Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса прокуратуры в современной России. Реализация общей цели предполагает решение следующих конкретных задач: Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………… 3 1 Становление и развитие конституционно - правового статуса прокуратуры и Российской Федерации……………………………………………………..... 5 1.1 История становления и развития прокуратуры в России……………… 5 1.2 Прокуратура в системе органов государственной власти……………. 10 2 Проблемы и перспективы совершенствования конституционно-правового статуса прокуратуры в РФ……………………………………………………. 13 2.1 Определение правового статуса прокуратуры РФ……………………. 13 2.2. Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ……………………………. 22 Заключение…………………………………………………………………….. 28 Список использованных источников………………………………………… 31
В-четвертых, прокуратура не
может быть включена и в систему Администрации
Президента РФ. Хотя существуют и другие
мнения. Так, некоторые ученые полагают,
что в соответствии с Конституцией Президенту
РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего
необходимое единство государственной
власти в условиях ее разделения на законодательную,
исполнительную и судебную[6, с. 22]. Прокуратура
осуществляет надзор за исполнением законов
от имени Российской Федерации, т. е. от
имени Президента РФ, реализуя на правовой
основе полномочия главы государства.
Прокуратура призвана быть орудием президентской
власти для поддержания правопорядка
в обществе.
С одной стороны, с подобными
утверждениями можно и согласиться. Согласно
Конституции Президент РФ осуществляет
подбор кандидатуры на должность Генерального
прокурора РФ, вносит в Совет Федерации
РФ представление о назначении его на
должность и отстранении от должности.
Президент РФ вправе временно отстранить
Генерального прокурора РФ от исполнения
обязанностей.
С другой стороны, утверждение
о том, что прокуратура относится к системе
президентской власти, вызывает определенные
возражения.
Во-первых, если рассматривать
правовое положение Президента РФ как
главы государства в целом, то можно прийти
к выводу, что любой государственный орган
(а не только прокуратура) служит механизмом
реализации президентских полномочий,
так как и суд, и иные правоохранительные
органы, и законодательные органы подотчетны
Администрации Президента РФ.
Во-вторых, несмотря на то что
кандидатуру Генерального прокурора РФ
предлагает Президент РФ, по Конституции
назначение на должность и освобождение
от должности Генерального прокурора
РФ относится к ведению Совета Федерации
РФ.
Таким образом можно сделать
следующий вывод: прокуратура не принадлежит
ни к одной из ветвей государственной
власти. Деятельность органов прокуратуры
– это самостоятельное направление реализации
государством своих функций по обеспечению
единства правового пространства России,
соблюдению режима законности всеми субъектами
права, а также охране прав, свобод и законных
интересов как отдельной личности, так
и общества в целом. В полной мере реализовать
свои полномочия и достигнуть поставленной
цели органы прокуратуры могут, только
будучи структурой, организация и деятельность
которой не зависят ни от органов государственной
власти, ни от различных общественных
объединений и политических партий.
2 Проблемы и перспективы совершенствования
конституционно-правового статуса прокуратуры
в РФ
2.1 Определение правового
статуса прокуратуры РФ
Прокурор как представитель
государства выполняет свою должностную
функцию, не будучи субъектом спорного
материального правоотношения, даже в
случае предъявления иска в интересах
других лиц он остается представителем
государства, основной задачей которого
является защита государственных и общественных
интересов.
Прокурор, участвуя в деле, выступает
самостоятельно, независимо от других
участвующих в деле лиц, ибо у него имеется
свой интерес к процессу, вытекающий из
его компетенции. По своему содержанию
интерес прокурора - государственный.
Он заинтересован в защите интересов субъекта
права и из этого следует, что процессуальные
действия совершаются прокурором в целях
оказания помощи субъектам нарушенного
права или охраняемого законом интереса.
Нами разделяется позиция, что, возбуждая
гражданское дело или давая заключение
по делу, он выступает как представитель
государства, и его процессуальный юридический
интерес вытекает из общей задачи прокуратуры
- надзор за законностью [10, с.15].
Прокурор является особым участником
гражданского судопроизводства, обеспечивающим
защиту прав и свобод человека, законность
действий всех участников процесса, оказание
помощи суду в осуществлении правосудия.
Прокурор как субъект конкретного гражданского
процессуального правоотношения одновременно
выступает субъектом государственного
правоотношения, определяющего его полномочия.
Кроме того, правовое положение прокурора
обусловлено сущностью и целями его участия
в гражданском судопроизводстве, а объем
и характер процессуальных прав прокурора
обусловлен также и формами его участия
в деле [5, с. 16].
