Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:29, контрольная работа
Россия, в силу исторических особенностей ее развития, стала полноправной участницей большинства международных финансовых организаций, а соответственно и международных финансовых отношений лишь в 90-х годах прошлого века . В советский период была сформирована социалистическая валютная система, которая не была интегрирована в международную валютную систему капиталистических стран и характеризовалась абсолютной валютной монополией государства.
Введение_____________________________________________________3
1. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля_________________________________________________________5
2. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия ___________________________________10
3. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции________________________________14
Заключение__________________________________________________19
Список использованной литературы
Институт подготовки
государственных и
Заочно-сокращенная форма обучения
Юридический факультет
Кафедра административного и финансового права
Контрольная работа
Задание №6
«Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе».
Подготовил:
План:
Введение______________________
1. Понятие и правовая основа
валютного регулирования и
2. Органы валютного
3. Особенности лицензирования
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Россия, в силу исторических особенностей ее развития, стала полноправной участницей большинства международных финансовых организаций, а соответственно и международных финансовых отношений лишь в 90-х годах прошлого века1. В советский период была сформирована социалистическая валютная система, которая не была интегрирована в международную валютную систему капиталистических стран2 и характеризовалась абсолютной валютной монополией государства.
С переходом России к рыночной экономике ключевой тенденцией развития валютного законодательства стала его либерализация и отказ от государственной валютной монополии. Граждане и юридические лица стали полноправными участниками внешнеэкономической деятельности, а соответственно и валютных отношений.
Обозначенные тенденции
9 октября 1992 г. был принят Закон РФ N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"3 (документ утратил силу), которым были заложены правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в современной России.
Указанный закон определил принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Закон претерпел несколько редакций и утратил силу в связи с принятием 10 декабря 2003 г. нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон № 173-ФЗ)4.
В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ5 валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации, то есть законы в данной сфере принимаются Государственной Думой и в силу п. "в" ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, а подзаконное регулирование осуществляется государственными органами, наделенными соответствующей компетенцией в силу закона.
Валютное регулирование
представляет собой одно из направлений
государственного регулирования экономики,
определяемого как процесс
Установление соответствующих рамок валютных отношений преследует целый ряд целей: поддержание стабильного курса национальной валюты, обеспечение бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма государства, поддержание стабильного платежного баланса, предупреждение и пресечение правонарушений в сфере финансов.
В юридической литературе встречается позиция, согласно которой валютное регулирование наряду с пруденциальным регулированием образуют банковское регулирование, то есть систему правовых норм государственно-властного характера, имеющих целью упорядочение банковской деятельности6.
Так, Н.Ю. Ерпылева выделяет два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. В качестве задач валютного регулирования автор отмечает проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов вкладчиков7.
Следует лишь уточнить, что круг субъектов, на которых направлено пруденциальное и валютное регулирование, неодинаков, а в случае с валютным регулированием он не ограничивается лишь банками.
Традиционно деньги являются чисто национальным институтом, поскольку изначально зона их хождения была ограничена территорией государства, а законодательная власть определяла порядок выпуска и хождения денежных знаков. Однако в условиях глобализации понятие денег (валюты) эволюционирует, особенно в свете появления Европейского союза и наднациональной денежной единицы - евро. Деньги в этой связи более не могут отождествляться исключительно с национальной государственной территорией.
На рубеже веков интеграционные экономические процессы усилились в различных регионах мира: на постсоветском пространстве было образовано новое межгосударственное объединение - СНГ; в западном полушарии начала функционировать Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), основанная на модели Европейского Сообщества, объединившая Канаду, США и Мексику, в рамках которой многими специалистами предвещалось образование единой валютной зоны8 на базе Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки образуется Экономическое сообщество, в рамках которого используется общая валюта - Франк КФА, имеющая хождение также и на территории Западноафриканского экономического и валютного союза; государства Азиатского региона также предпринимают реальные шаги к созданию собственного валютного объединения.
Таким образом, отход от протекционистских
методов в экономике
Что касается валютного регулирования, то оно представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования - Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.
В свою очередь валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы).
Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль преследуют единую глобальную цель - защита внутреннего валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.
Некоторые правоведы относят валютное регулирование к предмету валютного права, которое рассматривается ими как комплексная отрасль национальной правовой системы10. Другие исследователи оценивают валютные правоотношения с финансово-правовых позиций как элемент финансово-правового регулирования11, а соответствующие отношения - в системе финансового права12.
Однако наиболее обоснованной представляется точка зрения тех авторов, которые рассматривают разноотраслевые правовые нормы, регулирующие валютные отношения, в системе валютного законодательства13.
Валютное законодательство в силу ст. 4 Закона № 173-ФЗ состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов14.
Кроме того, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, непосредственно применяются к валютным отношениям, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства.
В контексте Закона № 173-ФЗ под "валютным регулированием" следует понимать деятельность государственных органов, в первую очередь, Центрального Банка России и Правительства РФ, направленную на установление, регламентирование порядка совершения валютных операций.
Под "валютным контролем" следует понимать осуществление государственными органами надзора за совершением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - физическими лицами валютных операций, целью которого является контроль за соблюдением валютного законодательства. Обратим внимание, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с комментируемым с Законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.
Принципы валютного
Следует отметить, что раннее действовавший Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 ни в одной из своих редакций не содержал положений, устанавливающих принципы валютного регулирования и валютного контроля
В связи с этим часто на практике возникали коллизии как при толковании, так и при применении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Под понятием "принципы валютного
регулирования", как правило, понимаются
установленные законодателем
В ст. 3 Закона 173-ФЗ рассматривается
пять основополагающих начал в области
валютного регулирования и
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного
вмешательства государства и
его органов в валютные
3) единство внешней
и внутренней валютной
4) единство системы
валютного регулирования и
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Пункт 1 ст. 5 Закона N 173-ФЗ устанавливает два органа валютного регулирования:
1) Банк России;
2) Правительство РФ.
Полномочия каждого органа валютного
регулирования четко
Так, ЦБ РФ вправе издавать нормативные акты, устанавливающие:
- порядок и условия биржевых
торгов иностранной валютой (по
- единые формы учета и
- порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (п. 2 ст. 9 Закона N 173-ФЗ);
- требования для кредитных
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе