Усыновление(удочерение) по семейному кодексу Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:47, реферат

Описание работы

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на это особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Файлы: 1 файл

super.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

§3. Порядок усыновления

 

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством[[42]]. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

 

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, определены Федеральным  законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ[[43]].

 

Аналогичные мероприятия  предусмотрены и законодательством  ряда субъектов РФ[[44]].

 

Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

 

Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК органами опеки и  попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению  вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти[[45]].Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

 

Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121—123, 125, 140, 142, 145, 147, 150—151 и др.), в ГК (ст. 31—41), ГПК (ст.270--272), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

 

В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений  органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы должны решаться в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей выполняются муниципальными отделами (департаментами) образования, входящим в структуру местной администрации.

 

Поскольку проблема детской  беспризорности, обездоленности, сиротства  при живых родителях приобрела  глобальный размах, законодатель в целях содействия по выявлению этих детей и устройству их судьбы, обязал должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и иных учреждений, а также всех граждан, располагающих сведениями об этих детях, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по фактическому местонахождению ребенка. Обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто сможет располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. После получения таких сведений органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни ребенка. Оно преследует цель выяснения действительной обстановки, знакомство с ребенком, с условиями, в которых он находится. Такое обследование носит характер первичного. Его результаты оформляются двумя документами: актом обследования и заключением. Акт обследования содержит информацию о проведенной работе, об установленных фактах, описывает условия, в которых находится ребенок. Заключение же обобщает все факты и содержит сделанные на основе проведенного первичного обследования выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка. Форму устройства органы опеки и попечительства избирают индивидуально для каждого ребенка с учетом выявленных обстоятельств. Статья 123 Семейного кодекса гласит, что для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, они могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.

 

Данные о ребенке  заносятся в журнал первичного учета  установленной формы. Кроме того, после проведения первичного обследования условий жизни ребенка органы опеки и попечительства обязаны принять меры по охране имущества ребенка; составить его опись.

 

Пункт 2 статьи 122 Семейного  кодекса обязывает руководителей  воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщать органам опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. За нарушение указанного срока на вышеперечисленных лиц налагается административная ответственность в порядке статьи 5.36 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа.[46] Органы опеки и попечительства в течение месяца при получении сведений, указанных в пункте 1 и 2 статьи 122 Семейного кодекса обеспечивают устройство ребенка.

 

Федеральным Законом  « О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года пунктом 3 статьи 122, изложенным в новой редакции, был отменен централизованный порядок учета детей и введен учет детей в государственном банке данных. Статья 2 этого Закона указывает, что до введения в действие Федерального Закона о порядке формирования и пользования государственным банком данных (а он еще не введен), необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».[[47]]

 

15 марта 2001 года был  принят Федеральный закон «О  государственном банке данных  о детях, оставшихся без попечения  родителей»[48], который определяет  его формирование и пользование.  Согласно данному Закону государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей есть совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и представление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свою семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.

 

В данном нормативном  акте обозначены цели формирования и  использования государственного банка, данных о детях. Такими целями являются:

 

1). осуществление учета  детей, оставшихся без попечения  родителей;

 

2). оказание содействия  в устройстве детей на воспитание  в семьи граждан РФ, постоянно  проживающих на территории РФ;

 

3). создание условий  для реализации права граждан,  желающих принять детей на  воспитание в свои семьи, на  получение полной и достоверной информации о детях.

 

Государственный банк данных о детях создается в целях  систематизации и упрощения процедуры  усыновления в России. Данный банк наглядное отображение действительности, основной способ осуществления учета  детей-беспризорников. Немаловажным является и то, что государство в лице государственного банка данных о детях выполняет свое обязательство по обеспечению законных прав и интересов граждан.

 

В продолжение вышеуказанной  мысли следует заметить, что формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации. Абзац 3 пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации указывает, что ни одно физическое либо юридическое лицо не вправе подменять органы опеки и попечительства в их деятельности по устройству детей. Эта мера необходима потому, что существование фактов продажи детей для усыновления неоспоримо. Вехой нашего времени стала и деятельность международных организаций по посредничеству в усыновлении детей, естественно, за определенную плату. А поскольку это явление приобретает размах национальной трагедии, законодатель ввел специальную статью, регулирующую данный вопрос.[[49]] Статья 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени, и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается».

 

Законодатель перечисляет, деятельность каких органов не является посреднической. Это:

 

• Органы опеки и попечительства;

 

• Органы исполнительной власти. Поскольку закон не уточняет, какого уровня органы исполнительной власти могут заниматься деятельностью по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, думается, что это правило необходимо толковать расширительно. Значит, данной деятельностью вправе заниматься федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации;

 

• Органы или организации  по усыновлению детей, специально уполномоченные на то иностранными государствами и  осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации в силу международного договора либо на основе принципа взаимности.

 

Контроль за деятельностью  иностранных органов и организаций  по усыновлению детей на территории Российской Федерации, а также порядок  ее осуществления курируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

 

Органы, наделенные полномочиями по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не вправе в своей деятельности преследовать коммерческие цели. Пункт 4 анализируемой статьи указывает: «Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации». В качестве таковой выступает статья 5.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ и статья 154 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей в виде штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев.

 

Если по истечении  месяца со дня первичной регистрации по фактическому месту жительства ребенок не был передан на воспитание в семью, то орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта, подбирают детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

При отсутствии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения  родителей, на воспитание в семью, он направляет копию анкеты ребенка  и его фотографию в Министерство образования Российской Федерации для постановки на федеральный учет с целью оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Информация о работе Усыновление(удочерение) по семейному кодексу Рф