Анализ норм ГПК РФ показывает,
что законодателем до настоящего времени
не решен вопрос о процессуальном положении
прокурора, обращающегося в суд с заявлением
в интересах определенного лица. Между
отдельными положениями ГПК РФ, регламентирующими
процессуальную деятельность прокурора
при предъявлении и рассмотрении его заявления
судом, имеется ряд противоречий, которые
не способствуют правильному пониманию
правовой природы участия прокурора в
гражданском судопроизводстве. Так, согласно
ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление,
пользуется всеми процессуальными правами
и несет все процессуальные обязанности
истца, за исключением права на заключение
мирового соглашения и обязанности по
уплате судебных расходов [2]. Кроме того,
в соответствии со ст. 38 ГПК РФ лицо, в интересах
которого дело начато по заявлению лиц,
обращающихся в суд за защитой прав, свобод
и законных интересов других лиц, извещается
судом о возникшем процессе и участвует
в нем в качестве истца. Однако далее в
противоречие вышеизложенным нормам закона
законодатель указал, что стороны пользуются
равными процессуальными правами и несут
равные процессуальные обязанности.
Представляется необходимым
внести в действующее гражданское процессуальное
законодательство самостоятельную правовую
норму, отражающую статус прокурора как
представителя государства, определить
круг его прав и обязанностей, отличный
от других участников гражданского судопроизводства.
Привести положения закона, касающиеся
правового статуса прокурора в гражданском
судопроизводстве, в соответствие с процессуальными
нормами права.
Концептуальным, наиболее важным,
вопросом правового статуса прокуратуры
в настоящее время является вопрос о роли
данного органа в структуре государственной
власти.
Современная прокуратура не
является органом законодательной власти
и не может им быть. По мнению Н. В. Витрука
предписанный Конституцией России и Федеральным
законом «О прокуратуре РФ» порядок назначения
на должность и освобождения от должности
Генерального прокурора РФ по представлению
Президента РФ Советом Федерации и обязанность
прокурора ежегодно представлять палатам
Федерального Собрания и Президенту РФ
доклад о состоянии законности и правопорядка
в стране ни в коей мере не свидетельствуют
о подчиненности либо вхождении прокуратуры
в законодательную или исполнительную
ветвь власти [5, с. 102]. Подобная деятельность
Генерального прокурора может быть охарактеризована
только как информирование, но не подчинение.
Кроме того, Генеральный прокурор в порядке
ст.21 Федерального закона «О прокуратуре
РФ» осуществляет надзор за исполнением
законов законодательными и исполнительными
органами субъектов Федерации, руководители
которых, в свою очередь, входят в состав
Совета Федерации [3].
Особой формой взаимодействия,
именно взаимодействия, но не контроля,
парламента и прокуратуры являются парламентские
слушания, институт парламентского и депутатского
запроса, закрепленные в Федеральном законе
«О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации» [10, с.
16]. Кроме того, следует особо выделить
участие прокуратуры в правотворческой
деятельности, право на которую закреплено
в ст.9 «Участие в правотворческой деятельности»
Федерального закона «О прокуратуре РФ»
[3]. Участие прокуроров в правотворческой
деятельности имеет существенное профилактическое
значение, так как благодаря ему уже на
стадиях подготовки и рассмотрения нормативного
правового акта устраняются возможные
нарушения законов[77]. Генеральный прокурор
Российской Федерации, его заместители
и по их поручению другие прокуроры вправе
присутствовать на заседании палат Федерального
Собрания Российской Федерации, их комитетов
и комиссий, Правительства Российской
Федерации, представительных (законодательных)
и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации. Присутствие Генерального
прокурора РФ, его заместителей и по их
поручению других прокуроров в заседаниях
Правительства Российской Федерации позволяет
им оказывать непосредственное содействие
в принятии нормативных актов в точном
соответствии с Конституцией и законами.
Однако в академической среде
ряд ученых считают, что личное участие
прокурора в разработке нормативных актов
в дальнейшем фактически лишает его морального
права, в случае их несоответствия закону,
опротестовывать их. Тем не менее представляется,
что необходимость обеспечения законности
является важнейшим приоритетом для современного
прокурора.
В правотворческой деятельности
прокуратура участвует посредством содействия
в разработке проектов нормативных актов,
проведении юридической экспертизы законопроектов,
консультирования законодателей по вопросам
своей компетенции, внесения протестов
на незаконные правовые акты. Поддержку
правотворческой деятельности выразил
и Президент Российской Федерации.
Сторонники отнесения органов
прокуратуры к судебной ветви власти исходят
из положений Конституции РФ, где единственная
статья о прокуратуре (ст.129) помещена в
главу, посвященную судебной власти. Возможно,
законодатель, включая статью о прокуратуре
в гл.7 «Судебная власть», исходил из того,
что «по направлениям своей деятельности
и выполняемым функциям прокуратура наиболее
близка к судебной власти» [4, с. 110].
