Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:29, контрольная работа
Россия, в силу исторических особенностей ее развития, стала полноправной участницей большинства международных финансовых организаций, а соответственно и международных финансовых отношений лишь в 90-х годах прошлого века . В советский период была сформирована социалистическая валютная система, которая не была интегрирована в международную валютную систему капиталистических стран и характеризовалась абсолютной валютной монополией государства.
Введение_____________________________________________________3
1. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля_________________________________________________________5
2. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия ___________________________________10
3. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции________________________________14
Заключение__________________________________________________19
Список использованной литературы
- требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (п. 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ);
- порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов (п. 2 ст. 13 Закона N 173-ФЗ);
- порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом - резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета (п. 2, 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ);
- порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов (п. 8 ст. 14 Закона N 173-ФЗ);
- единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (п. 1 ст. 20 Закона N 173-ФЗ).
Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие:
- порядок представления юридическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ);
- порядок ввоза и пересылки в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 5 ст. 15 Закона N 173-ФЗ).
По общему правилу, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона N 173-ФЗ). Исключения составляют валютные операции, которые регулируются Правительством РФ и Банком России.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
Следует обратить внимание, что Правительство РФ хотя и осуществляет валютный контроль, но не является органом валютного контроля. В то же время Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля и органов валютного контроля с Банком России. Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 "О Правительстве Российской Федерации"15. Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, в настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе16 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов".
Агентами валютного контроля являются:
- уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
- государственная корпорация "Банк
развития и
- не являющиеся уполномоченными
банками профессиональные
- Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;
- территориальные органы
- территориальные органы ФНС России в пределах компетенции налоговых органов.
Как орган валютного контроля, Банк России контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.
Контроль за валютными операциями других участников валютных операций осуществляют в пределах своей компетенции иные органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
Особенности правового положения уполномоченных банков в валютных операциях. Уполномоченные банки при совершении валютных операций со своими клиентами выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями.
В ч. 1 ст. 13 Закона "О банках и банковской деятельности" (далее – Закон № 395-I)17 закреплено, что осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом № 395-I.
Банк России выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций при предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала (ч. 8 ст. 15 Закона № 395-I).
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензии на осуществление банковских операций выдаются без ограничения сроков их действия (ч. 5 ст. 13 Закона № 395-I).
По общему правилу, право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Причем при слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации, а при преобразовании банка в иную организационно-правовую форму указанный срок не прерывается (ч. 3 ст. 36 Закона № 395-I).
В качестве исключения право на привлечение денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:
1) размер уставного
капитала вновь
2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ч. 5 ст. 36 Закона № 395-I)18.
Причем следует учитывать, что применительно к лицензированию привлечение средств физических лиц во вклады подразумевает и открытие банковских счетов, т.е. в данном случае действует принцип приоритета экономического содержания над правовой формой.
Банковские лицензии являются типовыми.
Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
1) лицензия на осуществление
банковских операций со
2) лицензия на осуществление
банковских операций со
При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
3) лицензия на привлечение во
вклады и размещение
Данная лицензия может быть выдана банку только одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
4) в качестве исключения - лицензия
на привлечение во вклады
5) также в качестве исключения
- лицензия на привлечение во
вклады денежных средств
Созданной путем учреждения небанковской
кредитной организации в
1) лицензия на осуществление
банковских операций со
Данная лицензия дает право осуществлять РНКО следующие банковские операции:
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассацию денежных средств,
векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое
- куплю-продажу иностранной
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
2) лицензия на осуществление
банковских операций со
Данная лицензия дает право осуществлять НДКО следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
- размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме от своего имени и за свой счет;
- выдача банковских гарантий.
Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
1) лицензия на осуществление
банковских операций со
2) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
3) лицензия на привлечение денежных средств физических лиц в рублях;
4) лицензия на привлечение
денежных средств физических
лиц в рублях и в иностранной
валюте. Эта лицензия может быть
выдана банку при наличии
5) генеральная лицензия.
Данная лицензия может быть
выдана банку, имеющему
Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии, поэтому она относится к лицензиям, расширяющим деятельность банка.
При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензий на привлечение денежных средств физических лиц в нем проводится тематическая инспекционная проверка в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 395-I.
При рассмотрении вопроса
о выдаче генеральной лицензии -
комплексная инспекционная
Небанковская кредитная
организация может расширить кр
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе