Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать существующую систему негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом путем их сравнения, а также разработать рекомендации по улучшению деятельности НПФ в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать существующие в различных странах модели пенсионного страхования;
сравнить систему НПС в Российской Федерации и похожих систем Швеции, Великобритании, Венгрии, Казахстана, США и Германии;
выявить необходимость НПФ как инструмента формирования будущей пенсии;
Введение
Степень разработанности темы
Глава 1. Пенсионные системы в России и за рубежом: понятие, модели, опыт реформирования
1.1 Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная
1.2 Пенсионная система Российской Федерации
1.3 Обзор пенсионных систем с обязательной накопительной частью: Швеция, Венгрия, Казахстан
1.4 Обзор пенсионных систем с добровольной накопительной частью: Великобритания, США, Германия
Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды как составляющая часть системы пенсионного обеспечения
2.1 Специфика деятельности российских негосударственных пенсионных фондов
2.2 Специфика деятельности зарубежных пенсионных фондов
Глава 3. Проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов в России и пути их решения
3.1 Проблемы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов (на основе результатов сравнительного анализа и социального опроса жителей Перми)
3.2 Рекомендации и варианты дальнейшего развития НПФ
3.3 Ожидаемые результаты реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Наиболее предпочтительные для пенсионных вложений фондовые инструменты должны обладать следующими характеристиками: надежностью, доходностью и, наконец, ликвидностью.
Как видно, в промышленно развитых странах НПС существенно отличаются друг от друга как по структуре, масштабам и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат. Общими же для них является то, что они управляются частными структурами, а государство лишь создает правовые рамки, позволяющие им эффективно функционировать. При этом государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, призванные решать важные вопросы социальной защиты населения от массовых по характеру социальных рисков утраты дохода.
Как видно из мирового опыта, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль и с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования финансовых рынков (долгового рынка, рынка долевого финансирования). Увеличение активов институциональных инвесторов способствует замещению краткосрочных источников предложения финансовых средств долгосрочными, помогает уменьшить рыночные риски инвестирования. Средства негосударственных пенсионных фондов, как агентов, в наименьшей степени подверженных изменениям рыночного поведения, способны увеличить стабильность не только пенсионной системы, но и российского финансового рынка.
В этой главе было раскрыто понятие негосударственных пенсионных фондов как важных элементов системы негосударственного пенсионного обеспечения. Мы обозначили главные цели деятельности НПФ, а так же механизмы реализации этих целей. На примере деятельности зарубежных пенсионных фондов и обзором состояния системы негосударственного пенсионного страхования в России нам удалось доказать немаловажную роль негосударственных пенсионных структур как в экономике страны, так и системе социальной защиты граждан. Итак НПФ определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды осуществляют два основных вида деятельности - это негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.
Деятельность НПФ в области ОПС включает в себя прежде всего инвестирование средств пенсионных накоплений с целью обеспечения прав граждан на прирост накопленной части пенсии. Сферы бизнеса, в которые могут инвестировать страховые компании четко оговорены законодательством: банковские металлы, ценные бумаги, банковские депозиты, недвижимость. Таким образом, НПФ работают одновременно и на экономику нашей страны, являясь поставщиками долгосрочных финансовых ресурсов, и на интересы ее граждан. Социальная защита граждан заключается в том, что НПФ являются некоммерческими организациями. Это означает, что НПФ, преследуя цель извлечения прибыли, не распределяют полученную прибыль между учредителями, а аккумулируют ее на счетах застрахованных лиц. Система негосударственного пенсионного страхования, являясь инструментом реализации пенсионного обеспечения, представляет масштабный и социально значимый элемент страны.
Рассматривая опыт зарубежного формирования системы частного страхования, можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды, как элемент социальной сферы, оказывают влияние не только на социальные процессы, но и на функционирование экономической сферы, в первую очередь через использование своего инвестиционного потенциала. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционного процесса, предоставляющих экономике существенный инвестиционный ресурс на долгосрочной основе.
Привлечение на финансовые рынки средств институциональных инвесторов, наиболее важными из которых являются негосударственные пенсионные фонды, позволяет сформировать устойчивый процесс экономического роста и повысить конкурентоспособность отраслей народного хозяйства. Как показывает мировой опыт, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль и с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования не только пенсионной системы, но и финансовых рынков страны. Во многих странах мира негосударственные пенсионные фонды аккумулируют значительные финансовые средства, инвестирование которых позволяет решать масштабные задачи в экономической и социальной сферах.
