Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:05, реферат
В настоящее время процессы глобализации и интеграции, происходящие в европейских странах, во многом определяют направления развития права. Правоведы отмечают все более сильное взаимопроникновение англосаксонского и романо-германского права. Так, в английской правовой системе наряду с судебной практикой большое значение приобретает статутное право. Наряду с этим в странах континентальной Европы судебная практика становится источником права. Например, во Франции судебная практика становится дополнительным источником права в рамках закона. Решения Кассационного Суда, Государственного Совета, Конституционного Совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.
В качестве аргумента называется опасение по поводу возможного произвола судов в случае признания судебной практики источником гражданского процессуального права. Но, на наш взгляд, именно отсутствие прямой легализации таит в себе большую опасность, т.к. создает преграды для осуществления контроля за соответствием актов высших судебных инстанций принципам, содержанию, целям и задачам законодательства.
Указывается также как
обоснование традиционной позиции
тот факт, что Постановления Пленума
Верховного Суда РФ обязательны только
для ограниченного круга
2.3 Соотношение правоприменения и правотворчества в судебном прецеденте
В рамках данной полемики затрагивается
также вопрос о соотношении в
постановлениях Пленумов правопримененительного
и правотворческого начал. Дело в
том, что ряд ученых рассматривают
акты толкования как результат исключительно
правоприменительной
Еще Братусь С.Н. и Венгеров А.Б. обращали внимание на то, что хотя общеизвестно, что федеральные законы конкретизируют нормы Конституции, однако нельзя же считать единственным «настоящим» источником права только последнюю, а законы лишь официальным нормативным толкованием [3; с. 38].
Таким образом, нельзя свести
роль суда к роли лишь интерпретатора
актов законодательства. Суд не может
отказать в рассмотрении дела, сославшись
на пробельность, коллизионность, иные
дефекты законодательства, регламентирующего
отношения сторон в возникшем
споре. Правотворчество суда в таких
случаях просто необходимо. Результатом
такого правотворчества будет
1) непосредственное толкование;
2) опосредованное толкование
При непосредственном толковании в деятельности суда преобладает правоприменительный характер, а при опосредованном - правотворческий.
Таким образом, представляется целесообразным легализовать судебную практику как источник гражданского процессуального права в части разъяснений и обобщений высших судебных инстанций. Решение по отдельно взятому делу источником права не является.
2.4 Судебная практика как источник права
Судебная практика - это
особый источник гражданского процессуального
права. Она занимает подчиненное
положение в структуре
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие
Полномочие Конституционного
Суда РФ давать толкование Конституции
РФ реализуется им при рассмотрении
любых дел, входящих в его компетенцию,
и включает в себя обязанность
дать разъяснение Конституции в
случае запроса со стороны компетентных
лиц и государственных органов.
Такое конституционное
При решении конкретных дел Конституционный Суд РФ рассматривает свои предыдущие решения по аналогичным делам в качестве судебных прецедентов, отказывая в таких случаях в рассмотрении жалобы по существу, и прекращает производство по делу (СЗ РФ, 1999, № 1, ст.230, № 8, ст.1092 и др.).
2.5 Проблемы применения
судебного прецедента как
Законодательство, регламентирующее деятельность Конституционного Суда РФ и практика его применения самим судом вызывает ряд критических соображений теоретического, практического и идеологического порядка.
Решения Конституционного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат. Между тем они нередко вызывают резкую критику не только в доктрине, но и у самих конституционных судей, высказывающих особое мнение. Наиболее одиозный пример этого - постановление Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся вооруженного конфликта в Чечне от 31 июля 1995 г. На наш взгляд, это решение противоречит не только ст.80 Конституции РФ, так как Президент и Правительство действовали вне установленного Конституцией порядка, о чем говорит ст. 80, но и элементарной юридической логике, согласно которой ни один орган государственной власти не вправе сам устанавливать для себя процедуру реализации своих полномочий.
При всех условиях Конституционный Суд РФ не должен подменять законодателя, а тем более связывать его обязательными установками о путях решения той или иной проблемы в процессе конституционного толкования. В этой связи необходимо скорейшее внесение соответствующих уточнений в конституционный закон о Конституционном Суде РФ.
Параллельно с этим в целях выравнивания значимости и возможностей каждой из ветвей государственной власти необходимо расширение контрольных полномочий обеих палат парламента в отношении нормотворческой деятельности органов исполнительной власти и субъектов РФ.
Особая острота проблемы
судебного прецедента связана с
деятельностью судов общей
Важный шаг в сторону развития института судебного прецедента был предпринят Пленумом Верховного Суда РФ еще до принятия Конституции РФ 1993 г. в связи с необходимостью судебной защиты военнослужащих от нарушений их прав со стороны воинских должностных лиц. В своем постановлении от 18 ноября 1992 г. Пленум наделил военные суды компетенцией рассматривать гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права, и определил порядок рассмотрения дел по таким жалобам аналогично общему порядку, установленному законом для рассмотрения жалоб других граждан на неправильные действия органов государственного управления и должностных лиц. Это постановление Пленума Верховного Суда РФ явилось источником права в форме судебного прецедента и, как правильно отмечает В.М. Жуйков, положило начало функционированию в Вооруженных Силах РФ судебной власти [7; с. 148].
Характер прецедента имеют
и судебные решения высших судов
РФ, раскрывающие конкретное содержание
оценочного понятия, употребленного при
конструировании уголовно-
В литературе вносятся предложения
признать законодательно судебную практику
по конкретным делам высших судов
РФ источником права, придав им силу прецедента.
В.С. Нерсесянц утверждает, что такое
судейское правотворчество - весьма
опасный и по сути своей неправовой
симбиоз законодателя и судьи
в одном лице. Между тем система
прецедентного права имеет свою
историю, свою логику и свои строгие
правила и процедуры
В последние годы в законотворческой
практике России стали появляться главы,
содержащие разъяснение терминов, используемых
в конкретном законе. Такая практика
представляет собой заимствование
практики стран «общего права». При
наличии в России и других странах
континентального права кодексов, разъясняющих
применяемую в той или иной
отрасли права или
В доктрине и практике неоднократно отмечается такой дефект современного российского законодательства, как его декларативность. Причин такого явления много. Одна из них - доведение до абсурда сложившегося в советские времена представления, что любой закон должен быть ясен и понятен любому гражданину без помощи адвоката. Ныне содержание большинства законов выхолощено до такой степени, что даже специалист не всегда может разобраться, как его применить в конкретном случае. Это создает излишне широкое поле для судейского усмотрения, что далеко не всегда идет на пользу законности.
Для сравнения следует
помнить, что в странах общего
права законодатель стремится к
максимально более полному и
развернутому изложению не только санкции,
но и гипотезы, и диспозиции нормы,
может быть, поэтому в Англии при
парламенте имеется небольшая группа
юристов высшей квалификации - специалистов
по написанию текстов
В качестве важнейшей задачи draftsman'а в доктрине указываются тщательный выбор круга регламентируемых нормой отношений и аранжировка нормы так, чтобы судье было ее легко найти, понять и использовать при решении конкретных дел с наименьшими усилиями.
Поленина А.В. в своей работе делает следующие выводы:
1. Необходим закон о
порядке подготовки
2. Судебный прецедент
связывает в механизме
В условиях излишней декларативности российского законодательства широкое использование судебных прецедентов способно привести к подмене законодателя судьей, что не соответствует принципу разделения властей и фактически подрывало бы законность в стране.