В октябре 2000 г. Постановлением
Правительства Российской Федерации было
принята Национальная доктрина развития
образования в Российской Федерации до
2025 года.
Анализ Национальной доктрины
развития образования позволяет сделать
вывод, что государство гарантирует гражданам
доступность дошкольного, основного общего,
среднего (полного) общего и начального
профессионального образования и не гарантирует
доступность начального общего, среднего,
высшего и послевузовского профессионального
образования.
9 декабря 2004 года Правительством
РФ были одобрены Приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации. Для
повышения доступности качественного
общего образования Приоритетные
направления предусматривают:
· максимально обеспечить образованием
детей старшего дошкольного возраста;
· создать механизмы осуществления
адресной поддержки обучающихся с расширением
доступности дополнительного образования;
· перейти к профильному обучению
в старших классах как способу удовлетворения
индивидуальных потребностей и запросов
учащихся;
· изменить структуру стандарта
общего образования, включить в него требования
к уровню подготовки выпускников, условия
осуществления образовательной деятельности,
примерный базисный учебный план;
· перейти к отраслевой системе
оплаты труда работников образования,
в том числе используя механизмы снижения
нагрузки учащихся и повышение заработной
платы.
Анализ задач, определенных
Приоритетными направлениями по обеспечению
доступности качественного общего образования,
показывает, что, к сожалению, ничего конкретного,
действительно обеспечивающего доступность
общего образования данные направления
не предусматривают. Так, например, переход
к профильному обучению в старших классах,
изменение структуры стандарта общего
образования, переход к отраслевой системе
оплаты труда вряд ли каким - то образом
расширяют доступность молодежи, особенно
сельской, к образованию при элементарном
отсутствии средних школ в малочисленных
населенных пунктах. Помимо этого, никаких
гарантий обеспечения доступности общего
образования Приоритетные направления
не содержат.
Для удобства анализа государственных
гарантий обеспечения доступности образования
в России пункты основополагающих документов,
содержащие правовые основы обеспечения
государственных гарантий, сведем в единую
таблицу 1.
Таблица 1Правовые основы государственных
гарантий обеспечения доступностиобразования
в России
Наименование документа |
Гарантирует доступность |
Не гарантирует доступность |
1 |
2 |
3 |
1. Конституция РФ |
- дошкольного
- основного общего
- среднего профессионального |
- начального общего
- среднего (полного) общего
- начального профессионального
- высшего профессионального
- послевузовского профессионального |
2. Закон РФ «Об образовании» |
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего
- начального профессионального |
- среднего профессионального
- высшего профессионального
- послевузовского профессионального |
3. ФЗ РФ «О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании» |
гарантии отсутствуют |
- высшего профессионального
- послевузовского
профессионального |
4. Национальная доктрина
развития образования до 2025 года |
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего
- начального профессионального |
- среднего профессионального
- высшего профессионального
- послевузовского профессионального |
Анализ таблицы 1 показывает,
что основополагающие законодательные
и нормативно - правовые документы, обеспечивающие
государственные гарантии доступности
образования крайне противоречивы.
Чем можно объяснить такое противоречие
основных документов в вопросах государственных
гарантий доступности различных уровней
образования? На наш взгляд, проекты этих
основополагающих нормативно - правовых
документов готовили разные группы экспертов,
которые не старались обеспечить преемственность
и последовательность в вопросах обеспечения
государственных гарантий доступности
образования, а скорее всего, исходили
из реальных возможностей государства
на момент разработки каждого документа.
В то же время Президент России
Д.А. Медведев, выступая на IХ съезде Российского
союза ректоров 20 марта 2009 года, касаясь
вопросов развития законодательства в
образовании отметил, что образовательный
цикл по своей природе носит длительный
характер и в конечном счете необходимо
сформировать современную нормативную
базу, которая не должна подвергаться
конъюнктурным изменениям[22].
На основании проведенных исследований
с учетом сложившихся реалий можно сделать
вывод, что в России на сегодняшний день
государством гарантирована и обеспечена
общедоступность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
но не обеспечена, хотя и продекларирована
общедоступность дошкольного образования
и отсутствуют государственные гарантии
высшего и послевузовского профессионального
образования.
1.5. Система социального обслуживания
и предоставления социальных услуг
Система социального обслуживание
населения определяется не просто совокупностью
учреждений с динамикой их развития на
определенных территориях РФ, но и совокупностью
составляющих, а именно: межведомственная
взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия
органов социального обслуживания, обоснованные
действия всех учреждений в пользу поддержки
различных слоев населения; определенный
способ устройства региональной упорядоченной
множества учреждений, связанных общими
функциями, целями, задачами; форма организационной
деятельности учреждений социального
обслуживания, сопоставление усилий, направленных
на становление социальных служб и полученных
результатов социального обслуживания,
проявляющихся в основном в степени эффективности
социальных услуг и удовлетворенности
клиентов социальных служб.
Федеральные законы «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов» и «Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации» внесли новое представление
о сущности социального обслуживания
населения.
В статье 1 федерального закона
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации» выделяется,
что социальное обслуживание выражает
собой деятельность социальных служб
по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских,
социально правовых, социально-бытовых,
психолого-педагогических услуг и материальной
помощи, в проведении социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся в
трудном житейском положении. Статьи Закона,
раскрывающие основное содержания видов
социального обслуживания, а именно: социального
обслуживания в стационарных условиях,
материальной помощи, социального обслуживания
на дому, предоставления временного приюта,
организация дневного пребывания в учреждениях
социального обслуживания, консультативной
помощи, социального патронажа граждан
и семей – наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
значительно расширяет и уточняет представление
о социальном обслуживании отдельных
социальных групп нашего общества.
Его цель – регулирование отношений
в сфере социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов, что является
одним из основных направлений усилий
по социальной защите населения. «Социальное
обслуживание представляет собой деятельность
по удовлетворению потребностей указанных
граждан в социальных услугах» – так определяется
предмет в этом законе.
Социальное обслуживание охватывает
всю совокупность социальных услуг, предоставляемых
инвалидам и гражданам пожилого возраста
в учреждениях социального обслуживания
(вне зависимости от форм собственности)
на дому.
Основные принципы социального
обслуживания: совокупность, конфиденциальность,
гуманность, адресность, добровольность,
приоритетность, предоставление социальных
услуг несовершеннолетним, пожилым людям
и инвалидам, находящимся в трудной жизненной
ситуации; соблюдение прав человека и
гражданина.
Закон предоставляет возможность
получения социальных услуг, достаточных
для удовлетворения основных потребностей.
Эти услуги включаются в территориальный
и федеральный перечень социальных услуг,
обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание»
описывает некоторый идеальный объект.
Исходя из системных его свойств, социальное
обслуживание – это множество подсистем
и элементов. С другой точки зрения, социальное
обслуживание является видом социальной
деятельности, реализующейся по средствам
сети социальных служб, взаимодействующих
друг с другом для достижения переходных
и конечных целей предоставления социальных
услуг клиентам.
1.6. Меры социальной поддержки
Меры социальной поддержки
в Российской Федерации — мероприятия,
проводимые органами социальной защиты
в рамках социальной политики в России,
направленные на предоставление отдельным
категориям граждан помощи в соответствии
с законодательными и правовыми актами
Российской Федерации.
В зависимости от категории
граждан различают следующие виды мер
социальной поддержки[23]:
-детям (различные пособия
семьям с детьми; услуги, предоставляемые
семьям и детям);
-многодетным семьям (выдача
удостоверений многодетной семьи,
различные пособия, денежные выплаты,
оплата услуг ЖКХ и др.);
-ветеранам и инвалидам
боевых действий (различные денежные
выплата, комплексы услуг);
-малоимущим семьям;
-гражданам за особые
заслуги перед Отечеством;
-гражданам, имеющим право
на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам
спецгосучреждений и др.);
-молодым семьям (программы
улучшения жилищных условий и
др.);
-прочие меры социальной
поддержки.
2. Условия,
определяющие право на трудовую пенсию
по старости
Условиями назначения трудовой пенсии
по старости являются наличие 5 лет страхового
стажа и достижение установленного законодательством
пенсионного возраста (60 лет — для мужчин,
55 лет — для женщин). В свое время различный
пенсионный возраст мужчин и женщин был
предметом рассмотрения Конституционного
Суда РФ.
Высокий суд, в частности, указал, что,
установив для мужчин и женщин разный
возраст выхода на пенсию по старости
(на общих и на льготных условиях), законодатель
применил дифференциацию, основанную
на физиологических и других различиях
между ними. Кроме того, была учтена особая
социальная роль женщины, связанной с
материнством. В соответствии с положениями
ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство находится
под защитой государства и не может оцениваться
как дискриминационное ограничение конституционных
прав, так как такое решение законодателя
обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции
РФ достижение подлинного, а не формального
равенства. Но, по мнению суда, это не исключает
в дальнейшем, при проведении пенсионной
реформы, возможности решения вопроса
о том, чтобы пенсия по старости назначалась
мужчинам и женщинам на равных основаниях.