Содержание
Введение
1.Органиционно-правовые формы государственной
системы социального обеспечения
в России
1.1. Льготы
1.2. Доступное здравоохранение
1.3 Пенсионное обеспечение в
РФ
1.4. Доступное образование
1.5 Система социального обслуживания
и предоставления социальных
услуг
1.6. Меры социальной поддержки
2. Условия, определяющие право на
трудовую пенсию по старости
2.1. Добровольное социальное страхование
2.2. Благотворительность
2.3. Частные системы здравоохранения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Формирование системы социальной
защиты населения как особого социального
института находится в процессе своего
развития. Термин «социальная защита»
имеет различные значения.
В новых экономических условиях
он «пришел на замену» термина «социальное
обеспечение», использовавшегося в советской
экономике, где он характеризовал специфическую
организационно-правовую форму социальной
защиты, осуществляемую непосредственно
государством.
В современных условиях потребовалось
развитие других организационно-правовых
форм социальной поддержки наиболее уязвимых
категорий населения. Был введен термин
«социальная защита», который давно использовался
в мировой практике.
Социальная защита - система
мероприятий, осуществляющихся обществом
и его различными структурами, по обеспечению
гарантированных минимальных достаточных
условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения
и деятельного существования человека.
В современных условиях социальная
защита становится важнейшей функцией
общества, всех его государственных органов
и социальных институтов. Появляются и
формы социальной защиты частного характера
– пенсионного обеспечения, медицинского
страхования, социального обслуживания.
Это свидетельствует о том, что в нашей
стране появляется многоукладная организационная
структура системы социальной защиты
населения, в которой используются практически
все организационно-правовые формы, существующие
в странах с рыночной экономикой, хотя
они функционируют не полностью в силу
нерешенности ряда теоретических и организационных
проблем.
Ведущими организационно-правовыми
формами социальной защиты населения
в настоящее время являются пенсионное
обеспечение, обеспечение социальными
пособиями, льготами особо нуждающихся
категорий населения, государственное
социальное страхование, социальное обслуживание.
В целом организационно – правовые формы
социальной защиты населения можно подразделить
на две большие группы: государственные
и негосударственные, как первая так и
вторая названные группы и будут в дальнейшем
раскрыты в данной работе.
Подготовленный Министерством экономического
развития и торговли РФ Федеральный закон
"Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
предполагает установить правовые, организационные
и экономические основы для создания и
функционирования обязательных профессиональных
пенсионных систем в Российской Федерации.
Целью создания обязательных профессиональных
пенсионных систем является накопление,
сбережение и выплата застрахованным
в ней лицам досрочных пенсий в льготный
пенсионный период. При этом под льготным
пенсионным периодом понимается период
с момента возникновения права застрахованного
лица на получение выплаты из профессиональной
пенсионной системы до достижения им возраста,
дающего право на пенсию по старости в
соответствии с Федеральным законом у
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
2
Право на выплаты из профессиональной
пенсионной системы будут иметь лица,
работавшие на рабочих местах с особыми
условиями труда, в пользу которых работодателем
уплачивались взносы в профессиональную
пенсионную систему.
Выделение льготных профессиональных
пенсий в самостоятельную пенсионную
систему с автономным финансированием
порождает дополнительные проблемы для
получателей этого вида пенсий при достижении
общеустановленного пенсионного возраста,
то есть в то время, когда начинается выплата
пенсий по старости.
Расчеты показывают, что размеры пенсий
по старости для участников обязательной
профессиональной пенсионной системы,
т.е. для работающих на предприятиях с
особыми условиями труда, относительно
получаемой ими заработной платы в течение
трудовой деятельности, будут значительно
ниже, чем у работников, не участвующих
в обязательной профессиональной пенсионной
системе, т.е. работающих в обычных условиях
труда. Связано это прежде всего с меньшей
продолжительностью периодов трудовой
деятельности застрахованного лица на
рабочих местах с особыми условиями труда,
в течение которых в его пользу уплачивались
взносы в профессиональную пенсионную
систему.
В данной работе рассмотрим основные
моменты и положения, касающиеся пенсиям
по старости.
1.Органиционно-правовые формы государственной
системы социального обеспечения
в России
К государственным организационно-правовым
формам социальной защиты населения относятся:
льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
обеспечение, доступное образование, система
социального обслуживания и предоставления
социальных услуг, меры социальной поддержки.
Действующая система социальной
защиты в России базируется на принципах:
-поощрительности, – властными
структурами с целью общественно-политического
резонанса на те или иные социально
значимые события, получившие общественную
оценку, либо для поддержания государственных
важных деяний, принимаются решения, ориентированные
на социальную поддержку отдельных социальных
групп, слоев населения, а в некоторых
случаях – индивидов;
-заявительности, – социальная
помощь предоставляется нуждающемуся
гражданину по мере письменного обращения
заявителя или лица, представляющего его
интересы;
-патернализма, обозначающего
государственную опеку («отеческую
заботу») по отношению к менее
социально и экономически защищенным
слоям и группам населения.
1.1. Льготы
Политически ангажированная
поощрительность, в совокупности с патернализмом,
привела к масштабной численности и большому
актуальному значению в социальной защите
населения России разнообразных льгот.
