Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса прокуратуры в современной России. Реализация общей цели предполагает решение следующих конкретных задач: Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………… 3 1 Становление и развитие конституционно - правового статуса прокуратуры и Российской Федерации……………………………………………………..... 5 1.1 История становления и развития прокуратуры в России……………… 5 1.2 Прокуратура в системе органов государственной власти……………. 10 2 Проблемы и перспективы совершенствования конституционно-правового статуса прокуратуры в РФ……………………………………………………. 13 2.1 Определение правового статуса прокуратуры РФ……………………. 13 2.2. Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ……………………………. 22 Заключение…………………………………………………………………….. 28 Список использованных источников………………………………………… 31
Особое место во взаимодействии
прокуратуры и исполнительной власти
занимает координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью. В рамках
реализации этого направления работы
прокуратуры проводятся координационные
совещания руководителей правоохранительных
органов субъектов Российской Федерации
с участием Полномочных представителей
Президента и руководителей субъектов
Российской Федерации. Следует заметить,
что подобные совещания положительно
отражаются на деятельности всех правоохранительных
органов и успешная практика их проведения,
без сомнения, будет продолжена. Прокуратура,
в свою очередь, находясь на острие борьбы
с беззаконием и преступностью, имея огромный
опыт пресечения наиболее тяжких преступлений
и неоспоримый профессионализм своих
сотрудников, заслуженно и, самое главное,
эффективно играет ведущую роль в координации
деятельности правоохранительных органов.
Подведением итогов этого направления
деятельности занимается Всероссийское
координационное совещание руководителей
правоохранительных органов с участием
Президента России.
Таким образом, осуществляя
надзор за исполнением законов органами
исполнительной власти, прокуратура не
входит в ее состав. Подчинение или вхождение
прокуратуры в состав исполнительной
или судебной власти приведет к разрушению
складывающейся в государстве и столь
необходимой системы сдержек и противовесов,
усилит опасность нарушения законов и
многократно увеличит вероятность злоупотребления
властью. Кроме того, если прокуратура
войдет в состав исполнительной власти,
она будет осуществлять надзор за остальными
ветвями власти – за исполнением законов
представительными органами и в некоторой
степени судебными.
Прокурорский надзор организационно
нуждается в концептуальной корректировке.
Его цели и направления, отмеченные широтой
и неопределенностью, нуждаются в уточнении.
В данном свете важной является дискуссия
о концепции самостоятельной контрольной
ветви государственного механизма.
Принимая во внимание наличие
различных подходов к определению места
прокуратуры в системе органов государственной
власти в реалиях сегодняшнего дня, прокуратура
не включена ни в одну из составляющих
триады разделения властей. Вместе с тем
в целях упорядочения службы в прокуратуре
возникает необходимость приведения ряда
нормативных правовых актов, в том числе
ведомственных, в соответствие с содержанием
и сущностью государственной службы. В
частности, имеется в виду следующее:
- определение наименования
государственных должностей в прокуратуре,
которые замещаются лицами, именуемыми
по Закону «О прокуратуре РФ» «прокурорскими
работниками»;
- установление квалификационных
требований к лицам, претендующим на занятие
государственных должностей в прокуратуре,
и государственным служащим системы прокуратуры;
- формирование перечня должностей
государственной службы в прокуратуре
и включение их в Реестр должностей федеральной
государственной службы, утверждаемый
указом Президента РФ;
- разработка для каждого государственного
служащего прокуратуры должностного (служебного)
регламента его деятельности, содержащего
требования, предъявляемые к государственному
служащему, замещающему соответствующую
должность прокурора, следователя или
иного прокурорского работника, его должностные
(служебные) права, обязанности и ответственность
в зависимости от функциональных особенностей
данной должности государственной службы;
- определение способов и условий
замещения государственных должностей
в системе прокуратуры (конкурсный отбор,
сдача квалификационных экзаменов и т.п.);
организационное обеспечение службы в
прокуратуре (выделение полномочий кадровых
служб в отношении прохождения службы
прокурорскими работниками) и др. [16, с.
127].
Вопрос о конституционном закреплении
места и роли прокуратуры в государственном
механизме, выполняемых ею функций давно
назрел и требует своего разрешения. Учитывая
необходимость обеспечения стабильности
Конституции, нормы, посвященные прокуратуре,
должны содержать не переходные положения,
а отражать тот статус прокуратуры и ту
систему ее функций, которые присущи ей
в демократическом правовом государстве
и которые должны выступать конечной целью
проводимой реформы.
Таким образом, отсутствие конституционного
решения вопроса о функциях и полномочиях
прокуратуры стало одной из причин различных
подходов к определению места прокуратуры
в системе органов государственной власти.Специфичность
деятельности прокуратуры как органа
государственного надзора состоит в том,
что она напрямую не относится ни к одной
из ветвей государственной власти (законодательной,
исполнительной или судебной), осуществляет
деятельность самостоятельно и независимо
от них, выполняя функцию одного из элементов
механизма реализации государственной
власти. В своей деятельности прокуратура
активно взаимодействует, сотрудничает
со всеми ветвями власти, так как они все
заинтересованы в сохранении и укреплении
единой законности, охране права и прав
субъектов правоотношений от нарушений.
2.2. Пути совершенствования
правового регулирования конституционно-правового
статуса органов прокуратуры в РФ
Анализ документов о становлении
и развитии прокуратуры свидетельствует
о том, что Петр Великий, не копируя ни
один из зарубежных образцов, не воспринимая
буквально предложенные проекты, сам тщательно
разработал документы об учреждении российской
прокуратуры – постоянного надежного
органа надзора, наделенного правом силой
закона влиять на ход и эффективное решение
государственных дел.
Основаниями создания прокуратуры
были особые обстоятельства:
- взяточничество и преступления
против государственной службы,
которые Петр I приравнивал к предательству
во время боя;
- казнокрадство и другие
злоупотребления высших должностных
лиц, в том числе сенаторов;
- волокита и нерасторопность
государственного аппарата.
Основатель российской прокуратуры
особое внимание уделял вопросу ответственности
прокурорских работников за ненадлежащее
исполнение своих обязанностей.
На протяжении столетий честным
и добросовестным трудом десятков тысяч
высокопрофессиональных юристов создано
уникальное общественно-правовое явление
– прокуратура России, которая оберегает
законность и является цементирующей
опорой государства, оплотом единства
правопорядка.
Однако современная конституционная
неопределенность роли и места прокуратуры
в системе государственной власти породила
не только множество предположений о ее
дальнейшей судьбе, но и привела к тому,
что мы сегодня вынуждены рассуждать о
целесообразности ее дальнейшего существования
как единой и централизованной системы
органов, осуществляющих надзор за реализацией
законов и обеспечивающих режим законности
в стране [20, с. 100]
От прежней прокуратуры мало
что осталось. Существенно ограничен так
называемый общий надзор. Ликвидирован
прокурорский надзор за реализацией законов
судами. Фактически ликвидирован прокурорский
надзор за предварительным следствием.
Прокурора превратили в простого жалобщика,
которому предложено выяснять отношения
с теми, в чьих действиях он усмотрел нарушения
закона, в судебных и административных
инстанциях.
А ведь в современных условиях
глубоких социально-экономических перемен
прокуроры обеспечивают верховенство
закона, защиту прав и свобод человека
и гражданина, а также охраняемых законом
интересов общества и государства.
О масштабах и сложности проводимой
работы можно судить по следующим данным.
Только в первые годы XXI века
вступили в действие сорок четыре федеральных
конституционных закона, пятнадцать фундаментальных
кодексов РФ, почти две тысячи федеральных
законов, свыше восьми тысяч указов Президента
России и т.д. Органы прокуратуры и обеспечивают
надзор за исполнением законодательства
[20, с. 103].
Обострение проблем, связанных
с перераспределением прав собственности,
в том числе на крупные промышленные объекты
и землю, связано в том числе и с законодательным
вытеснением прокурора из гражданского
и арбитражного процесса. По оценке Генерального
прокурора РФ, незаконный захват чужой
собственности, спровоцированное банкротство,
незаконные решения по обеспечительным
мерам – вот во многом результат такого
поспешного подхода.
Положения судебно-правовой
реформы и указанные многочисленные нарушения
закона обусловили необходимость совершенствования
законодательства, в том числе в сфере
уголовного судопроизводства, системы
управления органами расследования преступлений
и т.д. В частности, в связи с созданием
Следственного комитета при прокуратуре
РФ были внесены изменения и дополнения
в более чем 30 федеральных законов. Такой
процесс не бывает безболезненным. Принятые
решения значительно сократили возможности
прокурора реагировать на нарушения законов.
К сожалению, эффективных механизмов устранения
процессуальных разногласий между прокурором
и должностными лицами, осуществляющими
предварительное расследование, в ныне
действующем уголовно-процессуальном
законодательстве практически нет.
На современном этапе общественных
преобразований также приоритетны защита
конституционных основ РФ, ее целостности
и безопасности, единства законности на
всей территории страны, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина,
совершенствование деятельности всех
звеньев прокурорской системы в области
противодействия преступности.
В настоящее время отмечаются
целенаправленные действия по вытеснению
прокуратуры РФ с конституционного правового
поля. Оппоненты стабильного позитивного
развития России осознают, что система
органов прокуратуры – одна из несущих
опор нашего государства и от определения
ее места и роли как в государственном
правообеспечивающем механизме, так и
в системе общественных координат будет
очень многое зависеть для будущего России.
По оценке профессора А.Сухарева, «в настоящее
время прокуратура подвергается суровым
испытаниям – от попыток растворения
ее независимой централизованной сущности
в контрольно-ведомственных паллиативах
до прямого демонтажа державного ока государева»
[17, с. 40].
Теоретические аспекты определения
места и роли прокуратуры в системе правовых
институтов российского государства и
общества исследованы в работах В.Божьева,
С.Ефимичева, В.Михайлова и других ученых,
которые придерживаются точки зрения
о том, что прокуратура – опора именно
правового государства. Однако есть и
иные мнения. Некоторые ученые полагают,
что необходимо упразднить систему независимого
надзора прокуратуры, демонтировав ее
основы, или перестроить ее по западным
образцам, лишив ее стержневой функции
– надзора за исполнением законов.
Как видится, именно прокуратура
– опора законности и российского государства,
сущность конституционного надзора, которая
представляет единую централизованную
систему, установленную ст.129 Конституции
РФ. В целях эффективной реализации государственной
власти прокуратура должна идти по пути
конституционного развития, и в этом случае
она сможет успешно решать основные задачи,
стоящие перед государством в сфере обеспечения
законности.
Российская государственная
власть в своей первооснове едина. Важно
не только правильно рассредоточить власть
по сферам реализации норм права, но и
посредством именно прокурорского надзора
обеспечить ее единство, согласованность
деятельности государственных органов
и должностных лиц, относящихся к различным
сферам и разным уровням власти.
В настоящее время любые перемещения
системы прокуратуры «влево» или «вправо»
под воздействием различных факторов
и концепций вызовут необратимые негативные
последствия для безопасности личности,
общества и российского государства, законности
в России.
Постоянный прокурорский надзор
особенно востребован в условиях проводимой
административной реформы, конституционного
укрупнения субъектов РФ и формирования
органов власти и структур управления,
противодействия коррупции и незаконной
миграции.
Ослабление государственного
контроля за состоянием законности неминуемо
осложнит криминальную ситуацию, прежде
всего в сфере обеспечения конституционных
прав и свобод человека и гражданина, резко
усугубит разбалансированность конституционно
установленной вертикали государственной
власти и т.д.
Главная задача российского
государства и прокуратуры состоит в том,
чтобы на основе научного обоснованного
прогнозирования, предвидения, досконального
знания положения дел обеспечить надежную
безопасность во всех сферах жизнедеятельности
страны, предотвратить и нейтрализовать
назревающие угрозы, эффективно противодействовать
им, в том числе мерами прокурорского реагирования.
В целях проведения эффективной
государственной политики борьбы с преступностью
система прокуратуры Российской Федерации
должна функционально и структурно сохранить
свою конституционную независимость и
правовую самостоятельность.
Таким образом, многообразие
мнений в юридической литературе по поводу
места прокуратуры в государственном
механизме свидетельствует о необходимости
разрешить возникшую ситуацию законодательным
путем.
Прокуратура представляет собой
самостоятельную структуру в государственном
механизме, и нет необходимости относить
ее к той или иной ветви власти. Это следует
из ее правовой природы. Согласно ст.1 Федерального
закона «О прокуратуре РФ», прокуратура
– «единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением
законов, действующих на территории Российской
Федерации» [17, с. 41].
Само указание в законе на централизацию
свидетельствует о том, что прокуратура
является самостоятельным институтом
власти. В той же статье названного Закона
определяется цель прокурорской деятельности,
которая заключается в обеспечении верховенства
закона, единства и укрепления законности,
защите прав и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов
общества и государства. Решение стоящих
перед прокуратурой задач возможно лишь
при сильной и независимой позиции в государстве.