесь могут только присутствовать участники процесса и их представители и в необходимых случаях, свидетели, эксперты, переводчики. Все остальные, присутствовавшие в зале, обязаны его покинуть. 20 В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении (удочерении).

Изучение дел  показало, что некоторые суды рассматривают  дела указанной категории в открытом судебном заседании, а участвующие  в рассмотрении дела лица не предупреждаются об ответственности за разглашение тайны усыновления.

Так, по делу № 2-110/02 Майнского районного суда Ульяноской области по заявлению У. об усыновлении в деле нет предупреждения об ответственности за разглашение тайны усыновления.21

Дело № 2-130/02 Мелекесского районного суда по заявлению В. об усыновлении было рассмотрено без участия прокурора. Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании, участники процесса не предупреждены об ответственности за разглашение тайны усыновления.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указан в  статье  5 ФЗ "О государственной  тайне" от 21 июля 1993 года № 5485-1( сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики) 22. Так в закрытом судебном заседании гарнизонным военным судом 24 мая 2005 года было рассмотрено гражданское дело Солтысяк С.Т. о выдаче ему заграничного паспорта, а именно, при прохождении военной службы  в   Вооруженных силах СССР и Российской  Федерации  Солтысяк С.Т.  подписал    договор об оформлении допуска к государственной тайне, предусматривающий ограничение его права на выезд за границу на пять лет. После  увольнения  с   военной службы в запас заявитель обратился в  паспортно-визовый  отдел  УВД   МВД России  с  заявлением  о  выдаче  заграничного   паспорта,     однако   в удовлетворении просьбы было отказано в связи с тем,  что  его  право  на выезд из Российской Федерации временно ограничено и срок ограничения   не истек23.

По ходатайству лица, участвующего в деле, разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается, если в нем содержится ссылка на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами24.

Перечень сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну, утвержден Постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 декабря 1991 года № 35 (учредительные документы, документы о платежеспособности, документы об уплате налогов и обязательных платежах,  сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных мест и так далее).

При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также  свидетели, эксперты, специалисты и  переводчики. По действующему Кодексу  эти лица должны быть предупреждены судом об ответственности за разглашение сведений, указанных в части 2 статьи 10 ГПК РФ.

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с  соблюдением всех правил судопроизводства. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних25.

Указанные правила должны применяться и при исследовании звуко- и видеозаписей, носящих личный характер.

Действующее гражданское  процессуальное законодательство не содержит ограничений для доступа в зал судебного заседания несовершеннолетних граждан. В зале суда могут присутствовать и лица, не достигшие 16 лет, например школьники для целей обучения.

Вместе с тем в законе говорится, что свидетель, не достигший шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале заседания (ст. 179 ГПК РФ).

Ограничения гласности могут  иметь место и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 159, согласно которой при массовом нарушении порядка гражданами, присутствующими при разбирательстве дела, суд может удалить из зала судебного заседания всех граждан, не участвующих в деле.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает две формы получения гражданами и должностными лицами информации из зала судебного заседания:

  1.  непосредственное восприятие информации в зале судебного заседания и право фиксировать ее различным образом;
  2.  восприятие информации о судебном процессе через средства массовой информации (опосредованное восприятие). Обе формы имеют общие задачи, дополняют одна другую, и противопоставлять их друг другу нет оснований.

Механизм получения информации о судебном разбирательстве, в том  числе и о судебных актах суда, через средства массовой информации имеет свои особенности, которые во многом предопределяются правом самих средств массовой информации получать такую информацию. Так, в статье 253 ГПК РФ говорится, что решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о таком решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Принцип гласности правосудия, с одной стороны, и принцип свободы слова и массовой информации (ст. 29 Конституции) - с другой, предполагают свободный доступ всех заинтересованных лиц, и прежде всего представителей СМИ, к судебной информации. Однако доступ к такой информации представителей СМИ должен иметь свои пределы.

На этот счет в Концепции  информационной политики судебной системы, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 года, правильно отмечается, что только в исключительных случаях с согласия лиц, принимавших участие в деле, и при наличии ходатайства редакции журналист может ознакомиться с материалами дела26.

В связи с активным внедрением в гражданское судопроизводство информационных технологий получать информацию возможно и иными способами, такими как: автоматизированная информационная система судов, сеть Интернет, информационно-правовые системы "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс" и другие структурные подразделения, создаваемые с соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который вступит в силу с 1 июля 2010 года. Они являются богатейшим каналом получения организациями и гражданами правовой информации, обеспечивают реальную информированность организаций и граждан о результатах работы суда, способствуют в значительной мере выполнению задач гражданского судопроизводства27.

В настоящее время в  целях реализация принципа гласности  для предоставления полной информации о деятельности судов во всех областных и равных по компетенции судах общей юрисдикции созданы пресс-службы, в Интернете действует 2,5 тыс. официальных сайтов судов, осуществляется взаимодействие судов и средств массовой информации. Завершается создание на базе РИА "Новости" нового средства массовой информации - Агентства правовой и судебной информации. Введена в действие информационная система судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие")28.

Закон закрепляет новые правовые (процессуальные) средства реализации принципа гласности в осуществлении правосудия. В нем определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов:

  1. открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством;
  2. достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;
  3. свобода поиска, получения, передачи и распространения такой информации любым законным способом;
  4. соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
  5. соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
  6. невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации такого рода29.

Закон установил основные способы обеспечения доступа  к информации о деятельности судов: присутствие граждан и представителей организаций в открытом судебном заседании, обнародование (опубликование) данной информации в средствах массовой информации, размещение информации в Интернете, в занимаемых судами помещениях, ознакомление с информацией о деятельности судов из архивных фондов, предоставление информации по запросу пользователей информацией30.

Законом довольно подробно регламентируется доступ к информации о судебной деятельности через сети Интернет, а именно: какого рода информация должна размещаться в сети, как  организован доступ к размещенной  в Интернете информации, особое внимание уделяется особенностям размещения текстов судебных актов, а так же вводит такое правовое средство реализации субъективного материального права на доступ к информации о деятельности судов, как запрос - обращение пользователя информации в соответствующие органы о предоставлении подобного рода информации. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

Информация о работе Принцип гласности в гражданском судопроизводстве