Усыновление(удочерение) по семейному кодексу Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:47, реферат

Описание работы

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на это особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Файлы: 1 файл

super.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ФГБОУ ВПО Алтайский технический университет им.И.И. Ползунова

 

Факультет гуманитарного  образования

 

 

Кафедра «Правоведения  и политологии»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по правоведению на тему:______________________________________________    _________Усыновление(удочерение) по семейному кодексу Рф.______

 

 

 

 

Выполнил студент уч.гр.

 

Реферат защищен_______201__г.

                                                         с оценкой ______________

Рецензент доцент ____________О.В.Селиванова

 

 

 

Барнаул 2012 
Введение.

 

На любом историческом этапе перед обществом стоит  задача обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей  ценностью, а потому обращает на это особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались от 700 тысяч[[1]] до 3 или даже 5 млн. детей[[2]], что сравнимо только с периодом начала 20-х годов, когда к 1922 году в стране насчитывалось почти 7 млн. беспризорников.[[3]] В частности в Белгородской области ежегодно выявляется около одной тысячи детей, оставшихся без попечения роди гелей (в 2000 году - 989, в 2002 году - 974).[[4]] Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом РФ перечень угроз национальной безопасности.[[5]]

 

Наиболее благоприятным  способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье. В случаи если несовершеннолетний по каким либо причинам остался без попечения родителей, то наиболее приоритетной формой его устройства для защиты прав и законных интересов, воспитания и содержания является усыновление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №1. Понятие и  развитие института усыновления (удочерения) в России.

 

 

 

§.1. История развития усыновления в России.

 

Одним из самых старейших  правовых институтов наиболее оптимально регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является институт усыновления. В разные периоды развития истории отношение к институту усыновления в России было неоднозначным и с его содержание с течением времени изменялось.

 

Усыновление в России существовало с глубокой древности. Еще когда была семья с патриархальным отцом во главе, усыновление уже было известно. Оно вызывалось необходимостью сохранить численность, прочность общины, которая была сильна своим количеством. В нее одинаково входили и дети, и принятые в семью (так называемые примаки) из чужой семьи. Следует отметить, что искусственное увеличение общины достигалось также и путем так называемой «адаптации», которая могла быть коллективной и индивидуальной[[6]].

 

Массовая адаптация  женщин и детей возможна была, например, родом победителей, а также как индивидуальный акт. Он распространялся на чужих членов общества если «о потомстве не могло более быть и речи или когда тяжелая болезнь главы семьи, еще не имеющего наследника, грозила прекратить его жизнь, он заботился о передаче всех прав своих над семьей постороннему, избранному ему лицу»[[7]].

 

С установлением христианства на Руси усыновление освящалось особым церковным обрядом «сынотворения». После совершения обряда выдавался  особый акт, утвержденный епархиальным архиереем, что придавало усыновлению определенную силу.

 

При исследовании истории  развития института усыновления  Нечаева А.М. утверждает, что усыновление  предусматривало ряд процедур, сохранявшиеся  в нашей отчизне длительное время. В их числе:

 

- обряд фиктивного  рождения. Для большей достоверности  в некоторых местностях на  мнимую роженицу надевали рубашку,  испачканную кровью. Имитировать  роды мог и мужчина. Считалось,  что обряд, имитирующий роды  ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;

 

-женитьба на вдове  брата в языческое время;

 

- фактический прием  усыновляемого в дом;

 

- особый договорный  акт между усыновителем и усыновленнымх[[8]].

 

Следовательно, усыновление  было известно еще в то время, когда  существовала семья с патриархальным отцом во главе семейства с целью ее укрепления. Вместе с тем, можно утверждать, что усыновление приносило и пользу усыновленным, особенно если они не имели собственной семьи, родителей.

 

По мере развития многообразия форм собственности правила усыновления существенным изменениям не подвергались. В Московском государстве имелось лишь одно важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Это создавало определенные преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

 

В петровскую эпоху и  в эпоху царствования Екатерины  Второй специальных законов, посвященных  усыновлению не было.

 

Однако, можно отметить тот факт, что в порядке исключения императрица разрешила двум братьям  графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Это разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой Екатерины II. В каждом конкретно случае на усыновление было специально разрешение Императрицы.[[9]]

 

И только в начале 19 века стало развиваться законодательство, посвященное усыновлению. 11 октября 1803 года был издан Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба и оставлении по смерти в наследство недвижимого имущества». Позже появляется ряд указов, специально посвященных усыновлению (16 ноября 1817 года, 19 апреля 1822 года, 20 сентября 1825 года). При этом принцип сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. соблюдался неукоснительно.

 

Более того, «усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому  сословию, получило значение генеалогического»[[10]]. Но существовало оно уже не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

 

Во второй половине 19 века усыновление регулировалось предписаниями, изложенными в Законах Гражданских, которые по-прежнему охраняли принцип  сословности. Статья 152 предписывала: «Усыновитель может передать усыновленному свою фамилию, если усыновленный не пользуется большими правами состояния сравнительно с усыновителем. Передача усыновителем фамилий потомственными дворянами может последовать не иначе, как с Высочайшего соизволения, испрашиваемого после усыновления»[[11]].

 

Но кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые были связаны с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Так, усыновление лиц христианского вероисповедания не христианами и сих последних лицами христианского вероисповедания воспрещается[[12]].

 

Но наиболее серьезный запрет к усыновлению содержала ст. 145, где говорилось, что «усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющего есть собственные законные и узаконенные дети»[[13]].

 

Большое значение в развитии законодательства, посвященного усыновлению, стал Закон от 12 марта 1881 года “О детях усыновленных и узаконенных”[[14]]. Этот закон впервые допускал возможность узаконивать и усыновлять незаконнорожденных детей, что являлось шагом вперед при защите их прав.

 

Вместе с тем Закон  вводил некоторые ограничения. Так, усыновлять разрешалось лишь тем, кто не имел собственных или узаконенных детей, за исключением мещан и сельских обывателей. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет и т.п.

 

Сама же процедура  усыновления, существовавшая в России в конце 19 века, была достаточно сложной. Она определялась Уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя. Даже для дворян она была непростой и состояла из нескольких этапов:

 

- составление акта  об усыновлении у нотариуса (ст. 166 Устава);

 

- представление этого  акта на разрешение окружного  суда по месту жительства усыновителя;

 

- утверждение этого  акта судебной палатой.

 

Согласно вышеуказанному Уставу, дела об усыновлении разрешались  окружным судом «по выслушиванию заключения прокурора»[[15]].

 

Таким образом, в русском  дореволюционном праве усыновление  регулировалось законами, которые весьма подобно определяли правила усыновления  для каждого сословия особо.

 

Институт усыновления  в законодательстве советского периода прошел определенную эволюцию. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года категорически запрещал усыновление.[[16]] Ст. 183 этого Кодекса гласила: «С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведение после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновленных»[[17]]. Усыновленные ранее дети приравнивались в правах к родным.

 

Однако, жизнь показала, что такой институт необходим. Во-первых, первая мировая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи и родителей. Во-вторых, революционное  брожение, концентрация внимания на вопросах политической борьбы в 1917 году, являлось отвлекающим фактором от заботы о детях, что привело к развитию детского бродяжничества, принявшего затем столь громадные размеры в эпоху гражданской войны и голода.

 

Эти и другие причины  требовали возрождения института усыновления. Поэтому еще до принятия второго по счету семейного кодекса был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 года «Об изменении Кодекса Законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая по своему содержанию глава - пятая, посвященная специально усыновлению[[18]].

 

В 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, в котором институту усыновления  уделялось сравнительно мало внимания, тем не менее, появились правовые нормы, которые регулировали правоотношения в области усыновления.

 

Нормы Кодекса, касающиеся усыновления, с одной стороны, имели  традиционный характер, касающиеся усыновления, с другой - имели свои особенности, порожденные временем, а в чем-то даже делали шаг вперед.

 

В годы Великой Отечественной  войны усыновление детей, потерявших своих родителей и семью, приняло  массовый характер и стало своеобразным символом проявления патриотизма и  героизма. Жизнь требовала совершенствования  законодательства по усыновлению. С  этой целью в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении»[[19]].

 

Кодекс о браке и  семье РСФСР 1969 года достаточно подробно урегулировал отношения, связанные  с усыновлением и институт усыновления (удочерения) стал регулироваться нормами специальной главы.

 

В кодексе стал фигурировать термин «усыновление» и термин «удочерение», что предусматривает усыновление  детей обоего пола.

 

Институт усыновления  сохранился и приобрел много новых  черт и в Семейном кодексе Российской Федерации. Глава 19 СК РФ регламентирует условия, порядок и правовые последствия усыновления.

 

Под интересами детей  при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных  условий (как материального, так  и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье.

 

В настоящее время  внимание к усыновлению не ослабевает. Мало того, необходимость более тщательной правовой разработки острых с точки зрения практики и теории проблем усыновления становится все более очевидной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Понятие и условия  усыновления

 

 

 

Усыновление как общественное явление есть одно из оснований образования  семьи наряду с браком, фактическим воспитанием и рождением. Это происходит в том случае, когда одинокие мужчина или женщина усыновляют ребенка (детей). Если же ребенка усыновляют супруги, то новая семья не образуется, ребенок принимается в сложившуюся семью, основанную на браке. Различие этих двух видов усыновления видится в том, что в первом случае ребенок войдет в родственный союз усыновителя или усыновительницы, а во втором – в родственный союз обоих супругов.

 

Семейный кодекс РФ не содержит легального определения усыновления. Однако исходя из анализа норм семейного законодательства наиболее полное определение дано Л.М. Пчелинцевой. Итак под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.[[20]] При этом усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

 

а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;

 

б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка  с его родителями и другими  родственниками по действительному  кровному происхождению.

Информация о работе Усыновление(удочерение) по семейному кодексу Рф