Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является правовой статус и комплексная характеристика Уполномоченного по правам человека в РФ.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
-проанализировать понятие и место Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти;
- рассмотреть условия становления и развития института омбудсмана в зарубежных странах;
- выявить особенности становления (предпосылки и этапы формирования) института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- исследовать конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения и освобождения от должности; полномочия; принципы создания и функционирования аппарата Уполномоченного по правам человека;
- установить формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека по защите субъективных прав;
Если Уполномоченного привлекают для дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением им своих обязанностей по защите прав и законных интересов граждан, он вправе отказаться от дачи таких показаний.
В обязанность Уполномоченного входит предоставление возможности государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, высказать свое мнение по поводу всех обстоятельств дела, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Таким образом, Уполномоченный использует в своей работе принцип “audi partem” – недопустимость принимать во внимание объяснения только одной стороны, т.е. чтобы объективно разобраться в деле, необходимо выслушать обе заинтересованные стороны.
В том случае, когда в ходе рассмотрения жалобы заявителя, Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан он обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан свое заключение. Эта обязанность сохраняется за Уполномоченным также в том случае, когда он начинает производство по своей инициативе в соответствии со ст. 21 Закона об Уполномоченном.
В заключении Уполномоченный формулирует свои рекомендации, предлагает способы и меры, необходимые для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.
Важным
фактором соблюдения прав граждан является
то, что Закон запрещает
Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Для придания гласности заключению, принятому Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина, Уполномоченный вправе опубликовать его в средствах массовой информации.
Соответствующие
печатные издания обязаны опубликовать
заключения и другие документы, представленные
Уполномоченным. Однако эта обязанность
вменяется только тем периодическим
печатным изданиям, которые финансируются
либо полностью, либо частично за счет
бюджетных средств, а также тем,
в которых одним из учредителей
являются государственные структуры:
государственные или
На основе изучения и анализа различных материалов и информации, поступившей по поводу нарушения прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный направляет свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам; обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и свободы человека и гражданина.
В результате
рассмотрения жалоб граждан, а также
при получении иным путем информации
о грубых или массовых нарушениях
прав и свобод граждан Уполномоченный
имеет право выступать по этому
поводу на очередном заседании
Кроме этого Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания. Уполномоченный вправе лично участвовать в работе этой комиссии, а также парламентских слушаниях либо направить туда своего представителя.
Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, и Российскому Уполномоченному в частности, является ежегодный доклад парламенту (во Франции медиатор представляет доклад еще и Президенту Республики). Кроме представления своего доклада Совету Федерации и Государственной Думе Уполномоченный обязан направить его в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ.
В случае необходимости для привлечения особого внимания к отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеет право направить специальный доклад в Государственную Думу.
Все ежегодные доклады Уполномоченного должны быть доведены до всеобщего обозрения. В этих целях они подлежат официальному опубликованию в официальном источнике – в “Российской газете”. Специальные доклады по отдельным конкретным вопросам также могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в “Российской газете” либо в других изданиях48.
Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ49 вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Заключение
В настоящее время в национальных системах защиты прав и свобод человека и гражданина активно используется конституционный институт омбудсмана. Международные организации - ООН, Совет Европы, ОБСЕ - рассматривают создание национальных государственных служб внесудебной защиты прав человека как одно из важнейших условий формирования институтов демократии, обеспечения «обратной связи» между государством и обществом.
Конституционный институт омбудсмана (Уполномоченного по правам человека) является новым для России. Учреждение института Уполномоченного по правам человека как государственного органа знаменует важный этап развития Российского государства, на котором защита прав и законных интересов личности осознается и формулируется как задача государства.
В настоящее время институт Уполномоченного по правам в Российской Федерации проходит важный этап своего становления - он формируется как федеральный государственный орган, вырабатываются стиль и методы его работы, определяются место и роль в национальной системе защиты прав и свобод личности.
Проведенные
в диссертации сравнительно-
1 Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 1996. - С. 369.
2 Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. - 1999. - N 9. - С. 21.
3 Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский
журнал международного права. - 2000. - N 1. Январь-март. - С. 129.
4 Мелик-Дадаев И.А. Институт омбудсмена (история, основные функции и особенности деятельности в
Скандинавских странах) // Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в Скандинавских
странах. - 1986. - N 94. - С. 96.
5 Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. С.М. Шахрай. - М., 1995. -С. 141 - 142.
6 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М., 1997. - С. 287.
7 См.: Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека - первые шаги в России // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 1999. - С. 198. Также см.: Матвеев Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. - Казань, 2004. - 120 с.
8 См.: Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю.
Сунгурова. - СПб., 2003. - С. 24 - 25.
9 См.: Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена // Развитие института Уполномоченного
по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова.
Приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 1999. - С. 198
10 См.: Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. - С. 29.
11 Пустынцев Б. Региональный омбудсмен или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен. - С. 194.
12 Вагизов Р.Г. Внутригосударственный механизм осуществления международных стандартов и норм в сфере гражданских и политических прав человека (Российская Федерация и Республика Татарстан): Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - Казань, 1998. - С. 2.
13 См.: Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. С. 35.
14 Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) современной правовой доктрине// Российская юстиция. - 2008. - N 11. - С. 43-45.
15
Кравчук Н. Деятельность адвоката в Европейском
суде по правам человека // http://www.mhg.ru/
16 Конституция РФ // Российская газета. - № 237, 25.12.1993.
17 Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб.: Фонд «Университет», 2005., с 96-96.
18 Матузов Н.И., Малько Л.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004., с. 90.
19 Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб.: Фонд «Университет», 2005., с. 263-266.
20 Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: учебный курс: в 2 т. 2-е изд., перераб.,и доп. М.: Юристб, 2006 Т.1., с. 357.
21 Корнеева Н.В. Конституционно- правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. на соис. учен. степени канд. юр. наук. СПб., 2002. с. 9.
22 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов: в 3т, М.,2001. Т. 1. с. 318.
23 Чиркин В.Е. Основы сравнительного правоведения. М., 1997. с. 309-316
24 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. №. 9.
25 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. №. 9.
26 СЗ РФ. 1997.№ 22. Ст. 2664 № 22
27 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. №. 9.
28 Республика Татарстан, Московская, Самарская области и другие субъекты Российской федерации.
29 Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №52. – Ст. 1865.
30 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998г. №2134-II ГД “О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 1998. – №7. – Ст. 801
31
32 Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999. – С. 148.
33 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999, с. 72.
34 Пустынцев Б. Региональный омбудсман… или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999. – 226 с., С. 194.
35 Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999. – С. 147.
36 Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999. – С. 198.
37 Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. // Государство и право, 1999, №9, с. 21.
38 Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. // Московский журнал международного права, №1/2000/37, январь-март, с. 129.
Информация о работе Уполномоченый по правам человека в РФ: правовой статус