Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:39, контрольная работа
Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.
Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Принцип независимости судей 9
2 ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 12
2.1 Классификация гарантий 12
2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону 15
2.3 Порядок отбора и наделения судей полномочиями 16
2.4 Несменяемость судей 19
2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Реферат
Цели и задачи контрольной работы:
Целью данной контрольной работы является исследование правового регулирования независимости судей.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть принцип независимости судей;
2. Гарантии независимости судей.
Сделать выводы, изучив теоретические аспекты выбранной темы - «Принцип независимости судей и его гарантий»
Объектом исследования является общественно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации принципа независимости судей в уголовном процессе
Предметом данного исследования являются нормы действующего российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующие независимостей судей и подчинение их только закону.
В данной контрольной работе содержится 2 раздела, выполненные на 29 листах.
Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Принцип независимости судей 9
2 ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 12
2.1 Классификация гарантий
2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону 15
2.3 Порядок отбора и
наделения судей полномочиями
2.4 Несменяемость судей
2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Формирование гражданского общества и построение правового демократического государства настоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебной власти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. [1]
Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120-122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которому, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, и подчинены только Конституции и федеральному закону.
Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.
Принцип независимости
судебной власти является
[1] Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы
Следует отметить, что
высокая социальная ценность принципа
независимости судей и подчинения их только
закону универсальна и ни в коем случае
не ограничивается рамками только одного
отдельно взятого государственного образования.
Его значение настолько велико, что эта
гарантия эффективной защиты прав и свобод
граждан стала предметом специального
обсуждения в Организации Объединенных
Наций. 13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея
ООН приняла специальный документ «Основные
принципы независимости судебных органов»,
который связывает в неразрывное единство
и институционально-
Учитывая требования
ст. 10 Конституции Российской
[2] Конституция Российской
В этих условиях существенно возрастает значение научных работ в данной области, основанных не только на сугубо теоретических исследованиях, но и, прежде всего, опирающихся на обширный статистический, эмпирический, социологический материал, анализ практики применения новых законодательных актов о суде.
Актуальность данной
темы подтверждает и тот
Принцип независимости судей
Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Основные принципы независимости судебных органов приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Поэтому не случайно он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве РСФСР; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде); Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны». [3]
Значение данного
принципа правосудия состоит
в создании для судей таких
условий осуществления их
[3] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 января 1997г. - №1. - Ст. 1.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий. В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает:
а) наличие особой
процедуры осуществления
б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
в) установление
порядка приостановления и
г) право судьи на отставку;
д) неприкосновенность судьи;
е) систему органов судейского сообщества;
ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
К числу гарантий,
кроме перечисленных,
[4] Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ // Российская газета. 31.03.2010).
Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.
Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.
Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.
В соответствии
с п.4 ст.5 Федерального конституционного
закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ
"О судебной системе
[5] Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ от 09.11.2009) // Российская газета. 11.11.2009
ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
2.1 Классификация гарантий
Независимость судей обеспечивается гарантиями. Многие авторы придерживаются теории деления гарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии. [6]
С учетом такого
деления можно предложить
I. Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.
II. Экономические гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.
III. Правовые (юридические) гарантии:
- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;
- несменяемость судей;
[6] Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ // Российская газета. 31.03.2010).
- порядок отбора и наделения судей полномочиями;
- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- право судьи на отставку;
- неподотчётность никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия; [7]
- запрет вышестоящему суду
- неприкосновенность судей;
- неограниченность срока
- установление системы мер
- система органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).
Судья, члены его
семьи и их имущество
Судья не обязан давать
каких-либо объяснений по
Информация о работе Принцип независимости судей и его гарантий