Демография РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом.

Файлы: 1 файл

Демография.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003г. С.82.

* без учета данных  переписи 2002 г.

 

 

 

 

Самыми высокими темпами  прироста населения являются государства  Африки и некоторые государства  Юго-Западной Азии. Одним из мировых  лидеров по показателям убыли населения является Россия, численность населения которой в конце 90-х годов сокращалась на 0,3% ежегодно и составила, по данным переписи 2002 г., - 145,2 млн. человек.

 

Численность населения  России по данным переписей населения

(млн. человек) (рисунок  1)

 

 

      Состав населения по полу – распределение населения на мужчин и женщин. Определяется численность женщин (мужчин), приходящихся на 100 или 1000 мужчин (женщин). В течении XX в. доля женщин в общей численности населения России составляла 53-54%, только в 50-е и 60-е годы этот показатель был равен 55%. В 2003 году в населении России женщины составляют 53%, их численность на 9,5 млн. человек больше, чем мужчин. В России живет 76,3 млн. женщин и 66,8 млн. мужчин.

 

Численность мужчин и  женщин в России в 1959-2003 гг.

Годы

Все население, млн. человек

В том числе

В % от численности  населения

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1959

117,5

52,4

65,1

45

55

1961

120,8

54,2

66,6

45

55

1970

129,9

59,1

70,8

45

55

1979

137,4

63,2

74,2

46

54

1981

139,0

64,3

74,7

46

54

1989

147,0

68,7

78,3

47

53

1990

147,7

69,1

78,6

47

53

1992

148,3

69,5

78,8

47

53

1995

147,9

69,5

78,4

47

53

1997

147,1

69,0

78,1

47

53

1998

146,7

68,8

77,9

47

53

1999

146,3

68,6

77,7

47

53

2000

145,6

68,2

77,4

47

53

2001

144,8

67,8

77,0

47

53

2003

143,1

66,8

76,3

47

53


 

 

Динамика числа родившихся и умерших в России

(тыс. человек) (рисунок  2)

 

 

 

 

Динамика показателей  естественного движения населения  России, ‰.(рисунок 3)

 

В России в 20 веке резко снизился коэффициент  естественного прироста населения. Его размер за  1993-2002 гг. изменился с –1,5 до –6,5 ‰ в целом для всего населения, а для городского населения с –1,7 до –6,1 ‰, для сельского – с –0,9 до 7,8 ‰ (см. рис 2). Общая численность населения России сократилась на 5,2 млн. человек (в среднем 523 тыс. человек год), городское население сократилось на 4,7 млн. человек (в городской местности живут 73% россиян), а сокращение численности сельского населения составило 0,6 млн. человек (см. рис 1).

 

 

 Россия – уникальная страна, более чем 100 народов и народностей, проживающих сегодня в пределах Российской Федерации, не только сохранились, но и имеют все возможности для гармоничного развития, и в этом смысле очень актуальна фраза Ильина: «Сколько народов Россия приняла, столько и сохранила». И в этой связи хочется сказать, что среди более чем 100 народов, 30, так или иначе, считают себя духовно или культурно близкими к исламской цивилизации, исламской культуре.             Ключом к пониманию такой многоаспектной проблемы, как межрелигиозные и межнациональные отношения, является не только дух наших традиционных религий, зовущих людей к поиску мира и согласия. Самое главное, они проверены временем, многовековой историей наших религиозных традиций, наших вероучений. Основной закон нашего государства начинается с сакраментальной фразы: мы — многонациональный народ России. Это означает и русский, и татарский, и еврейский, и чеченский, и так далее. Ключевский в свое время говорил, что история России — это история колонизуемых народов. Сегодня Россия переживает очень важный, сложный период, который одни называют периодом перехода к некой новой формации, другие — духовного и культурного раскрепощения, третьи — формирования новых общественных институтов, формирования гражданского общества.  «Химически чистых» этносов сегодня нет. Какие бы сложные ни происходили сегодня в стране перемены, в результате этих перемен не должны пострадать исторически сложившиеся формы общежития между нашими народами и религиозными обществами.     

 Уникальность нашей страны  в том, что на протяжении веков она строилась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Поэтому взвешенная национальная политика всегда была важнейшей государственной задачей. Когда власть поощряла терпимость и взаимное уважение народов, населяющих Россию, страна процветала. Когда в национальной политике допускались ошибки – последствия были самые печальные.     Молодежь в нашей стране умная. Но, в отличие от зрелых людей, она не обладает опытом. Пропагандисты ненависти этим пользуются. Они указывают на реальные проблемы – экономические, социальные, культурные – и предлагают решения, которые выглядят очень простыми и понятными. Во всем якобы  виноваты инородцы, мигранты, национальные меньшинства – надо их выгнать, и все проблемы исчезнут. Мы должны объяснять молодому поколению, что это путь к разрушению страны. И одновременно наш долг – противопоставить экстремистским лозунгам положительную программу. Причем сформулировать ее тоже просто и понятно.  Иными словами – необходима государственная политика воспитания молодежи в духе толерантности и уважения к духовности других народов, к традиционным религиям. Эта политика должна проводиться как минимум со школьной скамьи.

 

 

     Мне представляется, что в рамках этой политики следовало  бы ввести в школах обязательный курс, посвященный истории традиционных для России религий. В этом случае дети будут знать, что во всех религиях одни и те же основы морали и ценности. Они поймут, что религия не разъединяет, а объединяет людей. В рамках такого курса было бы правильно показать, как традиционные религии России учат терпимости и взаимному уважению, как помогают друг другу и сотрудничают на благо всей страны. Это поможет ребенку понять, как жить в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия.           

Важным направлением в усилении национальной политики является государственное поощрение семьи  и традиционных семейных ценностей. Во-первых, крепкая семья на протяжении веков была опорой российского государства. Внутрисемейные связи увеличивали  стабильность на самом низовом уровне общества. Во-вторых, поощрение традиционных семейных ценностей поможет старшему поколению передавать свои знания и опыт молодежи. А это, в свою очередь, поставит дополнительный заслон на пути экстремистских идей. И, наконец, государственная поддержка традиционной семьи – это ключ к решению демографической проблемы, о которой так много сегодня говорят. А демографическая проблема – это заодно проблема миграции и обострения межнациональных отношений.        

Таким образом, целью национальной политики государства должно быть объединение усилий всех ветвей власти и общественных институтов в сохранении межнационального мира, согласия и общественно-политической стабильности в стране.

Национальная политика современного Российского государства, способность власти и общества в спокойной атмосфере осуществлять совместный поиск ответов на возникшие вопросы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений – исторический вопрос. Сегодня он во всей сложности справедливо увязывается с ежегодным посланием президента В.В. Путина. Представляя объективный анализ множества новых проблем и вызовов, с которыми сталкивается наша страна в современных условиях, глава государства не обошел молчанием и столь жгучий вопрос, каким является национальная проблема, проявления межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и противостояния.

         Говоря об угрозе международного  терроризма, Владимир Путин справедливо  выделил в числе причин, порождающих  это антисоциальное явление, "локальные  конфликты, зачастую на этнической почве", к которым "нередко добавляется межконфессиональное противостояние, навязываемое миру экстремистами самых разных мастей". Президент в одной короткой, но емкой фразе суммировал свою мысль следующими словами: "Знаю, что кое-кто очень бы хотел, чтобы Россия погрязла в этих проблемах и, как следствие, не могла бы решать ни одну из своих проблем полноценного развития". Достаточно четкое осознание главой государства всей остроты проблемы межнациональных отношений позволяет утверждать, что если Россия будет втянута в подобные конфликты и если они будут разворачиваться в масштабах страны, то вряд ли нам удастся обеспечить решение других жизненно важных программ поступательного развития, таких, как демографическая, обороны и безопасности страны, модернизации экономики, развития образования, здравоохранения и т.д.

          Действительно, террористическая  угроза, различного рода экстремистские  проявления, факты ксенофобии в  событиях последних лет в нашей  стране нередко получают этническую и межконфессиональную окраску. Время от времени наше общество становится свидетелем преступлений на национальной почве. К общему сожалению, участились случаи убийств и других актов насилия, порожденных национальной, конфессиональной и расовой неприязнью. Следует признать, что акты насилия, вызванные межнациональной, межконфессиональной и расовой нетерпимостью, в России не замалчиваются. Их решительно осуждают представители государственной власти, правоохранительные органы проводят расследования... Национальные проблемы и преступления на этнической почве, таким образом, остаются в объективе постоянного внимания руководства страны и демократических институтов гражданского общества. Однако следует признать, что многочисленные негативные факты и последующее их расследование нередко имеют малую эффективность. Подчас исполнителями преступных акций выступают введенные в заблуждение и управляемые несовершеннолетние лица. Особенность ситуации проявляется и в том, что нередко очевидные преступления на национальной почве представляются как мелкое хулиганство, встречаются случаи, когда в судах разбираются уголовные дела, пытаясь оправдать убийцу – обвиняют жертву. Важно, что причинами подобной ситуации является и неэффективная пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях. И, наоборот, экранизация насилия, жестокости, националистических высказываний лиц, обличенных функциями власти, механически приводит к росту этнической нетерпимости, ксенофобии.

          Говоря о проблемах межнациональных отношений и национальных меньшинств, мы не вправе забывать, прежде всего и о проблемах русского народа, права и интересы которого так же, как и других народов России, нуждаются в защите государства и общества. В советское время была единая система воспитания, образования и пропаганды. С раннего детства людям культивировалась идея патриотизма, интернационализма и дружбы народов. Общественные и государственные институты активно участвовали в деле воспитания толерантного поколения. С разрушением же Советского Союза, детских, молодежных и спортивных массовых организаций мы во многом потеряли накопленные десятилетиями ценности, пустили все на самотек. Подрастающее поколение в особенности молодежь оказались под жестким воздействием антисоциальных явлений (криминала, насилия, наркотиков, проституции, СПИДа и т.д.), институт семьи оказался подверженным кризису, в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные нашему обществу и культуре моральные ценности. Не случайно в своем Послании президент В.В. Путин, касаясь проблем призывников, справедливо отметил: "Сегодня огромное количество молодых людей призывного возраста имеют хронические болезни, пристрастие к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам".

                Что же делать в этой ситуации? Важно осознать, что национальная проблема многогранна, чрезвычайно сложна, ее решение требует мобилизации всего государственного аппарата, системы школьного и высшего образования, институтов гражданского общества. Национальная политика является актуальной как для имиджа нашей страны за рубежом, так и для внутренней стабильности России.

             На встрече с активистами молодежного  движения "Наши" в президентской  резиденции "Бочаров ручей"  Владимир Путин, касаясь проблем  ксенофобии и национальной нетерпимости, верно подчеркнул, что вне зависимости от вероисповедания и национальной, этнической принадлежности мы должны осознать, что мы заинтересованы друг в друге, мы все обязаны соблюдать закон и уважать национальные особенности, культуру наших народов. Нужна комплексная государственная программа по национальному вопросу, которая включала бы политические, правовые, духовно-культурные, экономические, институциональные вопросы. И в разработке контуров и основ такой программы в обязательном порядке должны участвовать состоявшиеся и зарекомендовавшие себя демократические институты гражданского общества, общероссийские этнические и конфессиональные организации.

            Межнациональные отношения очень  часто переплетаются с другими  жизненно важными направлениями нашей жизни, в том числе с демографической ситуацией, миграционной политикой, вопросами административного управления, укреплением безопасности и обороноспособности страны, а также внешними связями нашего государства (особенно на постсоветском пространстве).

           Возьмем развернутую программу  преодоления демографического кризиса  в России, впервые представленную  в Послании президента. Для решения  этой проблемы в числе других  задач предлагается проводить  эффективную и грамотную миграционную  политику. Приоритетным же направлением совершенствования миграционной политики отмечается привлечение из-за рубежа (прежде всего из стран ближнего зарубежья) наших соотечественников. При этом необходимо предпочтение отдавать русскому и русскоязычному населению, "стимулировать приток в страну квалифицированной миграции – людей образованных и законопослушных", уважительно относящихся к российской культуре и нашим национальным традициям.

            Безусловно, для успеха реализации  прагматичной миграционной политики нам необходимо продолжить работу в парламенте по созданию совершенной правовой базы в этой сфере. Государственная Дума РФ недавно отклонила законопроект о миграции и отправила его на доработку. Понятно, что нам не следует поспешно принимать неквалифицированные законы, а потом тратить годы на их исправление. Поэтому здесь, как говорили древние, надо спешить медленно. В то же время становится вполне очевидным, что для реализации национальной стратегии в области демографии и миграции нам необходимо уже в скором времени иметь закон, учитывающий всю сложность и многомерность миграционной и национальной политики.

Информация о работе Демография РФ