Есть и другое мнение о причине
включения статьи о прокуратуре в главу
«Судебная власть»: «В процессе разработки
Конституции вопрос о правовой природе
прокуратуры стоял достаточно остро. Некоторые
из разработчиков полагали... что прокуратура
как орган государственного обвинения
является одним из институтов исполнительной
власти, а функция надзора за соблюдением
закона принадлежит суду. Другие же, оставаясь
в рамках укоренившегося взгляда на прокуратуру
как на орган высшего надзора за законностью,
предпочитали не определять ее природу
с точки зрения принадлежности к той или
иной ветви власти. В результате было принято
компромиссное решение. Статья о прокуратуре
(ст.129) была помещена в главу «Судебная
власть»[4, с. 104].
Из вышеизложенного видно, что
прокуратура не является механизмом судебной
власти, так как она не осуществляет правосудия,
ее полномочия совершенно не укладываются
в прерогативы судебной власти.
К тому же, если прокуратура
будет включена в судебную власть, то это
будет нарушать принцип состязательности,
действующий в процессуальном праве.
Несмотря на то, что статья 129
Конституции России находится в главе
«Судебная власть», прокуратура в реалиях
существующего конституционного строя
не является частью судебной системы[1].
Кроме того, наличие отдельной статьи
в Конституции России говорит об особом
положении прокуратуры в государственном
механизме. Судебная власть решает стоящие
перед ней задачи во взаимодействии с
правоохранительной системой и прокуратурой
в частности. Согласно статье 118 Конституции
России «правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом» [1]. Правосудие
– особый вид деятельности судов. Соответственно,
субъектом судебной власти является только
суд. Становится очевидным то, что отсутствуют
какие-либо правовые основания для включения
прокуратуры в систему органов судебной
власти.
Прокуратура является органом,
который в состоянии оперативно, квалифицированно
и, что немаловажно, бесплатно принять
меры к защите нарушенных прав. В отличие
от суда, способного фиксировать и устранять
нарушения закона, прокуратура способна
выявлять их и пресекать. Кроме того, не
вызывает удивления тот факт, что в настоящее
время количество граждан, обращающихся
за защитой нарушенных прав в прокуратуру,
значительно превышает количество обращающихся
в суды.
Важное отличие прокуратуры
и судебной власти заключается также в
способах осуществления надзорных полномочий.
Суд реализует их только по инициативе
заинтересованных лиц, по мере поступления
конкретных заявлений и жалоб граждан,
организаций, оперативно-розыскных и следственных
органов и, как правило, публично, путем
судебного разбирательства. Надзор прокуратуры
же постоянен и непрерывен. Прокуратуре
на основании ч.2 ст.21 Федерального закона
«О прокуратуре РФ» не обязательно ждать
поступления обращений заинтересованных
лиц, чтобы начать проверку[3]. Основанием
для проверки исполнения законов может
быть любая информация о фактах нарушения
закона, требующая принятия мер прокурором.
Прокуратура не является органом
исполнительной власти и не должна входить
в ее состав, так как в этом случае деятельность
прокуратуры станет по меньшей мере неэффективной.
Сам характер прокурорских функций диктует
необходимость их успешной реализации
при обязательном условии независимости
прокуратуры от всех ветвей власти, но
при активном сотрудничестве с ними. Прокурорский
надзор в настоящее время распространяется
на широкий круг органов исполнительной
власти: федеральные министерства, государственные
комитеты, службы и иные федеральные органы
исполнительной власти, исполнительные
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации. Этот большой блок
по надзорной работе является элементом
сдерживания исполнительной власти [16,
с. 126]. Деятельность по надзору за исполнением
законов органами исполнительной власти
представляет собой одну из самых обширных
областей работы органов прокуратуры.
Объясняется это, прежде всего, разветвленностью
системы органов исполнительной власти,
ее громадным кадровым составом и значительным
охватом сфер жизнедеятельности населения
страны, что, в свою очередь, требует эффективного
и оперативного прокурорского надзора
за исполнением законов.
Задачей прокуратуры является
обеспечение соответствия актов, издаваемых
органами государственной исполнительной
власти и их должностными лицами, Конституции
РФ, федеральным законам, а также их точное
исполнение. Так, в случае принятия незаконного
постановления Правительства Генеральный
прокурор Российской Федерации имеет
реальную возможность оперативно прореагировать
и проинформировать об этом Президента
Российской Федерации.
В последнее время происходит
интенсивное увеличение численности различных
федеральных служб, агентств, а также государственных
органов субъектов Российской Федерации,
осуществляющих контроль и надзор в конкретных
областях деловой активности населения
всей страны. Присутствие слова «надзор»
в наименовании перечисленных государственных
органов вызывает мысли о сходстве деятельности
этого органа с надзорной функцией прокуратуры
в виде ее подмены и дублирования. Однако
при ближайшем рассмотрении выясняется,
что вышеупомянутые органы осуществляют
скорее контроль деятельности субъектов,
функционирующих в конкретной области,
и ни коем случае не подменяют прокуратуру,
которая осуществляет надзор за контролирующими
органами и в случае выявления фактов
нарушения закона реагирует на них в установленном
законом порядке.