Содержание конституционных принципов правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть «природу», конституционных принципов правосудия в РФ.
Задачи, поставленные для достижения цели:
проанализировать понятие, признаки и принципы судебной власти;
дать характеристики конституционным принципам правосудия;
определить основные положения статуса судей в РФ, как носителей судебной власти в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1Правосудие как основная функция судебной власти .......................
1.1. Понятие и сущность правосудия …………………………
1.2. Значение и система принципов правосудия..........................................
Глава 2 Содержание конституционных принципов правосудия ……......
2.1. Характеристика конституционных гарантий правосудия ……..
Заключение…………………….…………………………………………
Список используемых источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по конституционному.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1Правосудие как основная функция судебной власти .......................

1.1. Понятие и сущность правосудия …………………………

1.2. Значение и система принципов правосудия..........................................

Глава 2 Содержание конституционных принципов правосудия ……......

2.1. Характеристика конституционных гарантий правосудия ……..  

Заключение…………………….…………………………………………

Список используемых источников………………………………………

 

15. Конституционные принципы  правосудия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы «конституционные принципы правосудия» обусловлена тем, что в системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.2

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве.

Конституционные принципы правосудия – это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.

Объектом исследования курсовой работы является институт правосудия в РФ.

Предметом исследования курсовой работы является анализ конституционных принципов правосудия.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть «природу», конституционных принципов правосудия в РФ.

Задачи, поставленные для достижения цели:

 проанализировать понятие, признаки и принципы судебной  власти;

 дать характеристики  конституционным принципам правосудия;

 определить основные  положения статуса судей в  РФ, как носителей судебной власти  в РФ.

При разрешении поставленных задач, для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический, метод системного анализа, комплексного исследования.

Глава 1 Правосудие как основная функция судебной власти

1.1 Понятие и сущность правосудия

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации".

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

  Категория "правосудие" давно известна праву  и юридической  науке. Обозначаемая ею деятельность  всегда была предметом  пристального  внимания ученых и неоднократно  подвергалась исследованию, но, пожалуй, никогда не определялась однозначно. Авторы, обращавшиеся к данному  понятию, выделяли в качестве  важнейших те или иные стороны соответствующей деятельности, не охватывая полностью все свойства этого явления.

До  принятия действующей Конституции  РФ правосудие разрабатывалось и  изучалось, в основном, под углом  зрения уголовно-процессуального и  гражданско-процессуального законодательства. Несмотря на довольно разнообразные  формулировки понятия правосудия, все  авторы сходились на том, что правосудие это: разновидность государственной  деятельности, осуществляемая только судом при обязательном соблюдении процессуальной формы, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских  и уголовных дел.

Позже, после принятия ныне действующей  Конституции РФ, правосудие стали  характеризовать как конституционно закрепленную, особую форму деятельности государства в сфере осуществления  судебной власти, выражающуюся в защите и охране судами общей и арбитражной  юрисдикции нормального функционирования общественных отношений, складывающихся с участием граждан, предприятий  и организаций, и включающей механизм судебного разрешения споров о праве  и иных конфликтов путем отправления  гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и всего гражданского общества. Принятая в 1993 году Конституция РФ существенно  изменила представление о правосудии. Во-первых, закрепив принцип разделения власти на три ветви, она впервые  наряду с правосудием употребляет  термин "судебная власть" и указывает, что правосудие есть форма осуществления  судебной власти.

Правосудие  – особый вид юридической деятельности, выполнение которой возлагается  обществом и государством на судебную власть.

Важно охарактеризовать основные, весьма специфические  свойства правосудия с точки зрения традиционных правил судопроизводства. Во-первых, отправление правосудия в условиях сложного и разветвленного законодательства приобретает некоторые  черты научно-исследовательской  работы, с одной стороны, преследует цель поиска истины, иначе говоря, достоверного установления фактов, а с другой – требует их точной правовой оценки, что достигается лишь путем тщательного  анализа нормативных положений, выводимых из всей совокупности действующих  источников права. Во-вторых, судебная деятельность немыслима вне соблюдения строгих процедурных форм, нарушение  которых может стать предметом  нового судебного разбирательства. В-третьих, деятельность по рассмотрению спорных вопросов представляет собой  процедуру, которая не зависит только от клиентов, т.к. последние не пользуются абсолютной свободой ведения процесса по своей инициативе. В-четвертых, важнейший  принцип, определяющий деятельность по рассмотрению спорных вопросов, - это  необходимость своевременного и  наиболее полного представления  доказательств. В-пятых, суды обладают полнотой юрисдикции в том смысле, что никакие другие властные органы не вправе ставить под сомнение обязательность их исполнения.

