Соотношения морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть важные жизненные понятия морали и права.
Главные задачи:
Дать определение понятиям морали и права.
Рассмотреть единство права и морали
Рассмотреть отличительные особенности права и морали.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И ПРАВА
1. Понятие морали
4
2. Структура и функции морали
5
3. Понятие права
10
4. Признаки и свойства права
11
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

1. Единство права и морали
16
2. Отличительные особенности права и морали
17
Заключение
21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по теме Мораль и право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

3. Понятие права

В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания (требования) людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, "правом" обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов. 
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках [1;458].

 

 

4. Признаки и  свойства права

Важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений следующие. 
1. Нормативность.

Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера. При помощи каждой правовой нормы государство способно урегулировать поведение неопределенного круга лиц, и они рассчитаны на неопределенное число жизненных ситуаций.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими нормами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т.д. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. 
Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере - это гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. 
2. Интеллектуально-волевой характер права. 

Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения реальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества отдельных лиц и организаций. Однако эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью; реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В- третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. 
3. Общеобязательность.

Общеобязательность показывает, что нормы права обязательны для всех членов общества, поэтому с помощью норм права можно урегулировать поведение всех членов общества. Право - это система общеобязательных правил поведения, т.е. нормы позитивного права, в отличие от других социальных норм, обязательны для всех членов общества. Это специфический признак права, отличающий его от иных норм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. 
4. Гарантированность.

Государство является самым мощным гарантом права. В принципе государство может добиться безусловного и неукоснительного соблюдения и исполнения правовых норм.

Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения; представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности, в интересах пострадавшей стороны. Например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба. Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.). Государственное принуждение - это фактор, позволяющий четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу свободы и ее границы. 
5. Формальная определенность.

Нормы права, как правило, имеют письменную форму и закреплены в определенных документах, именуемых нормативно-правовыми актами. Это делает нормы права четкими и определенными правилами поведения, т.е. из содержания правовых норм мы без труда узнаем, как регулируются те или иные общественные отношения, какими правами и обязанностями обладают и могут обладать участники этих отношений. Это свойство, также выражает связь с государством. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственны другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы - заповеди формулируются в священных книгах. Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права и обязанности субъектов.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой - содержание права создается обществом, форма права - государством. 
6. Системность.

Право это единая система норм в масштабах всего государства. Нормы, составляющие позитивное право находятся друг с другом в тесной связи и взаимозависимости. Поэтому право способно единообразно регулировать общественные отношения в масштабах всей страны. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три структурных элемента - на естественное, позитивное и субъективное право, которые представляют системное единство. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права- права человека, или, иначе говоря, возможности которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное признание социально-правовые притязания социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя [3;345].

 

 

 

                          ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

Для того чтобы понять каким образом право и мораль реализуется в действительности необходимо их сопоставить по отношению друг к другу, т.е. найти единство и различия.

1. Единство права  и морали

Единство права и морали состоит в том, что:

  1. Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают общими чертами.
  2. Право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.
  3. У права и морали один и тот же предмет регулирования – общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают.
  4. Право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов[6;113].
  5. Право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или данной формации.
  6. Право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой.

2. Отличительные особенности права и морали

1. Право и мораль различаются по способам их установления, формирования.

Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются и изменяются. Право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает государственным регулятором. Процесс образования права осуществляется не только государством («сверху»), но и народом («снизу»), т.е. образуется из народных обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но, в конечном счете, правовые нормы «преподносятся» обществу от имени государства как его официального представителя.

По–другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством и не имеют специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения – классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

2.Право и мораль различаются  по методам их обеспечения.

Право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется и защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, так как норма права – не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах принудить, заставить. Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный характер, непререкаемый характер[7;220].

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

3.Право и мораль отличаются  по форме их выражения, фиксации.

Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство.

Информация о работе Соотношения морали и права