Судебные инстанции в системе судов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон,
Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн ( 1614-1657 гг.).
Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и
Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную
(регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.

Содержание работы

Введение

Конституция – основа судебной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Конституционный Суд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . .
6
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . 16
Верховный Суд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Конституция – основа судебной власти.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

3

Конституционный Суд Российской Федерации.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

6

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 16

Верховный Суд Российской Федерации.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

20

Заключение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

22

Список использованной литературы

 




Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важный элемент правового  государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, 
Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн ( 1614-1657 гг.). 
Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и 
Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную 
(регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.

Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-либо специальному органу, а  выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. 
«Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением, она станет ... невидимой и как бы несуществующей». Отсюда Монтескье делал вывод: судебная власть в известном смысле как бы совсем не власть, из трех властей власть судебная есть некоторым образом нечто. Остаются только две.

В своей работе я рассмотрю  только судебную власть, отсутствие которой  просто невозможно в любом государстве. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна  она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судье в течение полугода свободного жилья, очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими  судебными органами являются Верховный  суд РФ, Высший Арбитражный Суд, 
Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции  издаваемых нормативных актах, заключаемых  международных договоров. Также 
Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием  России в Совет Европы теперь юрисдикция 
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

 

Конституция –  основа судебной власти

Так как в соответствии с основами конституционного строя  Российской 
Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Ст. 118 
Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. 
Создание чрезвычайных судов не допускается 1.

В систему органов правосудия Российской Федерации входят: 
Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской 
Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В систему органов правосудия входят и военные суды.

В гл.7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане 
Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. 
Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного 
Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента 
Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются 
Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).

В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

Согласно ст. 120 Конституции  «суды независимы и подчиняются  только 
Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В Конституции РФ закреплен  принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или  приостановлены не иначе как в  порядке, определяемом федеральным  законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции  РФ разбирательство дел во всех судах  открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных  дел в судах не допускается, кроме  случаев, предусмотренных федеральным  законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон. В случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей.

Финансирование судов  производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с федеральным  законом.

Ряд принципиальных положений, относящихся к осуществлению  правосудия, содержится в нормах гл.2 Конституции РФ «Права и свободы  человека и гражданина». К их числу  можно отнести закрепление: равенства  перед законом и судом (ст.19); права  на жизнь и исключительный характер смертной казни (ст.20); охраны достоинства  личности и запрета на пытки, насилие, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ст.21); права на свободу и личную неприкосновенность 
(ст.22); неприкосновенности жилища (ст.25); охраны права частной собственности (ст.35); государственной защиты прав и свобод (ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46); права на рассмотрение дела в том судье и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47); права на гарантированную квалифицированную юридическую помощь (ст.48); права на помощь адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48); презумпции невиновности (ст.49); запрета на повторное осуждение за одно и тоже преступление; запрета на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; права на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также права на помилование или смягчение наказания (ст.50); положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (ст.51); права потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью и компенсацию причиненного ущерба (ст.52); права на возмещение вреда (ст.53); запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54) и др.

Вопросы организации судебной власти и осуществления правосудия регулируются федеральными законами. Их содержание будет подробно рассматриваться  в ходе изучения таких дисциплин  как «правоохранительные органы», «уголовный процесс», «гражданский процесс» и др.

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Порядок образования и  деятельности, компетенция Конституционного 
Суда определяются Конституцией РФ (ст.125), Законом о Конституционном 
Суде Российской Федерации, принятым Государственной Думой 24 июня 
1994г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 21 июля 
1994г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента 
Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должности судей могут вносить Президенту: члены Совета Федерации и депутаты 
Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Каждый судья назначается  на должность в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов  от общего числа членов Совета 
Федерации.

Конституционный Суд, подчеркивает в Законе, решает исключительно вопросы  права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических  обстоятельств во всех случаях, когда  это входит в компетенцию других судов или иных органов.

В целях обеспечения объективности  в работе Конституционного Суда 
Закон устанавливает перечень занятий и действий, несовместимых с должностью судьи.

Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета 
Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально  их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях  по выборам в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если оно и не преследует политических целей.

Судья Конституционного суда не вправе, выступая в печати, иных средствах  массовой информации и перед любой  аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может  стать предметом рассмотрения в  Конституционном Суде, а также  который изучается или принят к рассмотрению, до принятия решения  по этому вопросу.

Закон устанавливает, что  судья Конституционного Суда назначается  на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности 
70 лет. К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей. В Законе четко урегулированы основания и порядок приостановления полномочий, прекращения полномочий и отставки судьи 
Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки.

Организационными формами  конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания  палат Конституционного Суда. Ст. 21 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а в ст. 22 – перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

На пленарном заседании  судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью  – секретаря Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда: руководит подготовкой пленарных  заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение судьи  вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет 
Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда и т.д. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также  выполняет обязанности, возложенные  на него судом.

Судья – секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций  и лиц решения, принятые 
Конституционным Судом, и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

Информация о работе Судебные инстанции в системе судов РФ