Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:56, реферат
Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.
Задачами работы является:
1) раскрыть понятие и состав субъектов исполнительного производства;
2) рассмотреть правовой статус лиц, участвующих в деле, как субъектов исполнительного производства;
3) охарактеризовать права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве;
Введение
Глава 1. Субъекты исполнительного производства
1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства
1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства
Гражданским процессуальным
законом подробно регламентируется
вопрос участия понятых в гражданском
исполнительном правоотношении. В частности,
присутствие понятых
Законом предусмотрены конкретные
требования к понятым: в качестве
понятых могут быть приглашены любые
дееспособные граждане, достигшие возраста
18 лет, не заинтересованные в совершении
исполнительных действий и не состоящие
между собой или с участниками
исполнительного производства в
родстве, подчиненности или
Важно также и правило
о том, что количество понятых
не может быть менее двух. Полагаем,
что это правило
В соответствии со ст. 60 Закона понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Следующей важной фигурой является специалист. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в ст. 61 предусматривает, что для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме.
Специалист обязан явиться
по вызову судебного пристава, дать
объективное заключение по поставленным
вопросам, давать пояснения по поводу
выполняемых им действий. Специалист
имеет право на вознаграждение за
выполненную работу, проводимую в
связи с совершением
За отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения специалист несет ответственность, предусмотренную федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. О ситуации с ответственностью переводчика мы говорили выше. То же самое относится и к ответственности специалиста.
Участниками гражданского исполнительного правоотношения являются также работники милиции. Точнее, ст. 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено взаимодействие судебных приставов-исполнителей с работниками милиции. В частности, данной нормой определено, что работники милиции в пределах предоставленных им федеральным законом прав оказывают содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.
На основании ст. 2 Федерального закона "О милиции"23 задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных данным Законом. Многочисленные права работников милиции определены ст. 11 данного Закона.
К третьей, факультативной,
группе относятся те участники гражданского
исполнительного
Исследуя вопросы взаимосвязи
исполнительного
Следует отметить, что в прежнем одноименном Законе об исполнительном производстве25, в ст. 29, отсутствовали вышеназванные субъекты исполнительно-процессуального права. Сегодня, определяя одной из сторон исполнительного производства (взыскателем или должником) объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, законодатель уточняет, что "к указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации" (п. 1 ст. 49 Закона об исполнительном производстве).
В настоящий момент законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения с участием общественных объединений граждан, предусматривает возможность создания объединения без придания ему свойств юридического лица26. Статья 21 Закона "Об общественных объединениях" прямо указывает: "Общественные объединения вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица". В Комментарии к Федеральному закону "О некоммерческих организациях" возникает справедливый вопрос: "Субъектом какой отрасли права в таких случаях следует считать общественное объединение? Эта ситуация вызывает неясность с материальными средствами общественного объединения. Где они должны аккумулироваться? На личном счете одного из руководителей объединения? Явный путь к злоупотреблению"27. Могут ли данные организации быть полноценными участниками предпринимательской деятельности, гражданского оборота?
Разделяя данную точку
зрения, следует обратить внимание
на то, что осуществление
В связи с этим особое
внимание привлекает тот факт, что
ст. 18 Закона "Об общественных объединениях"
признает общественное объединение
граждан правосубъектным только
с момента государственной
Правосубъектность как средство
правового регулирования
- как возможности
- как способности своими
действиями реализовывать
Категории "правоспособность"
и "дееспособность" необоснованно
рассматривать в отрыве друг от друга,
так как правоспособность, как
и дееспособность, составляет одно
из проявлений правосубъектности. Как
юридические категории "правоспособность"
и "дееспособность" взаимодополняют
друг друга. Объем содержания дееспособности
должен соответствовать объему содержания
правоспособности, так как дееспособность
рассчитана на осуществление
Государство определяет условия и средства осуществления предоставленных им субъектам права формальных гражданско-правовых возможностей. Реализация правосубъектности, ее материальный субстрат зависят не только от требований юридических норм, но и от состояния взаимоотношений лица с государством и другими лицами. Гражданская правосубъектность направлена на упорядочение отношений лица с другими лицами. По характеру она является относительно статичной, конкретной правовой связью между лицом и государством, абстрактной - по отношению к другим лицам. По содержанию она представляет собой комплекс принадлежащих лицу формальных правовых возможностей по приобретению, обладанию и распоряжению правами и обязанностями28.
В научной литературе справедливо
отмечается, что межотраслевые связи
исполнительного
- исполнительное производство
является средством
- внутри исполнительного
производства используются
Однако для того чтобы
осуществлять принудительное исполнение
гражданских прав и обязанностей
организации, лицо должно, как минимум,
обладать гражданскими правами и
обязанностями. Вместе с тем общественное
объединение без образования
юридического лица не является носителем
гражданских прав и обязанностей
и в связи с этим не может
распоряжаться ими, изменять или
прекращать их, а также нести предусмотренную
законом ответственность, так как
правосубъектность такого объединения
возникает только после государственной
регистрации как юридического лица.
Никаких имущественных прав у
данного образования быть не может,
так как оно не имеет в собственности,
хозяйственном ведении или
В связи с этим представляется, что объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, как "неправосубъектное" образование не может быть ни взыскателем, ни должником, что обусловливает его исключение из числа лиц, участвующих в исполнительном производстве, и внесение соответствующего изменения в п. 1 ст. 49 Закона об исполнительном производстве. Представляется, что включение объединения граждан, не являющегося юридическим лицом, в круг субъектов исполнительно-процессуального права в целях позитивного вмешательства в вопросы совершенствования законодательства в данной сфере следует признать недоразумением.
1 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: АН СССР, 1958. С. 86.
2 Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. Т. II. С. 138.
3 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби", 2004. С. 591.
4 Валеев Д.Х. Субъекты исполнительного производства // Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб.: Питер, 2008. С. 67.