Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель работы – анализ института международно-правовой ответственности с теоретической точки зрения.
В соответствии с целью работы рассмотрению подлежат следующие задачи:
1) Раскрыть понятие международно-правовой ответственности;
2) Определить основания возникновения международно-правовой ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность государств;
3) Раскрыть виды и формы международно-правовой ответственности;
4) Изучить международно-правовую ответственность субъектов международного права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1. Понятие института международно-правовой ответственности 5
1.2. Основания возникновения международно-правовой ответственности 9
1.3. Виды и формы международно-правовой ответственности 12
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 18
2.1. Ответственность государств 18
2.2. Ответственность международных организаций 21
2.3. Ответственность физических лиц 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. Оно характеризуется следующими признаками:
- противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия;
- вред (ущерб – международное право не делает различия) – это любое противоправное поведение, противоречащее защищаемым международным правом законным интересам государства. Ущерб бывает материальным и не материальным;
- причинная связь между противоправным поведением и ущербом позволяет установить причастность государства к наступившим вредным последствиям;
- вина достаточно спорный в науке международного права признак международного правонарушения. Однако, по нашему мнению, она имеет место в системе признаков международного правонарушения.
Вину, как признак международного правонарушения, необходимо понимать как оценку характера поведения государства-правонарушителя со стороны международного сообщества.
Процессуальные
основания ответственности
Также существуют обстоятельства, освобождающие от ответственности
Освобождение от ответственности – это снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.
К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, традиционно относится вина самой потерпевшей стороны. Эта вина может выразиться в совершении действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного действия другого субъекта, а также в форме грубой небрежности или упущения самой потерпевшей стороны10.
Например, государство
получает информацию о готовящейся
провокационной акции в отношении
его посольства, но не сообщает об этом
властям страны пребывания посольства.
Ответственность государства
К освобождающим
от ответственности
Высказывается точка
зрения, что к обстоятельствам, освобождающим
от ответственности, следует относить
состояние крайней
Освобождающие от ответственности
обстоятельства следует отличать от
фактов и действий, которые исключают
квалификацию деяния в качестве деликтного,
хотя в результате этого деяния и
была нарушена норма международного
права. К ним относятся согласие
потерпевшей стороны на совершение
действия, повлекшего правонарушение,
допускаемое международным
Комиссия международного
права ООН считает
1.3. Виды и формы международно-правовой ответственности
Международно-правовая ответственность выражается в определенных видах и формах.
Существует два вида международно-правовой ответственности государств – политическая (нематериальная) и материальная.
Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности является реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством санкций.
Санкция – мера принуждения, которая применяется к государству, нарушившему международные обязательства. Эта форма ответственности может быть применена как государствами, так и международными организациями. Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда.
К государству-агрессору могут быть применены следующие меры:
- временное ограничение суверенитета;
- отторжение части территории;
- послевоенная оккупация;
- полная или частичная демилитаризация всей или части территории;
- запрет иметь то или иное вооружение;
- экономическая блокада;
- приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных отношений.
Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организации. Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации. При этом следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие11.
Реторсии – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого с целью восстановления нарушенных прав. Например, отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций и.т.д.
Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.
Репрессалии – это
правомерные принудительные действия
одного государства против неправомерных
действий другого государства с целью
восстановления нарушенного права. При этом восстановление
должно быть равным тому объему вреда,
который был причинен. Репрессалии могут
выражаться в виде разрыва дипломатических отношений,
запрета на вывоз товаров и услуг с территории государства-
В 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе. При этом репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время международное право запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии12.
Сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. То есть принесение извинений с принятием мер к предотвращением повторения нарушения. Например, официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем и др. Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.
Ресторация – это восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по вине государства13.
Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера – исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г14.
Материальная ответственность
Репарации – возмещение материально ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репарации, как правило, значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд.долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом15. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.
Реституция – восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст.75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций»16.
Компенсация – форма возмещения, при которой государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией17. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду в размере, в котором она установлена.
Проценты начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства18.
Субституция – это разновидность реституции, замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и.т.п. другим имуществом.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что существует два вида ответственности: материальная и нематериальная. К материальной ответственности относятся репарация, реституция, субституция и компенсация. К нематериальной ответственности относятся санкция, реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация и такие особые формы ответственности, как приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ
1.1. Ответственность государств
В международном праве, регулирующем прежде всего международные взаимоотношения государств, под ответственностью государства, именуемой международной ответственностью, понимаются неблагоприятные юридические последствия для государства, совершившего международно-противоправное деяние. В свою очередь в международном праве в соответствии с общей теорией права эти неблагоприятные последствия для государства обозначаются термином «санкция », в данном случае – международно-правовая санкция19.
В последние годы, начиная с 1969 г., кодификацией и прогрессивным развитием норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, которая разработала часть соответствующего проекта статей, касающуюся оснований международной ответственности государств, и продолжает работать над другими частями проекта, касающимися, в частности, видов и форм международной ответственности государств. Сердцевиной всего проекта является его глава первая, озаглавленная «Общие принципы». Это основополагающего характера исходные нормы, которым должны соответствовать все остальные нормы. Их четыре:
Информация о работе Анализ института международно-правовой ответственности