Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:56, реферат
Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.
Задачами работы является:
1) раскрыть понятие и состав субъектов исполнительного производства;
2) рассмотреть правовой статус лиц, участвующих в деле, как субъектов исполнительного производства;
3) охарактеризовать права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве;
Введение
Глава 1. Субъекты исполнительного производства
1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства
1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства
- властные органы, осуществляющие
исполнение. К их числу относятся
судебные приставы, а также суд
(судья), другие участники
- лица, в отношении которых
совершаются исполнительные
- лица, содействующие исполнительному производству11.
М.А. Викут предлагает классифицировать участников исполнительного производства на: а) стороны, т.е. лиц, имеющих как материальную, так и процессуально-правовую заинтересованность в результатах исполнительного производства; б) представителей сторон, т.е. лиц, имеющих только процессуально-правовую заинтересованность в результате исполнительного производства; 3) переводчиков, понятых, специалистов - лиц, юридически не заинтересованных в результатах исполнительного производства, но содействующих его законному завершению12. И.Б. Морозова ограничивается разделением субъектов правоотношений в исполнительном производстве на две группы:
- основные участники
- лица, содействующие исполнению13.
Г.Д. Улетова предлагает разделить
всех участников исполнительного производства
на четыре группы: 1) лица, осуществляющие
принудительное исполнение; 2) стороны
(взыскатель и должник); 3) лица, содействующие
исполнительному производству (представители
сторон, прокурор, переводчик, понятые,
специалисты, работники ОВД, хранители
имущества, аукционисты и другие
реализаторы арестованного
Д.А. Марданов в исследовании, посвященном системе субъектов исполнительного производства, предлагает классифицировать субъектов исполнительного на четыре группы:
1) органы, осуществляющие исполнение;
2) лица, участвующие в
гражданском исполнительном
3) органы и организации,
исполняющие требования
4) лица, содействующие исполнению.
К первой группе относится судебный пристав-исполнитель - лицо, наделенное властными полномочиями, который является обязательным субъектом гражданского исполнительного права. Вторая группа включает стороны (должник и взыскатель), представителей сторон, прокурора. Третья группа состоит из органов и организаций, исполняющих требования юрисдикционных органов: налоговые органы, банки и иные кредитные организации, Министерство финансов РФ (органы федерального казначейства Министерства финансов РФ), а также другие органы, организации, должностные лица и граждане. В четвертую группу входят переводчики, понятые, специалисты и другие лица.
Классифицировать субъектов исполнительного производства на шесть групп предлагает Н.Н. Чигорин: 1) органы, исполняющие юридические акты; 2) стороны; 3) суд; 4) прокурор; 5) лица, содействующие исполнению; 6) лица, чьи права могут быть так или иначе затронуты (нарушены) при исполнении решений16.
По мнению Д.Х. Валеева, всех
субъектов исполнительного
- властные органы, осуществляющие исполнение;
- лица, участвующие в исполнительном производстве;
- лица, содействующие исполнительному производству17.
По логике законодателя,
в соответствии с Законом об исполнительном
производстве следует выделять две
группы субъектов: 1) органы принудительного
исполнения. Принудительное исполнение
судебных актов, актов других органов
и должностных лиц возлагается
на Федеральную службу судебных приставов
и ее территориальные органы. Непосредственное
осуществление функций по принудительному
исполнению судебных актов, актов других
органов и должностных лиц
возлагается на судебных приставов-исполнителей
структурных подразделений
1) взыскатель и должник (далее также - стороны исполнительного производства);
2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;
3) иные лица, содействующие
исполнению требований, содержащихся
в исполнительном документе (
На наш взгляд, разделение
субъектов исполнительного
Таким образом, система субъектов
исполнительного производства представляет
собой единство в рамках исполнительного
производства пяти групп субъектов:
органов принудительного
Главным сущностным отличием субъекта гражданского исполнительного правоотношения от его участника является то, что последние только лишь способствуют (иногда весьма серьезно) осуществлению принудительного исполнения. Они не имеют собственного интереса в данном процессе: не получают материальных и иных выгод от своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (как взыскатель), не минимизируют издержки по его исполнению (как должник), не получают вознаграждения, верно и эффективно осуществив свои властные полномочия (как судебный пристав-исполнитель) и не контролируют ход исполнительного процесса как суд. Да, участники вступают в гражданское исполнительное правоотношение, но их участие, как правило, факультативно и достаточно пассивно, оно не определяет характер и содержание конкретного исполнительного процесса. Сказанное не означает, однако, полного отсутствия у участников интереса в результате исполнительного процесса. Такой интерес может быть (и даже часто бывает), но его наличие не определяет место участника гражданского исполнительного правоотношения относительно иных участников и самих субъектов19. Разумеется, что заинтересованность участника имеет важное значение и должна учитываться при решении вопросов об оптимизации конкретного исполнительного процесса.
Условно участников гражданского исполнительного правоотношения можно подразделить на три большие группы.
Прежде всего, это иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия.
Так, в силу ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Данные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и логики закона исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (далее - суд) на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом20.
Если сведений о наличии
или отсутствии у должника-организации
счетов и вкладов в банках и
иных кредитных организациях не имеется,
судебный пристав-исполнитель
Сюда же относятся все иные органы и организации, которые предоставляют информацию об имущественном положении должника, а также специализированные организации, осуществляющие, например, оценку, хранение или реализацию арестованного (конфискованного) имущества должника.
Вторую группу участников гражданского исполнительного правоотношения составляют лица и организации, непосредственно способствующие свершению исполнительных действий, фиксации их результатов, соблюдению прав субъектов гражданского исполнительного правоотношения и т.д. Рассмотрим представителей указанной группы поподробнее.
Прежде всего это переводчик.
В силу ст. 58 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" при
совершении исполнительных действий стороны
могут пригласить переводчика. Переводчиком
может быть любой дееспособный гражданин,
достигший возраста 18 лет, владеющий
языками, знание которых необходимо
для перевода. Лицу, которому необходимы
услуги переводчика, предоставляется
срок для его приглашения. В случае
если указанное лицо не обеспечит
участие переводчика в
В случае заведомо неправильного
перевода переводчик несет ответственность,
установленную федеральным
Таким образом, ст. 307 УК РФ к заведомо ложному переводу в процессе исполнительного производства применена быть не может. Автор полагает целесообразным, учитывая, что исполнительное производство - логически завершающая стадия судебного процесса, осуществляемого от лица государства, предусмотреть возможность привлечения переводчика и к уголовной ответственности.