Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 05:18, курсовая работа
Актуальность данного исследования обуславливается рядом новых положений, выработанных законодательством и судебной практикой, которые требуют теоретического переосмысления. Российское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин усыновление применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек. Усыновление это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучшие. Это связано с тем, что усыновление редко бывает случайным поступком, обычно это хорошо продуманное, подготовленное решение, в котором воплощаются мечты и желания одиноких людей, не имеющих родных детей.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в российском
законодательстве………………………………………………………………….6
1.1. Современные проблемы института усыновления в российском законодательстве………………………………………………………………….6
1.2. Понятие, основания и условия возникновения правоотношений по усыновлению…………………………………………………………………… 16
Глава 2. Процессуальный порядок усыновления (удочерения) ребенка……22
2.1. Субъекты и порядок усыновления……………………………………… 22
2.2. Усыновление в судебном порядке………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………… 35
Список используемой литературы……………………
Пункт 15 этого же Постановления устанавливает, что в силу п. п. 1 и 2 ст. 137 СК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных неимущественных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению и одновременно утрачивают указанные выше права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям, другим родственникам. Это происходит в случае усыновления ребенка как супругами, так и одним из них, либо лицом, не состоящим в браке. Указанные выше последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п. 6 ст. 137 СК).
Исключение составляют случаи, когда один из родителей усыновленного ребенка умер, и дедушка или бабушка со стороны этого родителя просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному, если судом будет установлено, что этого требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137 СК), например, если ребенок привязан к дедушке, бабушке, тете, дяде, другим близким родственникам и прекращение контактов с ними может нанести ему психологическую травму. При этом не требуется согласия усыновителей на сохранение правовой связи с родственниками умершего родителя. Судом также могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности одного из родителей в случае, когда ребенок усыновляется только одним лицом и об этом просят отец, если усыновитель - женщина, или мать, если усыновитель - мужчина (п. 3 ст. 137 СК).
Для кого-то определенный интерес будет представлять п. 16 Постановления, который гласит, что если с родителя усыновленного ребенка до вынесения решения об усыновлении в судебном порядке взыскивались алименты, то он в соответствии с п. 2 ст. 120 СК освобождается от их уплаты. Этот вопрос решается судом по просьбе родителя, обязанного уплачивать алименты, по правилам ст. 366 ГПК, предусматривающей порядок прекращения исполнительного производства, поскольку вступившее в законную силу решение суда об усыновлении является безусловным основанием к прекращению выплаты алиментов.
Вместе с тем решение суда об усыновлении не освобождает родителя, с которого в судебном порядке взыскивались алименты, от дальнейшей их уплаты, если при усыновлении ребенка за этим родителем в соответствии с п. 3 ст. 137 СК были сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В указанном случае все вопросы, связанные с изменением размера взыскиваемых алиментов, освобождением от их уплаты должны рассматриваться судом в порядке искового производства по заявлению заинтересованных лиц.
Заключение
Усыновление является
самой предпочтительной формой
семейного воспитания детей,
Усыновление как "искусственное сыновство", как прием "стороннего" в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом "сынотворенья". Для того, чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе: обряд фиктивного рождения; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорной акт между усыновителем и усыновляемым.
Следовательно, усыновление было известно еще тогда, кода существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливее становится другая цель усыновления иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех. кто утратил собственную семью.
В настоящее время проблемы в этой области приобрели особенно острый характер. С переходом нашей страны на рыночную экономику наметилась тенденция деления общества на два класса: "бедных" и "богатых". В связи с этим растет число брошенных детей, детей, чьи родители лишены родительских прав из-за алкоголизма, наркомании. И если число воспитанников детских домов и интернатов растет, то число усыновителей, по последним статистическим данным, наоборот падает.
В Российской Федерации
в настоящее время насчитываетс
Проблема международных усыновлений в России возникла в 1991 году. Началось все с чиновников, которые по советской традиции имели право распоряжаться. Характер первых сделок тоже был традиционным – бартер. Туда – дети, оттуда – офисное оборудование, например. В зависимости от нужд чиновников Министерства образования. Это министерство стало первым "координатором" западных агентств по усыновлению. Еще в начале 1991 года в Советский Союз повалили представители таких агентств из США и Европы.
На сегодняшний день органы прокуратуры серьезно озабочены ситуацией с усыновлением детей иностранными гражданами, растущими из года в год. Приведем следующие цифры: в Санкт-Петербурге, например, оно составило 85 % от общего количества усыновленных, в Республике Карелия – 70%, в Тульской области – 68%, в Тверской – 65% и т.д. В Московской области каждый третий, а в Читинской каждый четвертый ребенок выбывает за пределы государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I.Международные договоры
II. Нормативные правовые акты Российской Федерации
Специальная литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
(20 ноября 1989 года)
(извлечения)
Статья 20
1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Государства — участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Статья 21
Государства — участники, которые признали и / или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
a) обеспечивают,
чтобы усыновление ребенка
b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;
e) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.
Информация о работе Процессуальный порядок усыновления (удочерения) ребенка