Судебная власть как вид государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрим тему «Судебная власть как вид государственной власти». Все виды власти имеют определенные институциональные формы, определенную организацию, а так же опираются на специальный аппарат принуждения государственную власть, воздействие которого распространяется на все население данной страны. Государственная власть осуществляет организованное влияние на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей — права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражается в официальных формах. Одно из проявлений понятия государственной власти, в частности является судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Содержание работы

Введение 3.
Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия 6.
Органы осуществляющие судебную власть в Российской Федерации 10.
Суды общей юрисдикции 13.
1.3 Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции 14.
1.4 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ 17.
1.5 Конституционный Суд Российской Федерации 20.
Глава 2. Взаимодействие государственных ветвей власти 25.
Заключение 31.
Список литературы 34.

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

Верховный Суд РФ совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ стал учредителем государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования — Российской академии правосудия. Она создана для повышения квалификации судей, работников аппаратов и Судебного департамента, подготовки кандидатов на должности судей, специалистов судебной системы в России.14

1.4. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

 

Арбитражные суды России — сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.15

 «Арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ»16. Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того, органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».

«В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ»17.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом

срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду;

содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.18

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими. Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

«Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями»19.

 

1.5 Конституционный Суд Российской Федерации

 

Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права».

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

«Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы»20 .

Конституционный Суд РФ является органом, принимающим окончательное решение по этому вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, — это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру — конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты.21

Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, отчасти — с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

1. По  проверке соответствия Конституции  РФ федеральных законов и иных  актов:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

«Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят»22;

в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров,

конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По  разрешению споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

3. По толкованию Конституции  РФ. Конституционный Суд РФ —  единственный орган, которому при  рассмотрении дел в любой из  установленных законом процедур  принадлежит исключительное право  официального, а потому обязательного  для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

4. По  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов (проверка конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле).

5. Связанные  с дачей заключения о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления. Конституционный  Суд РФ выступает предпоследней  инстанцией в процедуре отрешения  Президента от должности. По запросу  Совета Федерации Суд обязан  дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения. Второй вариант заключения  влечет прекращение процедуры  отрешения Президента23 (ч. 1 ст. 93, м. 7 ст. 125 Конституции РФ).

6. По реализации  права выступления с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения. Конституционный Суд почти  не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.

7. Другие  полномочия, предоставленные ему  Конституцией РФ, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие государственных ветвей власти

Информация о работе Судебная власть как вид государственной власти