Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:21, контрольная работа
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон,
Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн ( 1614-1657 гг.).
Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и
Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную
(регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.
Введение
Конституция – основа судебной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Конституционный Суд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . .
6
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . 16
Верховный Суд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
Список использованной литературы
По вопросам своей внутренней
деятельности Конституционный Суд
принимает Регламент
Второй раздел Закона о Конституционном Суде закрепляет общие правила производства в Конституционном Суде. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.
В Законе детально регламентированы
порядок предварительного рассмотрения
обращений, основания для отказа
в принятии обращения к рассмотрению;
общие процедурные правила
Конституционном Суде, права и обязанности
сторон и их представителей и т.д.
Решения, принятые как в
пленарном заседании суда, так
и в заседаниях палат, являются решениями
Конституционного Суда. В зависимости
от содержания рассматриваемого вопроса
решения суда именуются постановлением,
заключением и определением. Решение
принимается открытым голосованием
путем поименного опроса судей.
Председательствующий во всех случаях
голосует последним. Решение считается
принятым, если за него проголосовало
большинство участвовавших в голосовании
судей, если иное не предусмотрено Законом.
Судьи не вправе воздержаться от голосования
или уклониться от голосования.
Закон о Конституционном
Суде закрепляет нормы, устанавливающие
особенности производства в суде
по отдельным категориям дел: о соответствии
Конституции Российской Федерации
нормативных актов органов
Конституции Российской Федерации не
вступивших в силу международных договоров
Российской Федерации; по спорам о компетенции;
о конституционности законов по жалобам
на нарушения конституционных прав и свобод
граждан; о конституционности законов
по запросам судов; о толковании Конституции
Российской Федерации; о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента
Российской
Федерации в государственной измене или
совершения иного преступления.
В процессе рассмотрения принципиально
различных видов дел с
1. Разрешает дела в
соответствии Конституции
Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства
Российской Федерации; б) Конституций
республик, уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов Российской
Федерации, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов государственной власти
Российской Федерации и совместному ведению
органов государственной власти Российской
Федерации и органов ее субъектов; в) договоров
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами субъектов
федерации, договоров между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
г) Не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации.
2. Разрешает споры о
компетенции: а) между
3. По жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность
4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.
5. Дает заключение о
соблюдении установленного
6. Выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7. Осуществляет иные полномочия,
представленные Конституцией, федеративным
договором, федеральными
Помимо этих правовых задач
конституционная юстиция
Основным преимуществом
специальной конституционной
К исключительной компетенции
конституционной юстиции
. рассмотрение споров
между высшими
. контроль за
. рассмотрение жалоб граждан,
групп или ассоциаций на
. проверка конституционности референдума.
Кроме того, в компетенцию конституционного суда может входить:
. рассмотрение жалоб по
поводу выборов в органы
. “защита конституции”
(рассмотрение жалоб по поводу
неконституционности действий
. авторитетное толкование
закона и квалификация норм
между- народного права в
. иные “нетипичные” процедуры.
Наибольший интерес в
компетенции конституционных
Предварительный контроль обладает
тем преимуществом, что позволяет
выяснить спорные конституционно-
В то же время у предварительного контроля есть существенный недостаток. Сложность современного законодательства, особенно относящегося к социально-экономической сфере, крайне затрудняет выяснение его конституционности до тех пор, пока нет данных о практике его применения и толкования судами и органами управления. К тому же социально-экономические условия, с учетом которых был принят закон, впоследствии могут измениться настолько, что в новых условиях смысл отдельных норм может уже противоречить смыслу конституции.
С этой точки зрения более предпочтительным, оказывается абстрактный последующий контроль (хотя во Франции и Греции такой контроль невозможен).
В федеративном государстве
абстрактный последующий
Особый вопрос — о применении
абстрактного последующего контроля в
условиях конституционной реформы
к законодательству, которое считается
действующим, поскольку оно не противоречит
новой конституции. Здесь следует
исходить из того, что, с одной стороны,
прерогатива конституционного суда
объявлять законы недействительными
в определенном смысле служит формой
защиты верховенства действующей законодательной
власти в противоположность такому
положению, когда любой суд может
объявить закон ничтожным (“централизованная”
и “децентрализованная” конституционная
юрисдикция). Но, с другой стороны, речь
идет о законах, которые были приняты
в иной, возможно, в принципиально
иной социально- исторической ситуации,
причем законодателем, не связанным
ныне действующей конституцией. Поэтому
нет необходимости считать, что
установление недействительности таких
законов относится к
В Германии, Австрии, Италии,
Испании, Бельгии и Турции, а ныне
и в
России правоприменительные органы обладают
правом возбуждать в конституционном
суде процедуру конкретного контроля.
Условием обращения в конституционный
суд здесь, как правило, признается такое
положение, когда правоприменительный
орган (обычно это суд) приходит к выводу
о не конституционности закона, который
он должен применить. В таком случае суд
должен приостановить производство по
делу и дождаться соответствующего решения
конституционного суда. Приостановление
рассмотрения дела и обращение суда в
конституционный суд возможны либо в силу
должностных обязанностей судьи, либо
только на основании ходатайства одной
из сторон процесса.
Такая процедура, соответствующая “централизованной” конституционной юрисдикции, предполагает, что в компетенцию обычного суда входит и толкование конституции, и проверка конституционности тех законов, которые суд применяет. Но в то же время суд не вправе сам объявить закон ничтожным. Такое правомочие принадлежит лишь одной, особой судебной инстанции, что позволяет избежать разного толкования одной и той же нормы конституции или закона в решениях разных судов первой инстанции, а решения конституционного суда приобретают силу общеобязательных актов толкования права.
И в заключение — о
проблемах рассмотрения индивидуальных
жалоб на нарушения конституционных
прав. Конституционные права
Эти аргументы очевидны. Но столь же очевидно, что, для того чтобы рассматривать по существу все жалобы граждан, считающих, что их конституционные права нарушены непосредственно законами или актами применения законов, понадобится примерно столько же конституционных судов, сколько существует правоприменительных органов. Во всех странах, где допускаются индивидуальные конституционные жалобы, конституционные суды не в состоянии справиться с обилием таких дел, и это несмотря на то, что, как правило, более 90% жалоб не принимается к рассмотрению.
Но все это никоим образом
нельзя расценивать, как доводы против
предоставления гражданину права обращаться
в конституционный суд.
Практика в Австрии, Бельгии, Венгрии,
Германии и других странах, в которых допускается
обращение в конституционный суд с индивидуальной
жалобой, показала, что это право, как никакое
другое, способствует формированию у граждан
уверенности в том, что они живут в обществе,
в котором проводится режим господства
права, а такая уверенность — самый надежный
фундамент демократического конституционного
государства". Если граждане уверены
в том, что по поводу своих прав они могут
вступить в спор даже с законодателем,
они добиваются защиты своих прав всеми
законными способами и во всех случаях
их нарушения. Граждане свободны и защищены
в правовом государстве постольку, поскольку
это государство судей.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Высшим звеном системы
является Высший Арбитражный Суд
Российской
Федерации - высший судебный орган по разрешению
экономических и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами. Он осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за деятельностью арбитражных судов и
дает разъяснения по вопросам судебной
практики. ВАС РФ является также организационным
центром системы арбитражных судов.
Функцию, компетенцию и
полномочия Высшего Арбитражного суда
Российской Федерации можно разделить
на несколько групп.
Прежде всего, этого судебный
орган первой инстанции. В этом качестве
он рассматривает лишь две группы
дел: а) дела о признании недействительными
(полностью или частично) ненормативных
актов Президента РФ, Совета Федерации
и Государственной
Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства
РФ, не соответствующих закону и нарушающих
права и законные интересы организаций
и граждан; б) экономические споры между
Российской Федерацией и ее субъектами,
а также между субъектами Федерации. Кроме
того, он рассматривает по вновь открывшимся
обстоятельствам принятые им и вступившие
в законную силу судебные акты. До сих
пор Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации ни одного дела по первой инстанции
не рассматривал 2.