Принцип независимости судей и его гарантий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.
Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 Принцип независимости судей 9
2 ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 12
2.1 Классификация гарантий 12
2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону 15
2.3 Порядок отбора и наделения судей полномочиями 16
2.4 Несменяемость судей 19
2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

независимость судей.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Цели и задачи контрольной работы:

 

Целью данной контрольной  работы является исследование правового регулирования независимости судей.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:

1.  Рассмотреть принцип независимости судей;

2. Гарантии независимости судей.

 

Сделать выводы, изучив теоретические  аспекты выбранной темы - «Принцип независимости судей и его гарантий»

 

Объектом исследования является общественно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации принципа независимости судей в уголовном процессе

 

Предметом данного исследования являются нормы действующего российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующие независимостей судей и подчинение их только закону.

 

В данной контрольной  работе содержится 2 раздела, выполненные на  29 листах.

Принцип независимости  судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ               6

1 Принцип независимости  судей            9

2 ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ  СУДЕЙ          12

2.1 Классификация гарантий             12

2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону 15

2.3 Порядок отбора и  наделения судей полномочиями        16

2.4 Несменяемость судей             19

2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет)         21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ               26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ         28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Формирование гражданского общества и построение правового демократического государства настоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. [1]

  Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120-122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которому, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, и подчинены только Конституции и федеральному закону.

  Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.

 Принцип независимости  судебной власти является одним  из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

 

[1] Постановление Правительства  РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы

 

 

Следует отметить, что  высокая социальная ценность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна и ни в коем случае не ограничивается рамками только одного отдельно взятого государственного образования. Его значение настолько велико, что эта гарантия эффективной защиты прав и свобод граждан стала предметом специального обсуждения в Организации Объединенных Наций. 13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов», который связывает в неразрывное единство и институционально-организационную независимость или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам, выражающуюся в формировании самоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем, и в запрете иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в нее (п.п. 1, 3-5, 7 Основных принципов). Такое положение должно обеспечивать независимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этого понятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только Закону.

 Учитывая требования  ст. 10 Конституции Российской Федерации  о том, что государственная  власть в Российской Федерации  осуществляется на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную, органы которых являются самостоятельными, а также принятый страной курс на построение правового демократического государства, очень важным для законодательных органов РФ стоит вопрос комплекса гарантий, направленных на обеспечение реализации конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону. [2]

 

 

[2] Конституция Российской Федерации.  Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

 

 

В этих условиях существенно  возрастает значение научных работ в данной области, основанных не только на сугубо теоретических исследованиях, но и, прежде всего, опирающихся на обширный статистический, эмпирический, социологический материал, анализ практики применения новых законодательных актов о суде.

 Актуальность данной  темы подтверждает и тот необычный  накал дискуссий по ней, не утихающий в научной, правовой литературе и в федеральных средствах массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип независимости  судей

 

 Независимость судей  - важнейший принцип правосудия. Основные принципы независимости судебных органов приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Поэтому не случайно он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве РСФСР; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде); Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны». [3]

 Значение данного  принципа правосудия состоит  в создании для судей таких  условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы  рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

 

 

[3] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 января 1997г. - №1. - Ст. 1.

 

 Независимость судей  является непременным условием  отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

 Независимость судей  обеспечивается целым рядом конституционных гарантий. В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает:

 а) наличие особой  процедуры осуществления правосудия;

 б) установление  под угрозой ответственности  запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

 в) установление  порядка приостановления и прекращения  полномочий судьи;

 г) право судьи  на отставку;

 д) неприкосновенность  судьи;

 е) систему органов  судейского сообщества;

 ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

 з) наличие особой  защиты государством не только  судьи, но и членов его семьи,  а также имущества.

 К числу гарантий, кроме перечисленных, следовало бы, отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102,ч. 1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 11 Закона о статусе судей). [4]

 

[4] Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ // Российская газета. 31.03.2010).

 

 Закрепление в законе  принципа независимости судей  служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

 Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

 Суждения о фактических  обстоятельствах дела, достоверности  доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.

 Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.

 В соответствии  с п.4 ст.5 Федерального конституционного  закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ  "О судебной системе Российской  Федерации" в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

[5] Федеральный конституционный  закон «О судебной системе  Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ от 09.11.2009) // Российская газета. 11.11.2009

 

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ  СУДЕЙ

 

2.1 Классификация  гарантий

 

  Независимость судей обеспечивается гарантиями. Многие авторы придерживаются теории деления гарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии. [6]

 С учетом такого  деления можно предложить следующую  классификацию гарантий:

 I. Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

 II. Экономические гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.

 III. Правовые (юридические) гарантии:

- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

- несменяемость судей;

[6] Закон Российской Федерации  от 26 июня 1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ // Российская газета. 31.03.2010).

 

 

- порядок отбора и  наделения судей полномочиями;

- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

- право судьи на  отставку;

- неподотчётность никому  судей в своей деятельности  по осуществлению правосудия; [7]

- запрет вышестоящему суду давать  в своих определениях при отмене  решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела;

- неприкосновенность судей;

- неограниченность срока полномочий  судьи (кроме случаев назначения  впервые судей районных судов, судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединений сроком на 3 года);

- установление системы мер государственной  защиты жизни, здоровья и имущества  судей всех судов общей юрисдикции  и их близких; [8]

- система органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).

 Судья, члены его  семьи и их имущество находятся  под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

 Судья не обязан давать  каких-либо объяснений по существу  рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Информация о работе Принцип независимости судей и его гарантий