Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 00:06, курсовая работа
Сопоставив защиту прав и свобод человека и гражданина с правозаступничеством, как формой реализации судебного представительства, можно отметить, что данный институт не возникает сразу в совершенно организованном виде, а появляется в жизни в «форме незначительного зародыша, который может при благоприятных условиях развиться и достигнуть пышного расцвета, а при неблагоприятных чахнуть и прозябать в глуши»1
Введение………………………………………………………………………….…4
ГЛАВА 1. Сущность правозащитных организаций………………………...…....6
1.1 История возникновения правозащитных организаций в России……….…...6
1.2 Определение понятия, специфические признаки…………………………….7
ГЛАВА 2. Классификация правозащитных организаций………………………10
2.1 Виды неправительственных неполитических организаций……………………………………………………………………......11
ГЛАВА 3. Особенности взаимодействия правозащитных организаций с государством…………………………………………………………………...….16
3.1 Социальный заказ на деятельность НКО. Слои и группы, заинтересованные в поддержке НКО…………………………………………………………..……..16
3.2 Законодательная база создания негосударственных некоммерческих организаций……………………………………………………………………….17
3.3 Взаимодействие общественных правозащитных организаций с государством………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………
— правозащитные организации, созданные в соответствии с Федеральным Законом от 12 января 1996 года (в редакции от 8 июля 1999 года) «О некоммерческих организациях»;
— правозащитные организации, созданные в соответствии с Федеральным Законом от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
— правозащитные организации, созданные для защиты прав верующих в соответствии с Федеральным Законом от 26 сентября 1997 года (в редакции от 26 марта 2000 года) «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
— молодёжные и детские организации созданные в соответствии с Федеральным Законом от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
2.1 Виды неправительственных неполитических организаций
Прежде чем переходить к рассмотрению конкретного опыта деятельности неправительственных неполитических организаций, называемых также организациями "третьего сектора", или некоммерческими организациями (НКО). Остановимся кратко на видах этих организаций. Классификацию общественных организаций можно проводить по различным критериям.
Внутри "третьего сектора", сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций, можно выделить ряд классов НКО на основе различия фокусных групп этих организаций, в зависимости от того, на какие проблемы направлена их деятельность.
Первым можно выделить класс НКО, фокусной группой которых являются сами члены этих организаций. Среди них можно выделить два подкласса:
Эти подклассы не разделены четкой линией, и часто НКО одного из них обладают чертами другого. Все же их разделяет степень остроты и болезненности проблем их членов, что будет влиять и на их характер взаимоотношений с властными структурами.
Ко второму классу можно отнести организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов. Здесь также просматриваются два подкласса:
К третьему классу можно отнести правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти, например ее карательных структур, и контроль за процедурой выборов и т. д.
Наконец, последний, четвертый класс НКО будет состоять из возникающих в последнее время "инфраструктурных" НКО, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле. Сюда входят и организации типа "Интерлигала", специализирующиеся на правовом обеспечении НКО; и организации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; и центры поддержки НКО, возникшие на основе целевых грантов иностранных фондов. К этому же классу относятся и НКО, которые условно можно назвать организациями гражданских инициатив, ставящие своей целью содействие становлению гражданского общества в регионе или содействующие партнерским отношениям общества и власти.
Легко видеть, что предложенные четыре класса НКО различаются, в частности, по степени "профессионализации" их деятельности. Если НКО первого и третьего класса действуют преимущественно на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для сильных НКО благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа в этом направлении, причем зачастую это профессионалы высокого уровня, превосходящие профессионалов государственного сектора.
Различаются выделенные классы и по органичным для них формам взаимодействия с властью. Так, для первого класса НКО, особенно для объединений "товарищей по несчастью", властные структуры являются прежде всего источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций. Поэтому "НКО взаимопомощи" предстают перед властью чаще всего в роли просителей.
Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, самостоятельно арендуя помещения и оплачивая свои мероприятия и встречи. Конечно, они с удовольствием примут поддержку властных структур, но для них все же главное, чтобы власть не мешала их деятельности.
Для второго класса НКО взаимодействие с властными структурами является уже достаточно существенной частью их деятельности. При этом уже можно говорить и о случаях социального партнерства благотворительных организаций с органами власти, когда эти организации берут на себя выполнение ряда функций последних, например по социальному обеспечению или патронажу. Таким образом, здесь уже наблюдается переход от отношений проситель-даритель к более или менее равноправному сотрудничеству. При этом власть для благотворительных НКО не является единственным источником средств, они все более активно работают и с бизнесменами, и с иностранными дарителями.
НКО "экологического", в широком смысле, профиля также заинтересованы в сотрудничестве с властями, равно как и чиновники должны быть заинтересованы в сотрудничестве с этими организациями, цель которых - решение тех же проблем, которые должны решать и властные структуры. Однако, в отличие от проблем социальных, часто явных и прямо бросающихся в глаза, проблемы защиты природы и культуры кажутся сегодня многим чиновникам существенно менее острыми, по сравнению, например, с проблемой бездомных или детей-наркоманов.
