Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:39, контрольная работа
Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.
Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Принцип независимости судей 9
2 ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 12
2.1 Классификация гарантий 12
2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону 15
2.3 Порядок отбора и наделения судей полномочиями 16
2.4 Несменяемость судей 19
2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
[7] Закон РСФСР от 08 июля 1981 «О судоустройстве РСФСР» (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ // Российская газета. 13.05.2009).
[8] Акишева Ж.Л. Гарантии реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону в гражданском судопроизводстве // М: Эксмо, 2006.
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.
Независимость судей
Судья не может быть
Многие факторы, способные ставить судью в зависимое от них положение, не могут быть парализованными лишь действием конституционных гарантий. Иначе говоря, одним только принципом несменяемости независимость судьи, конечно, не обеспечивается, поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многие средства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считать основанием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещается принимать государственные награды. Актуальность такой меры может быть обоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание) или почетное звание.
[9] Акишева Ж.Л. Гарантии
Федеральным законом от 21 июня 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают одинаковую доплату - 10 % от должностного оклада. Такой подход к оценке профессионализма судей продиктован, видимо, мотивами, далекими от интересов правосудия: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», как свидетельствует статистика, присваивается преимущественно руководящему составу судейского сообщества. Говоря о гарантиях независимости судьи, следует подчеркнуть, что Закон о статусе судей в Российской Федерации не только закрепляет их перечень (ст. 9), но и определяет содержание (ст. 10 - 20).
Далее хотелось бы раскрыть суть некоторых, на наш взгляд наиболее важных и требующих наиболее пристального внимания, гарантий судейской независимости.
2.2 Несменяемость и независимость судей.
Подчинение их только закону
Данный принцип известен гражданскому судопроизводству уже в конце 19 – начале 20 века. Как отмечали, ученые-юристы того времени, несменяемость судьи — вот лучший оплот правосудия против посторонних воздействий, т.е. право судьи, во-первых, оставаться на должности и получать соединенное с нею содержание независимо от воззрений на него начальства, и во-вторых, возможность быть уволенным не иначе, как по суду.
Только несменяемость, правильно поставленная, обеспечивает нелицеприятие судьи, развивает и питает в нем (а не подавляет) спокойствие духа, вдумчивое, беспристрастное отношение к действиям противопоставленных друг другу граждан и властей. «Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно из лучших ручательств правильности приговоров». [10]
О той же несменяемости
судьи известный немецкий
Несменяемость судьи
2.3 Порядок
отбора и наделения судей
Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации.
[10] Цихоцкий А.В. Теоретические
проблемы эффективности
Эффективность судебной системы и реализация демократических принципов правосудия обеспечивается деятельностью судейского корпуса, который объединяет всех профессиональных судей, уполномоченных отправлять правосудие. Принцип профессионализма судейской деятельности гарантирует осуществление ее только специалистами, имеющими соответствующую подготовку в области права, а также требованиями высокого уровня моральных и нравственных качеств претендента. Эти требования являются основой того, что судья, будучи назначенным, должен быть способным полноценно осуществлять правосудие, самостоятельно и грамотно применять законодательство и не нуждаться в юридической и практической помощи со стороны и не быть политически, идеологически ангажированным. Это исключительно важная и сложная проблема в системе самостоятельности судебной власти. Проблемам, в частности специальной подготовке юристов к судебной деятельности, в настоящее время посвящено много внимания как в науке, так и в практике (Российская академия правосудия).
Поэтому на законодательном
уровне устанавливается
Всю совокупность прав и обязанностей судей, определяющих их статус, принято подразделять на три группы (блока):
- права и обязанности,
связанные с формированием суде
- права и обязанности
судей, реализация которых
- права и обязанности,
обеспечивающие активное
Процедуры и порядок формирования судейского корпуса устанавливают Конституция РФ, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и другие федеральные конституционные и федеральные законы. Так, общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, устанавливает ст. 4 Закона о статусе судей. Судьей может быть: гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее образование, со стажем работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, с безупречной репутацией. Дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей, закреплены в других федеральных законах. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин к тому же: достигший возраста 40 лет, со стажем работы – 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин РФ, отвечающий требованиям, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационные экзамены принимаются экзаменационной комиссией при управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Однако успешная сдача экзамена и назначение на должность судьи – это разные процедуры. Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи строго определен ст. 128 Конституции РФ. Так, судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. При этом каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Советом Федерации РФ назначаются на должность и Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместители и другие судьи названных судов. Особый порядок наделения кандидатов в судьи полномочиями мирового судьи. Они могут, как назначаться, так и избираться законодательными органами субъекта РФ.[11]
2.4 Несменяемость судей
«Несменяемость, - утверждает И.Я. Фойницкий, - есть право оставаться на должности судьи и получать соединенное с ней содержание независимо от желания власти, которой принадлежит назначение судей, будут ли то власть верховная или подчиненная». В Законе о статусе судей впервые задействована такая мощная гарантия независимости судей как их несменяемость. Несменяемость судей подтверждена и Конституцией РФ. Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судьи означает запрет его перевода на другую должность либо в другой суд без его согласия, а также запрет прекращения или приостановления полномочий помимо оснований и порядка, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Однако принцип несменяемости судьи способен вызывать в действительности следующую нежелательную для организации правосудия ситуацию: судья прошел все испытания, связанные с замещением должности, а потом обнаруживается, что он недостаточно подготовлен к социальной миссии судьи.
[11] Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы (в ред. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 235) // Собрание законодательства РФ. 23.03.2009.
Подобная ситуация не носит гипотетический характер, она - объективная реальность, поскольку не существует таких механизмов (как свидетельствуют специальные исследования), которые гарантировали бы той или иной социальной системе защиту от проникновения в нее чуждых ей элементов.
Так, по данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ, за 2005, 2006, 2007 года были прекращены полномочия и дано согласие на возбуждение уголовных дел против более чем 200 судей; квалификационными коллегиями субъектов Федерации 2006, 2007 года рассмотрены материалы о проступках 230 судей, полномочия 130 из них были прекращены (пьянство, волокита, совершение дорожно-транспортных происшествий, фальсификация дел, злоупотребление служебным положением). Приведенные статистические данные сами по себе обязывают принять эффективные меры с целью избавления правосудия от недостойных его людей. Казалось бы, следует отказаться от принципа несменяемости судей и поставить право на замещение должности судьи в зависимость от периодически проявляемой воли избирателей. Однако подобный подход к принципу несменяемости разрушит судейскую независимость и превратится в тормоз на пути создания той модели правосудия, которая получила закрепление в Конституции РФ, так как угроза быть неизбранным на новый срок может побуждать судью вступать в компромиссы с лицами, влиятельными на выборах, во вред правосудию. Частые избрания, по мнению И.Л. Фойницкого, уменьшают вместе с тем и авторитет судей в глазах населения, которые привыкают видеть в них людей сменяемых и потому зависимых. Несменяемость есть гарантия надлежащего исполнения судейских обязанностей, поэтому общество должно смириться с тем, что 3 - 5 % судейского корпуса составляют лица, неспособные к судейской службе, чтобы большая его часть - 97 % - была защищена судейской несменяемостью и на самом деле обеспечена независимостью. Действие принципа несменяемости должно прекращаться при обнаружении неспособности судьи исполнять возложенные на него функции, т.е. этот конституционный принцип не должен служить частным интересам конкретной личности, ибо он действует в интересах судебной службы как института публичного порядка. Естественно, законодатель обязан предусмотреть механизм определения неспособности к судебной службе, которая может предопределяться двумя видами причин - физическими и нравственными. Один из таких механизмов уже существует: судьи, избранные впервые, лишь после 3 лет судейской работы приобретают право баллотироваться на неограниченный срок. Полагаем, что это правильно, другого способа испытать кандидата на должность судьи нет. Даже в Германии, где традиционно высока общая правовая культура, высок уровень юридического образования и профессиональной подготовки будущих судей, не считают возможным сразу же, без проверки делом наделить судью свойством несменяемости. Там также испытательный срок - 3 года. Однако, поддерживая введение неограниченного срока полномочий, следует задаться вопросом: неужто срок этот и в самом деле не будет иметь никаких границ? Конечно, границы будут, и, прежде всего естественные, - смерть судьи. Но при этом возникает очень деликатная проблема удаления в отставку судьи, который из-за своего преклонного возраста уже не в состоянии работать в полную силу. Квалификационным коллегиям судей приходилось решать этот вопрос при отсутствии в законе каких-либо объективных критериев. Теперь такой возраст (70 лет) установлен и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Это решение оптимально, оно формализует и тем самым упрощает проблему, позволяет использовать еще один рычаг для сохранения высокого рабочего потенциала судейского корпуса.
2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет)
Судья - это особая должность, и назначается он на эту должность пожизненно Президентом, пройдя все-таки жесткий отбор. Отношение к нему должно быть особое. Возбуждение уголовного дела против него возможно только по инициативе Генерального прокурора и только с согласия квалификационных коллегий. Относительно недавно такое согласие было окончательным и не могло быть обжаловано. Это вызывало в среде юристов возражения. Отмечалось, что «возбуждение уголовного дела не должно быть связанно с согласием квалификационной коллегии судей». Или «... любое должностное положение, занимаемое лицом, не может препятствовать возбуждению против него уголовного дела либо служить основанием для освобождения его от ответственности за совершенное преступление. Тем самым подтверждается необходимость соблюдения равенства граждан перед законом и судом, как одного из основополагающих принципов права». [12]
В чем суть судейского иммунитета? Судейская неприкосновенность является определенным исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления его работы по отправлению правосудия. То есть положение о неприкосновенности, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей, направлено на обеспечение основ конституционного строя, разделение властей, самостоятельности и независимости судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты его профессиональной деятельности, прежде всего интересов правосудия. По данным высшей квалификационной коллегии судей РФ, региональные квалификационные коллегии в основном правильно используют институт судейского иммунитета и все чаще соглашаются с представлениями Генпрокурора.
[12] Царев А.А. Неприкосновенность
судьи как гарантия его
Генпрокуратура максимально объективно и профессионально подходит к решению вопроса о вхождении в квалификационные коллегии судей о даче согласия на возбуждение уголовного дела, и имеются не единичные примеры, когда Генпрокуратура возвращала не совсем качественные материалы и представления прокурорам субъектов РФ. Важным средством обеспечения независимости судьи являются гарантии неприкосновенности его личности, жилища, служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, корреспонденции, имущества и документов. В Российской Федерации, каждый человек пользуется личной неприкосновенностью в соответствии со ст. 22 Конституции РФ. Однако уровень личной неприкосновенности судей поднят значительно выше (ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Законом установлен особый порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Оно принимается Генеральным прокурором РФ: в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — на основании заключения Судебной коллегии Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия ВККС РФ; в отношении судьи иного суда — на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия ККС соответствующего субъекта РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается Верховным Судом РФ по ходатайству (представлению) Генерального прокурора РФ: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ; При этом в отношении судьи Конституционного Суда РФ с согласия этого Суда; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена. Установлен особый порядок осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Их проведение после возбуждения уголовного дела в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ;
Информация о работе Принцип независимости судей и его гарантий