Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:31, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрим тему «Судебная власть как вид государственной власти». Все виды власти имеют определенные институциональные формы, определенную организацию, а так же опираются на специальный аппарат принуждения государственную власть, воздействие которого распространяется на все население данной страны. Государственная власть осуществляет организованное влияние на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей — права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражается в официальных формах. Одно из проявлений понятия государственной власти, в частности является судебная власть. Что же понимается под судебной властью?
Введение 3.
Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия 6.
Органы осуществляющие судебную власть в Российской Федерации 10.
Суды общей юрисдикции 13.
1.3 Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции 14.
1.4 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ 17.
1.5 Конституционный Суд Российской Федерации 20.
Глава 2. Взаимодействие государственных ветвей власти 25.
Заключение 31.
Список литературы 34.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Кафедра права
Судебная власть как вид государственной власти
Курсовая работа по дисциплине «Правоохранительные органы»
Исполнитель: студент группы
Ир 211С ПВД
Попов Владимир Владимирович
Руководитель: ст. преподаватель
Игишев К.А.
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и признаки судебной
власти и правосудия
1.3 Место Верховного Суда РФ в системе
судов общей юрисдикции и его функции
1.4 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ 17.
1.5 Конституционный Суд Российской Федерации
Глава 2. Взаимодействие государственных
ветвей власти
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрим тему «Судебная власть как вид государственной власти». Все виды власти имеют определенные
институциональные формы, определенную организацию, а так же опираются на специальный аппарат принуждения государственную власть, воздействие которого распространяется на все население данной страны. Государственная власть осуществляет организованное влияние на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей — права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражается в официальных формах.
Одно из проявлений понятия государственной власти, в частности является судебная власть. Что же понимается под судебной властью?
Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»1. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Великие философы, размышлявшие над этой проблемой, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Многовековой опыт истории человечества свидетельствует о том, что концентрация государственной власти в одних руках ведет к произволу и злоупотреблениям со стороны правителей.
За долго до наших дней получила признание и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления государственной власти следовало бы разделять и вверять в разные руки. Как мы видим из мировой практики сторонники данной теории придерживаются такого мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) – законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не должны являться помехой друг другу. Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, но в тоже время в государственной системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию. Цель построения такой системы государственной власти:
- создание
гарантий от произвола и
-обеспечение высокого профессионализма и эффективной работы в выполнении различных и весьма специфических функций власти;
- широко
представлять в
Для Российской
Федерации в условиях развивающейся демократии,
судебная власть крайне важна. Но важность
судебной власти в государственном аппарате
определяется не только своим существованием,
а также действенностью и применимостью в реальной жизни нашего
общества. Как мы видим из нашей повседневности
к сожалению судебная власть все еще остается
слабым местом в государственном аппарате.
Гарантированные Конституцией принципы
судоустройства и судопроизводства реализуются
не в полной мере, в этом ощущается
противодействие
и давление со стороны других ветвей власти.
Актуальностью выбранной темы является желание исследовать значимость судебной власти в государственном аппарате.
Целью данной работы является исследование структуры судебной власти, а так же взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть и изучить признаки судебной власти;
- исследовать судебную систему Российской Федерации;
- проанализировать судебное законодательство Российской Федерации.
Объектом исследования определяется выделение и изучение, в рамках заявленной темы, нормативно правовых источников внутригосударственных принятых как на федеральном уровне, а так же судебной практики.
Предметом исследования в рамках заявленной темы является изучение судебной власти и регулирование взаимоотношений с другими ветвями власти.
Тема данной курсовой работы связанной с изучением судебной власти неоднократно рассматривалась в правовой науке. Общетеоретические аспекты и проблемы связанные с реализацией судебной власти разрабатывали такие ученые, как Петрухин И.Л., Гуценко К.Ф., Ковалев. М.А. и другие.
Правовую основу исследования составляют - Конституция Российской Федерации, Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», закон «О статусе судей в Российской Федерации».
Методы исследования: изучение научных работ ученых в сфере судебного права Лазарева Л.В. Клеандрова М.И. Ржевского В.А.. Чепурнова Н.М. а так же других авторов, комментарии к судебному законодательству.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие
и признаки судебной власти и правосудия
Правоведами дано следующее определение судебной власти – «Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности ; установления наиболее значимых юридических фактов»2.
Как было сказано выше Конституция российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 Конституции Российской Федерации предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации. Закрепление в ныне действующей Конституции Российской Федерации принципа разделения властей позволило и в современной науке определить судебную власть как "специфическую независимую ветвь государственной власти, осуществляемую путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве", представленные специальным органам государства «судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм»3, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Статья 118 Конституции среди видов судопроизводства не называет судопроизводства, осуществляемого арбитражными судами. В то же время ст. 127 Конституции, посвященная основам организации и деятельности арбитражных судов, помещена в главе «Судебная власть». Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Другое понимание термина «судебная власть» как суда или системы судов, также правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов при характеристике устройства судебной власти и ее деятельности. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
«Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы»4.
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.
1. Судебная
власть — вид государственной
власти. Она — одна из трех
самостоятельных ветвей
2. Судебная
власть осуществляется только
специальными государственными
органами — судами. Они являются
ее непосредственными
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом.
4. Судебная
власть едина, вследствие чего
установлено единство судебной
системы страны. Исчерпывающий перечень
судов установлен Конституцией
РФ и Законом о судебной
системе. Изменение его возможно
только на основе изменения
этих актов. Конституция РФ запрещает
создание и деятельность
5. «Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону».5 Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную. Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону. Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.
Информация о работе Судебная власть как вид государственной власти