Кроме того, одним из важных направлений деятельности "экологических" НКО является информирование населения об остроте существующих проблем, и в этом плане их деятельность, не всегда нравится властным структурам. Таким образом, в этом направлении партнерство с реальной властью, ее конкретными чиновниками становится сомнительным, а иногда и вредным.
В полной мере последний тезис относится к третьему выделенному нами классу НКО - правозащитным организациям. Их главная миссия - выявление случаев нарушения прав человека, защита этих прав и контроль деятельности государственных структур не может вызывать симпатии и желания сотрудничать у большинства чиновников исполнительной власти, и пока лишь немногие избранные политики понимают важность для демократического государства подобной правозащитной деятельности. Для большинства же чиновников эти организации - лишь помеха в их работе. Поэтому партнерство, а зачастую и сотрудничество с властью для организаций третьего класса весьма проблематично, а иногда и просто нежелательно.
Практически обратную ситуацию мы наблюдаем для четвертого класса НКО - организаций "инфраструктурного" типа. Сама миссия организаций, действующих в сфере правового обеспечения НКО, подразумевает лоббирование нужных для развития НКО законов и нормативных актов на различных уровнях власти, участие в нормотворческом процессе, т. е. один из видов социального партнерства. Другое направление деятельности инфраструктурных НКО может быть прямо охарактеризовано как посредническая деятельность - содействие установлению партнерских отношений между сообществом НКО и властными структурами, будь то организация регулярных встреч лидеров НКО и представителей власти либо организация образовательных программ по социальному партнерству.
Еще одним направлением деятельности этих организаций, в рамках которого они скорее могут называться "группами социополитического конструирования", является участие в формировании новых политических институтов или структур, без которых немыслимо укорененное демократическое общество, но которые не возникают сами по себе, а требуют созидательного участия таких групп.
ГЛАВА 3. Особенности взаимодействия правозащитных организаций с государством
3.1 Социальный заказ на деятельность НКО. Слои и группы, заинтересованные в поддержке НКО
Большинство НКО создаются для решения конкретных социальных проблем, причем, как правило, людьми, чьи личные или профессиональные интересы непосредственно связаны с решением проблемы (родители детей-инвалидов, учителя, врачи, люди, проживающие в экологически неблагополучной местности, и т.д.). Таким образом, "социальный заказ" на деятельность НКО исходит снизу – от наиболее социально-незащищенных слоев населения (здесь нельзя говорить о социальном заказе в наиболее употребительном значении этого слова – как о профинансированном заказе властей на проведение какой-либо акции). Власти, наоборот, в большинстве случаев, приходится принуждать к взаимодействию.
Судя по опыту, наиболее контактны во взаимодействии с НКО местные власти не очень высокого ранга (как правило, это представители отделов, занимающихся решением социальных проблем).
Деньги на проведение мероприятий НКО получают не только от властей, но и от коммерческих организаций: "бедные" инициируют запуск проектов, а "богатые" финансируют их проведение.
Таким образом, социальный заказ на деятельность НКО формируется снизу, а властные и коммерческие структуры, как правило, подключаются на стадии реализации конкретного проекта, давая разрешение на его проведение или выделяя необходимые средства.
3.2 Законодательная база создания негосударственных некоммерческих организаций
Гражданское общество — это по существу тоже власть, но только не власть государства над народом, а власть общества над государством.
Что же в действительности происходит в области совершенствования законодательства о некоммерческих организациях, составной частью которых и являются организации, существующие во имя прав и свобод? Как государство способствует их становлению и формированию гражданского общества?
Важным шагом в совершенствовании законодательной базы, например, является Федеральный Закон, принятый 19.05.1995 года № 82 — ФЗ «Об общественных объединениях». В Законе говорится, что «Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов».
Так государство декларирует свободу волеизъявления каждого гражданина, без чего невозможно существование гражданского общества. Статья 5 определяет понятие общественного объединения как «Добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Законом предусматривается возможность создания общественных объединений как непосредственно путём объединения физических лиц, либо через юридические лица — общественные объединения. В ст. 7 прописаны возможные организационно — правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение и т.д.
Государство законодательно закрепило равенство перед законом общественных объединений всех организационно — правовых форм.
В общем же, все «общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности». Важно подчеркнуть, что в Федеральном Законе «Об общественных объединениях» государство декларировало невмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и обратное, невмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.
Государство взяло на себя соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказание поддержки их деятельности, законодательное регулирование предоставлением им налоговых льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключение любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Важным элементом становления новых отношений является развитие негосударственного некоммерческого сектора, который необходим для становления рынка в отраслях социальной сферы. Осознавая необходимость формирования законодательной ниши для некоммерческих организаций, государство издаёт соответствующие законы.
Еще в 1994 году Гражданский Кодекс Российской Федерации ввел понятие «некоммерческой организации». В нём подчёркивается, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. В указанной статье Гражданского Кодекса определены также организационно — правовые формы некоммерческих организаций, которые «могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством».