Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа
Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами.
Сейчас, современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы различных государств. Для этого существуют межгосударственные экономические организации, которые являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика «Большой восьмерки» как
международной организации ……………………………………….. 5
Глава 2. История возникновения и этапы развития ………………………… 8
Глава 3. Механизм деятельности «Большой восьмерки»
в мирохозяйственных связях ……………………………………….. 11
Глава 4. Участие России в деятельности «Большой восьмерки» ………….. 14
Заключение ……………………………………………………………………. 16
Библиографический список ………………………………………………….. 18
Глава 3. Механизм деятельности «Большой восьмерки» в мирохозяйственных связях
Все вопросы, рассматриваемые на саммитах «Группы», обусловили новую задачу мирового сообщества - обеспечение международной безопасности, которая подразумевает создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международных уровнях. Данная ситуация и способствовала формированию механизма решения международных проблем «Восьмеркой» путем переговорных процессов, сотрудничества стран, объединения усилий.
Одной из центральных тем саммитов «Большой восьмерки» является мировая энергетика. Сложность обсуждения данной темы обусловлена национальными интересами стран-участниц «клуба» и непростой задачей обеспечения международной энергетической безопасности. Дестабилизирующими факторами в ее обеспечении являются: растущий спрос на энергоресурсы, ужесточение борьбы за доступ к ним, зависимость от политики стран-членов ОПЕК, колебания цен на энергоносители, одновекторная политика стран-импортеров и, сталкивающиеся с ними интересы стран-экспортеров, а также проблемы окружающей среды.
Зависимость человечества от энергоресурсов порождает проблемы освоения новых месторождений и добычи сырья, перспективных технологий и необходимых инвестиций, поиска других источников энергии, повышение энергоэффективности. Общими задачами в сфере международной энергетической безопасности для мирового сообщества страны «Большой восьмерки» определили повышение энергоэффективности экономик и целевой переход на возобновляемые источники энергии.
В вопросе защиты окружающей среды каждая из стран свободна в выборе своего варианта действий: будет ли это сотрудничество правительства с бизнесом по вопросам сокращения выбросов или преференциальные программы для предприятий, переходящих на использование энергоэффективных технологий; государственное финансирование соответствующих научных проектов и неукоснительное соблюдение требований Киотского протокола, либо сотрудничество с другими странами и обмен опытом, все это представляет, по крайней мере, реальные шаги по урегулированию экологической проблемы.
Деятельность «Большой
Механизм деятельности «Большой восьмерки» основан на постоянных консультациях и координации деятельности стран-участниц, выстраивании совместных позиций сторон. В силу экономического влияния членов «клуба», международное сообщество в лице других государств, а также международных организаций внимательно следит за деятельностью «Группы», реагируя либо желанием к сотрудничеству, либо критикой. Таким образом, растущая взаимозависимость государств, сделала невозможным решение «внутренних» экономических, финансовых, торговых и экологических проблем без усиления диалога, как стран-участниц друг с другом, так и без их сотрудничества с «третьим миром». Как результат всех тенденций в мировой экономике, все большее значение приобретает механизм сотрудничества, конструктивного диалога, оперативное реагирование на вновь возникающие проблемы, подключение к этим процессам самых разных участников – будь то отдельные государства или международные организации.5
Отсутствие бюрократических процедур, жесткого регламента работы и принятия решений, позитивно отличает «Большую восьмерку» от других международных институтов: позволяет ей более адекватно и эффективно формировать повестку дня, привлекая, по необходимости, дополнительные ресурсы (информационные – проведение тематических форумов, финансовые – МВФ, МБРР; консультационные – представителей других государств, играющих важную роль в тех или иных вопросах и т.д.). И хотя механизм «добровольного принятия обязательств» участниками «клуба» снижает эффективность его деятельности в целом, он, тем не менее, своей сущностью компенсирует недостатки механизмов деятельности других международных институтов, выступая, тем самым, дополнительным инструментом при решении глобальных проблем.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что «Большая восьмерка» стремиться не дублировать международные организации; она, как правило, предлагает определенный механизм рассмотрения важных международных вопросов, вырабатывает новые пути решения и формирует новый уровень международного сотрудничества.
Глава 4. Участие России в деятельности «Большой восьмерки»
Растущее вовлечение России в международное сотрудничество в различных областях предполагает активное использование механизмов многостороннего диалога и взаимодействия, в том числе столь важного форума, как "восьмерка".
Россия имеет свою, особую роль в «Восьмерке», что обуславливается ее вкладом в решение таких важных международных проблем, как энергетическая безопасность, помощь развитию беднейших стран, вопросы окружающей среды. Нельзя не сказать о прочных связях России с рядом динамично развивающихся стран, что не может не принести пользу «Группе» в целом, давая дополнительный импульс для развития механизма переговоров и консультаций.
Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе: его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая - в формате "восьмерки" с участием в качестве равноправного партнера российского Президента. Важным этапом дальнейшего становления "восьмерки" стал саммит 1995 г. в Галифаксе. Одним из его результатов явилось налаживание практического взаимодействия по ряду глобальных проблем: борьба с международным терроризмом и оргпреступностью.
Сотрудничество России с партнерами поднялось на качественно новый уровень в результате "саммита ведущих индустриальных государств" в Лионе (июнь 1996 г.).
В Лионе Россия впервые подключилась в полном объеме к выработке решений по "глобалистике", а весь "глобалистский" раздел вошел в итоговый документ "восьмерки".
Дальнейшим укреплением положения России в "восьмерке" был отмечен саммит в Денвере в июне 1997 года от начала и до конца проходивший как встреча "группы восьми" полноправных участников. Показательно, что хозяева встречи попросили именно Президента Российской Федерации открыть дискуссию лидеров.
В Денвере западные партнеры признали, что Россия «завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой».
В 1998 году в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 года по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
В 2002 году на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем».6
Подводя итог, важно отметить, что роль России в группе стран "Большой восьмерки" растет год от года, чему способствует стабильная экономика РФ, накопленные резервы и рост мировых потребностей в энергоресурсах.
Заключение
Итак, в результате исследования темы: «Большая восьмерка», ее место и роль в регулировании мирохозяйственных связей можно сделать ряд выводов.
Ежегодные встречи глав государств и правительств, министров финансов стран «Большой восьмерки» составляют важный элемент механизма регулирования мирохозяйственных связей мировой экономики в условиях глобализации.
Возникновение и развитие «
Следует
признать, что «Большая восьмерка»
обладает немалыми
Вместе с тем, необходимо отметить, что при постановки и обсуждения вопросов, включаемых в повестку заседаний глав восьми государств, что формирование решений носит иногда спонтанный характер, что скорее объясняется весьма разномасштабными и разноуровневым проблемы, которые в известной степени случайны, а заинтересованность стран в них неравнозначна. В результате нет единства, в ее работе проявляются те же недостатки, что и в большинстве других организаций: пробуксовывает процесс принятия решений, не выполняются обязательства и т.п. При этом чем больше функций она берет на себя, тем очевиднее становятся эти недостатки. В целом «Большая восьмерка» пока не готова взвалить на себя весь груз ответственности за глобальные проблемы. Поэтому залогом ее эффективности должна стать закрепленная схема взаимодействия с другими организациями и государствами. Без их поддержки многое из задуманного в рамках «восьмерки» может постичь неудача.
Библиографический список
М.: Юрист. 2006. – 362 с.
2. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. –
Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007. – 215 с.
3. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб.
пособие / Под общей ред. Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А.
– М.: Экономист. 2008. – 298 с.
экономического развития стран// Мировая экономика в ХХI веке:
состояние, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов (в 2-х частях). –
М.: Дипломатическая академия МИД России «Научная книга», 2006, ч.1
5. Зевин Л.З., Хейфец Б.А. Россия и развивающиеся страны: поиск новых
путей экономического взаимодействия // МЭ и МО. – 2006. - № 12. –
С. 13-23.
6. Ломакин В.К., Мировая экономика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с.
7. Райзберг Б.А., Курс экономики. – М.: Инфра-М, 2007. – 712 с.
8. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. – М.: изд-во
«Международные отношения», - 2006. – 454 с.
1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юрист. 2006. – С. 158
2 Ломакин В.К., Мировая экономика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 426
1 Ломакин В.К., Мировая экономика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 433
4 Шреплер Х.А. Международные экономические организации. – М.: «Международные отношения», - 2006. – С . 215
5 Запруднова Л.А. Деятельность «Большой восьмерки» в сфере экономического развития стран// Мировая экономика в ХХI веке: состояние, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов (в 2-х частях). – М.: Дипломатическая академия МИД России «Научная книга», 2006, ч.1- С.105
6 Зевин Л.З., Хейфец Б.А. Россия и развивающиеся страны: поиск новых путей экономического взаимодействия // МЭ и
МО. – 2006. - № 12. – С. 13-23.
Информация о работе «Большая восьмерка», ее место и роль в регулировании мирохозяйственных связей