Роль  и значение правосудия обусловлены  рядом факторов. К ним можно  отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно  связано с принятием решений  по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов  государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного  лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания  либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно  привлекался к ответственности.

Сущность  правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным  направлением правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических  признаков. К их числу следовало  бы отнести, прежде всего, то, что по закону этот вид государственной  деятельности может осуществляться только конкретными способами, а  не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует  вполне определенно. Статья 4 Закона о  судоустройстве однозначно говорит, что  правосудие должно осуществляться путем: рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновны. Другим  отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной  деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. К отличительным признакам  правосудия относится, наконец, также  то, что оно может осуществляться только особым органом – судом. Никакой  другой орган или другое должностное  лицо не вправе выполнять эту деятельность. С учетом отмеченных отличительных признаков  правосудия его можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных дел  при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

 

1.2. Значение и система  принципов правосудия

Принципы  осуществления судебной власти –  закрепленные законодательством основные, руководящие положения наиболее общего характера, определяющие организацию  и деятельность судов. Принципы правосудия взаимосвязаны и образуют единую систему. Важнейшие принципы правосудия закреплены в Конституции РФ (статьи 46-50, 118-124). Конституционные принципы правосудия раскрываются также в  ФКЗ "О судебной системе РФ" (1996), в других федеральных законах. Принципы  правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и  способы, с помощью которых выполняются  стоящие перед судами задачи. В  случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных  норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее  значение и определяют смысл любого закона. Принципы  правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц  и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность. В основе принципов правосудия лежат  положения международно-правовых актов, определяющих стандарты в области  организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной  в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека и др.).Конституция РФ, ориентируясь на международно-правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации  деятельности судебных органов и  порядок осуществления правосудия. Большинство принципов правосудия закреплены Конституцией РФ. Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве. Судебная  реформа, активно реализуемая в  последние годы и имеющая своей  целью укрепление судебной власти и  повышение авторитета суда, наполняет  принципы правосудия, закрепленные в  Конституции РФ, новым демократическим  содержанием. Принципы  правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены  на две группы:

судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей и т.д.);

судопроизводственные (презумпция невиновности и т.д.).

Каждый  из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько  сторон деятельности судов. Однако это  не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая  представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля. Действие принципов правосудия различно. Конституционные принципы правосудия представляют собой  исходные нормативные установления, определяющие наиболее существенные черты  содержания правового регулирования  общественных отношений в сфере  правосудия и, соответственно, закрепляют гомеостазисные социальные явления, существование которых жизненно необходимо для современного общества. Учитывая их повышенную общественную ценность, государство обязано гарантировать существование в общественной жизни совокупности определенных условий и средств, при которых указанные принципы становятся реальными, осуществимыми на практике.

Рассмотрим  подробнее принципы правосудия.

Принцип законности. Законностью принято считать соблюдение и  исполнение предписаний Конституции  РФ, законов и соответствующих  им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и  должностными лицами, гражданами. Для правосудия данный принцип имеет  особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел.

     Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие  осуществляется только судом. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона "О  судебной системе" гласит: "Никто  не может быть признан виновным в  совершении преступления, а также  подвергнут уголовному наказанию иначе  как по приговору суда и в соответствии с законом". Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний  закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное  наказание.

     Принцип независимости судей. Принцип независимости судей провозглашается  во многих законодательных актах: в  Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном  Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных  судах (ст. 6), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и  др.

     Принцип осуществления  правосудия на началах  равенства всех перед законом  и судом. Равенство перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в  законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность  применения и применение ответственности  в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление  правосудия. Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства  перед законом. Оно означает наделение  всех граждан, предстающих перед  судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами  и соответствующими обязанностями. Правила судопроизводства во всех общих  и военных судах одинаковы, независимо от того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил  гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т. д. Одинаковы правила  судопроизводства и для дел, рассматриваемых  арбитражными судами.

     Принцип обеспечения  права граждан на судебную защиту. Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним  из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций  и установление так называемой системы  сдержек и противовесов.

Информация о работе Содержание конституционных принципов правосудия