Не побоюсь повторится, что накопительный компонент пенсионной системы реализуется в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами на основе договорных отношений с середины 90-х годов, а также в рамках обязательного пенсионного страхования на основе публичного права с 2002 года. В ходе реформы всем гражданам России без исключения была предоставлена возможность управлять накопительной частью трудовой пенсии, т.е. им предоставляется право выбирать, где будет формироваться накопительная часть, кто будет заниматься формированием дохода на эти средства с целью их прироста. Реформа осуществляется уже почти 10 лет и, в систему негосударственного пенсионного обеспечения было привлечено более 6,6 млн. человек, вместе с тем, потенциал негосударственного пенсионного обеспечения, организационной платформой для которого является система некоммерческих негосударственных пенсионных фондов, в настоящее время в значительной степени недоиспользуется.
Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участи НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не совсем удовлетворительными.
Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной, не нацелена на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В отличие от большинства западных стран, в России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога.
По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:
обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы;
формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.
Сравнивая систему негосударственных пенсионных фондов России и аналогичной системы существующей в зарубежных странах всплывает ряд проблем, которые мешают российской системе НПФ функционировать в полную силу.
Как было уже доказано система негосударственного пенсионного обеспечения -это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой (25).
Российские НПФ, согласно законодательству, могут инвестировать вклады в:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2) государственные ценные бумаги
субъектов Российской
3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные
в соответствии с
7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
8) депозиты в рублях в кредитных организациях;
9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях [2].
Более того на сегодняшний день эксперты в области негосударственного пенсионного страхования выделяют такие причины как отсутствие долгосрочных средств размещения пенсионных активов, низкий уровень социальных гарантий со стороны государства, неадекватное налогообложение негосударственных пенсионных услуг.
Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере - фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы (почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее 1 года).
Не нацелена на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В отличие от большинства западных стран, в России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов.
Таким образом, на сегодняшний день плохо реализуется программа привлечения дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров
Также у нас в стране еще плохо развита система налоговых льгот.
Допустимый инструментарий также полностью не разработан, по опыт зарубежных стран размещение пенсионных резервов может быть дополнено.
Необходимо развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.
В рамках исследования мною был проведен социальный опрос 50 граждан города Перми. Респондентами явили лица различных возрастных категорий и имеющих разные социальные статусы. Анкета на тему осведомленности о деятельности негосударственных пенсионных фондов состояла из 13 вопросов закрытого и открытого типа.
Исходя из анализа проведенного исследования можно сделать следующие выводы: на сегодняшний день, о будущем своей пенсии задумывается всего59% опрошенных респондентов, при этом услугами по негосударственному пенсионному страхованию пользуются 44%. Выходит, что популярность НПФ хоть и повышается, но по сравнению с зарубежными странами, где 82% населения пользуются услугами пенсионных фондов, оставляет желать лучшего. Причиной непопулярности НПФ является их репутация, 43% респондентов, не пользующихся услугами НПФ сомневаются в надежности деятельности данной структуры. Между тем 20% считают, тчо просто напросто не имеют средств на накопление будущей пенсии. Здесь встает проблема государственного масштаба, как показатель уровня обеспеченности населения. Положительной динамикой является тот факт, что ни один из респондентов не ответил, что не знает, что такое негосударственный пенсионный фонд. Это может говорить хоть и о не многозначительном, но, тем не менее увеличении популярности данной структуры. Зато, те граждане, которые ознакомились с деятельностью негосударственных пенсионных фондов обосновывают свой выбор в их пользу, тем, что это надежно и появляется уверенность в "завтрашнем дне" - 26%, а еще 20% опрошенных довольны высокой доходностью.
Исходя из проведенного исследования, рынку негосударственных пенсионных услуг не позволяет развиваться следующие ограничители:
Непонимание граждан необходимости обеспечения личного благосостояния
Финансовая и пенсионная неграмотность
Недоверие к долгосрочным инвестициям
Невысокие доходы населения
Я считаю, что то, как преподносится данная услуга гражданам тоже немаловажна. В связи с этим предлагаю выделить такую проблему, как недостаточная квалифицированность сотрудников НПФ, ведь данная услуга должна быть привлекательность и вызывать доверие населения.
В соответствии с вышеизложенными проблемами, существующими на сегодняшний день, предлагаю определить основные возможные пути преодоления данных проблем.
Прежде всего, стоит еще раз определить основные цели и приоритеты в развитии этих рынков.
Целью развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ в развитии добровольного накопительного пенсионного страхования.
Для реализации поставленных целей необходимо предпринять следующие меры:
1. Привлекать дополнительные
Чтобы это осуществить, необходимо создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании (11).
2. Повышение доверия к системе
негосударственного
Прежде всего это использование при государственной поддержке всех механизмов информационной политики. Для получения достоверных сведений о состоянии негосударственного пенсионного обеспечения требуется создать единую систему мониторинга негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного накопительного пенсионного страхования, включающего в себя единую систему независимой актуарной оценки НПФ. Необходимо также обеспечить информационную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения на основе государственной программы повышения пенсионной грамотности населения: расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпускать тематические теле - и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ; шире информировать население о возможностях негосударственного пенсионного обеспечения.