Содержание конституционных принципов правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть «природу», конституционных принципов правосудия в РФ.
Задачи, поставленные для достижения цели:
проанализировать понятие, признаки и принципы судебной власти;
дать характеристики конституционным принципам правосудия;
определить основные положения статуса судей в РФ, как носителей судебной власти в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1Правосудие как основная функция судебной власти .......................
1.1. Понятие и сущность правосудия …………………………
1.2. Значение и система принципов правосудия..........................................
Глава 2 Содержание конституционных принципов правосудия ……......
2.1. Характеристика конституционных гарантий правосудия ……..
Заключение…………………….…………………………………………
Список используемых источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по конституционному.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

     Принцип состязательности и равноправия  сторон. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции  РФ правосудие осуществляется "на основе состязательности и равноправия  сторон". Данный принцип весьма созвучен и схож по содержанию с рассмотренным  выше принципом осуществления правосудия на началах равенства граждан  перед законом и судом.

     Принцип обеспечения  подозреваемому, обвиняемому  и подсудимому  права на защиту. Конституция РФ (ст. 48) предусматривает, что каждому  гарантируется право на получение  квалифицированной юридической  помощи. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно.

     Принцип гласности  судопроизводства. "Разбирательство  дел во всех судах, – говорится  в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом".

     Принцип участия  граждан в осуществлении  правосудия. Правовым  основанием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания. "Граждане Российской Федерации, —  говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции  РФ, – имеют право участвовать  в отправлении правосудия". Такое  участие чаще всего выражается в  привлечении представителей народа к разбирательству гражданских  и уголовных дел, принятию решений  по ним, а иногда к выполнению иных функций.

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности. Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие также является способом разрешения споров, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством. Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны. Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следовало бы отнести, прежде всего, то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

- рассмотрения и разрешения  в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

-рассмотрения в судебных  заседаниях уголовных дел и  применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновны.

 Другим отличительным  признаком правосудия является  то, что данный вид государственной  деятельности может осуществляться  с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется  законом. К отличительным признакам  правосудия относится, наконец, также  то, что оно может осуществляться  только особым органом – судом. Никакой другой орган или другое  должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

 С учетом отмеченных  отличительных признаков правосудия  его можно определить как осуществляемую  судом правоохранительную деятельность  по рассмотрению и разрешение  гражданских и уголовных дел  при неуклонном соблюдении требований  закона и установленного им  порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и  общеобязательность судебных решений.

Глава 2 Содержание конституционных принципов правосудия

2.1. Характеристика конституционных  гарантий правосудия.

В нескольких статьях Конституции  РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно – процессуального законодательства и направлены на исключение произвола  в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия – это гарантии свободы  личности, отсюда вытекает необходимость  конституционного уровня закрепления  этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно – правовое законодательство, но оно  обязано делать это с соблюдением  демократической процедуры, установленной  законом.

     Гарантии  подсудности. Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось  в том суде и тем судьей, которые  в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее  должен быть извещен. Изменение подсудности, весьма частое явление на практике в связи с загруженностью судов или по другим причинам, может поставить человека в невыгодное положение, лишить внутреннего психологического равновесия, необходимого для своей защиты по уголовному обвинению или для выступления стороной по гражданскому делу. Конституция устанавливает, что никто не может  быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как  на уголовное, так и на гражданское  судопроизводство.

  Право на юридическую  помощь. Право на юридическую помощь в целом  имеет многоступенчатую историю  развития. Свои реальные демократические  черты в России оно стало приобретать  в результате конституционной регламентации  в соответствии с общепризнанными  международно-правовыми стандартами. Термин "право на юридическую помощь" может употребляться в двух значениях. В субъективном плане это закрепленная и гарантированная возможность лица притязать на получение квалифицированного юридического содействия в удовлетворении своих законных потребностей и интересов. Право на юридическую помощь в объективном смысле выступает в качестве комплексного правового института, состоящего из объединенных общими принципами норм международного, конституционного и других отраслей права.

  Презумпция  невиновности. Данная  гарантия запрещает, кому бы то ни было, обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания  никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе и т.д. Формируя эту гарантию, Конституция РФ подчеркивает, что  вина должна быть доказана "в предусмотренном  федеральным законом порядке". Что предполагает соблюдение права  на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому. Обвиняемый  не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неисполнение этих требований закона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. Даже признание  обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть принято в расчет только при условии, что подтверждено совокупностью доказательств. Презумпция  невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или приводимое доказательство, вызывающие сомнения, которое невозможно развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные  гарантии (ст.49) способствуют решению  одной из главных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных.

  Запрет  повторного  осуждения. В ст.50 Конституции РФ содержится важная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного  надзора, а дело передано в суд  на новое рассмотрение.

     Недействительность  незаконно полученных доказательств. На  всех стадиях уголовного процесса недопустимо  использовать доказательства, полученные в нарушение закона. Человек должен быть гарантирован от таких "методов" работы суда и следствия, и этому  служит норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Не могут использоваться доказательства, при получении которых  допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение  в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание  телефонных разговоров и т. д. Другими  словами не признаются доказательством  никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Даже в том случае, когда, например, следственные органы, проводя несанкционированный  обыск на квартире у подозреваемого, обнаруживают там склад оружия или  наркотики, полученная информация не должна признаваться как доказательство.

     Право на пересмотр приговора. Каждый  осужденный за преступление имеет право  на пересмотр приговора вышестоящим  судом, а также просить о помиловании  или смягчении наказания. Пересмотр  приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок, порядок его  осуществления регулируется УПК.

     Помилование  – освобождение от наказания  или  замена его другим, более  мягким наказанием. Осужденный вправе  только просить об этом, а право  осуществлять помилование принадлежит  Президенту РФ. Поэтому отказ  о помиловании  не может быть  обжалован.

           Гарантия  от самообвинения. В соответствии со ст.51 Конституции РФ человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или  к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельства  против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным  законом. Уголовно- процессуальный кодекс включает в их число родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его  и его близких родственников  в совершении преступления, т.е. могут  быть использованы против его интересов. Закон может устанавливать и  иные случаи освобождения от обязанности  давать свидетельские показания, такие  случаи указаны в УПК.

     Права потерпевших  от преступлений и злоупотребления  властью. Если  в результате преступления или злоупотребления  властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство  обеспечивает потерпевшим доступ к  правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Так, закон охраняет права потерпевших  от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд  уголовных дел подлежит возбуждению  только по жалобе потерпевшего, от потерпевшего зависит и прекращение этих дел  в случае примирения с обвиняемым. Но некоторые дела, начинаясь по жалобе потерпевшего, не могут быть прекращены по его желанию вследствие их повышенной общественной опасности.

     Запрет  обратной  силы закона. Динамичность  жизни порождает потребность  в изменении законов. Они могут  меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности  за какие-то деяния. Но это порождает  опасность того, что человека, совершившего правонарушение, спустя некоторое время  привлекут к ответственности  по закону, который не действовал в  момент совершения правонарушения. Чтобы  этого не происходило, Конституция  РФ (ст.54) закрепляет общеизвестную  в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести  ответственность за деяние, которое  в момент его совершения не признавалось правонарушением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   В данной работе  рассмотрены понятие  правосудия, его отличительные признаки, изучены  его конституционные  гарантии, их  понятие и значение.

     Правосудие  – такая функция правоохранительной  деятельности, которая имеет прямое  отношение к осуществлению наиболее  значительных прав и законных  интересов  человека и гражданина, государственных  и негосударственных  организаций, должностных лиц. Его  задачам, так  или иначе, подчинено  выполнение практически всех  других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя  ни в коей мере значения  других функций, можно говорить  как об их сердцевине, центральном  звене всей системы в целом. Поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в соответствии с его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и решении разнообразных  уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение Конституции  РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней закреплены.

     Принципы  правосудия  определяют смысл и содержание  всех законодательных норм, регламентирующих  порядок организации и деятельности  судов, характеризуют средства и  способы, с помощью которых выполняются  стоящие перед судами задачи. В  случае возникновения коллизии  правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства  и судопроизводства, противоречия  отдельных  норм принципам осуществления  правосудия всегда следует применять  нормы-принципы, поскольку именно  они имеют руководящее  значение  и определяют смысл любого  закона. Гарантии  правосудия лежат  в основе уголовно–процессуального  законодательства и направлены  на исключение произвола в  судебном разбирательстве. Государство  может и должно лишать свободы  тех, кто нарушает уголовно –  правовое законодательство, но оно  обязано делать это с соблюдением  демократической процедуры, установленной  законом. Гарантии  правозащитной функции судебной власти следует отличать от общих  предпосылок ее реализации, включающих в себя совокупность экономических, политических и идеологических условий. В тех случаях, когда такие  предпосылки создаются целенаправленно, они могут быть квалифицированы  как гарантии. Экономические, политические и идеологические гарантии приобретают  такие атрибуты как определенность и общеобязательность, когда они  облекаются в правовую форму.

Информация о работе Содержание конституционных принципов правосудия