Эти льготы в действительности стали эквивалентом
материальных видов социальной поддержки
отдельных групп, слоев населения. В то
же время длительно большинство российских
граждан было не в полной мере осведомлено
о льготах, поскольку сведения о них в
основном публиковались в специальных
для служебного пользования нормативно-правовых
и методических документах. В условиях
гласности и рыночных отношений информация
о правах на те или иные льготы стала доступной
различным категориям населения, которые
активно заявили на них свои претензии.
В настоящее время свыше 70% россиян имеют
разнообразные льготы по разным основаниям.
Такое положение привело к непомерной
нагрузке на федеральный и местные бюджеты,
льготы стали обременительными для государства.
В России вопрос модернизации политики
льгот приобрел острую актуальность и
стал центральным в реформировании системы
социальной защиты населения. В настоящее
время очевидна попытка валюнтористского
ухода от государственных обязательств
по выполнению этой категории социальных
гарантий. Однако реализация такого подхода
вызовет социальную напряженность, но
не приведет к ожидаемых экономическим
и социальным позитивным результатам.
В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее
время, всегда были альтернативой денежных
выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии,
социальным пособиям. В этой связи лишение
льгот приведет к существенному ухудшению
материального положения многих пенсионеров,
инвалидов, семей с детьми и других социально
неблагополучных, уязвимых слоев населения.
Решить эту сложнейшую экономическую
и этическую проблему можно только во
взаимосвязи с другими проблемами:
-доходов и расходов
населения, и, прежде всего, в сфере
доходов от трудовой деятельности;
-реформирования пенсионной
системы;
-упорядочения медицинского
и пенсионного страхования;
-соблюдения государством
конституционных и иных нормативно-правовых
гарантированных социальных обязательств;
-создания рынка социальных
товаров и услуг, защиты населения
от недобросовестных производителей
социальных товаров и услуг;
-воспитания культуры
населения в аспекте рыночных
взаимоотношений в социальной
сфере.
Модернизация политики льгот,
а именно так следует рассматривать эту
проблему, требует концептуальной проработки,
терпения и мудрости государственных
и политических деятелей, привлечения
к ее решению квалифицированных специалистов,
владеющих проблемой.
1.2. Доступное здравоохранение
Социальная государственный
благотворительность страхование
Охрана здоровья граждан в России
— это совокупность мер политического,
экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и противоэпидемического
характера, направленных на сохранение
и укрепление физического и психического
здоровья каждого человека, поддержание
его долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты
здоровья .
Доступность здравоохранения,
наряду с повышением качества государственных
и частных медицинских услуг, является
одной из важнейших задач национального
проекта «Здоровье» и демографической
политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение
в России в 2006 году составляли 3,9 % ВВП,
а уже в 2007 году выросли до 4,4 % ВВП[2] . Общие расходы на здравоохранение
(в абсолютных цифрах) в 2007 году составили
493 долл. на человека.
Основы законодательства РФ
об охране здоровья граждан закрепляют
целый комплекс прав граждан в области
охраны здоровья, в их число входят такие
права как:
Право граждан Российской Федерации
на охрану здоровья (ст.17). Закреплено,
что граждане Российской Федерации обладают
неотъемлемым правом на охрану здоровья
и это право обеспечивается, в том числе,
предоставлением населению доступной
медико-социальной помощи.
Право граждан на оказание им
первой помощи (ст.19 Основ)
Право граждан на медико-социальную
помощь (ст.20 Основ), включающее в себя
право на бесплатную медицинскую помощь
в государственной и муниципальной системах
и гарантированный объем бесплатной медицинской
помощи.
Комплекс прав для отдельных
категорий и групп граждан (военных, несовершеннолетних,
беременных женщин, заключенных и др.)
закреплен в ст.21-29 Основ законодательства
РФ об охране здоровья граждан.
Таким образом государство
не только на правовом уровне старается
обеспечить доступность здравоохранения
всем своим гражданам (а в особенности
социально незащищенным слоям населения),
но и тратит на реализацию своих целей
в сфере здравоохранения колоссальные
средства.
1.3. Пенсионное обеспечение
в РФ
Пенсионная система России
— это совокупность создаваемых в Российской
Федерации правовых, экономических и организационных
институтов и норм, имеющих целью предоставление
гражданам материального обеспечения
в виде пенсии. В стране продолжается пенсионная
реформа. Пенсионная система России в
современном виде введена с 1 января 2002
года и включает в себя отношения по формированию,
назначению и выплате следующих видов
пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, негосударственной
пенсии.
Трудовая пенсия — ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации
застрахованным лицам заработной платы
и иных выплат и вознаграждений, утраченных
ими в связи с наступлением нетрудоспособности
вследствие старости или инвалидности,
а нетрудоспособным членам семьи застрахованных
лиц — заработной платы и иных выплат
и вознаграждений кормильца, утраченных
в связи со смертью этих застрахованных
лиц, право на которую определяется в соответствии
с условиями и нормами, установленными
настоящим Федеральным законом[4].
Законом установлены следующие
виды трудовых пенсий: