Демография РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом.

Файлы: 1 файл

Демография.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы мы наблюдаем  приток мигрантов не только из стран  ближнего зарубежья, которые в большей  или меньшей степени находились в сфере советской, российской культуры, русского языка и имели предпосылки для более или менее органичной интеграции в новую среду обитания. Вместе с тем многие мигранты прибывают уже из стран дальнего зарубежья (Афганистан, Китай, Вьетнам и т.д.), они преимущественно не знакомы ни с языком, ни с традициями, ни с культурой российского общества. Процесс их интеграции в российское общество сопряжен с еще большими усилиями, как со стороны этих мигрантов, так и со стороны властных и правоохранительных структур Российской Федерации. В этой связи следует отметить целый ряд направлений, на которых российские власти должны сосредоточить свое внимание с тем, чтобы дать отпор, как идеологии, так и практике ксенофобии, национального экстремизма и шовинизма. Прежде всего, от органов власти и общественных организаций еще больших усилий потребуется для воспитания у многонационального и многоконфессионального народа России чувства российской идентичности. Осознание того факта, что все мы граждане одного Отечества, патриоты России.

            Важным направлением комплексной национальной программы должна стать работа с молодежью, предусматривающая достойное образование и воспитание на принципах патриотизма, высокой духовности, толерантности, уважения культуры и обычаев других народов. Все наши программы, связанные с социально-экономическим развитием, дальнейшим курсом реформ, модернизацией Вооруженных сил, лишь тогда принесут успех, если мы осознаем, для кого все это делаем, то есть, доверяем молодежи сохранять наши традиции и принципы преемственности поколений.

В этой связи президент  правильно отметил, "что в школах надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи". И хотя это было сказано в контексте  подготовки призывников и дальнейшего реформирования Вооруженных сил, важность патриотического воспитания молодежи имеет одинаковое отношение и к вопросу борьбы с ксенофобией. И эта задача должна реализовываться в рамках соответствующей программы, разработку которой президент уже поручил правительству.

                В деле воспитания и образования  молодежи и подрастающего поколения  необходимо восстановить положительный  отечественный опыт прошлых поколений  и использовать позитивный опыт  зарубежных государств. При этом  в современном российском обществе должна возрасти роль общественных и конфессиональных организаций и объединений. В обязательную программу школьного и вузовского образования следует ввести уроки дружбы и культуры народов России и мира. В образовательном процессе в школах и вузах нужен интернациональный компонент, ориентированный на то, чтобы воспитать у молодежи понимание многонациональной и многокультурной природы Российского государства. Надо объективно показать вклад каждого народа и выдающихся деятелей этого народа в становление и укрепление нашей страны, нашей культуры, нашей науки, наших Вооруженных сил и нашей безопасности. Чрезвычайно важна также целенаправленная политика в этой сфере средств массовой информации и особенно телевидения.

         Следующей чрезвычайно важной проблемой является воспитание, как ни странно, у сотрудников органов правопорядка культуры межнационального общения и терпимого отношения к представителям других этнических и конфессиональных групп. Это в первую очередь относится к милиции, ОМОНу, представителям судебных органов власти и прокуратуры, которые непосредственно общаются с представителями разных национальных и расовых групп. В этом вопросе нам следует возродить лучшие советские традиции, воспользоваться мировым опытом, последовать примеру США, Великобритании и целого ряда других стран. Там для этих категорий государственных служащих и сотрудников правоохранительных структур проводят специальные тренинги и воспитательные занятия, им читают лекции и прививают правильные поведенческие ориентиры. Можно предложить и другие меры, которые могли бы у нас улучшить ситуацию в межнациональных отношениях.

         Взять, к примеру, национальный  состав милиции в крупных городах  и, особенно в регионах, где  компактно проживают национальные  меньшинства. Насколько власть учитывает особенности менталитета местного населения, его психологическую совместимость с участковыми, с другими представителями органов правопорядка в тех случаях, когда они представляют только один этнос? Национальная палитра правоохранительных структур в таких регионах должна быть "многоцветной". Это исключит недоверие населения к милиции, укомплектованной в массе своей представителями одного этноса.

            В меньшей степени эта проблема "совместимости" проявляется  в крупных городах. К счастью, советская практика предоставления муниципального жилья исключала возможность образования национальных анклавов. Полагаю, что появление рынка частного жилья не приведет к возникновению национальных кварталов, поскольку стоимость жилья в строящихся домах недоступна безденежным мигрантам. Но даже при такой ситуации разнонациональные милицейские патрули на улицах городов, участковые, следственно-оперативные сотрудники создадут психологическую связь между всем населением и органами правопорядка, поднимут их престиж, укрепят доверие к ним. Поскольку проблемы ксенофобии, этнического экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости являются серьезной угрозой внутренней безопасности Российской Федерации, то вполне закономерно, что составной частью государственной национальной политики должна стать эффективная работа российских правоохранительных органов и специальных служб. Основными направлениями реформы в деятельности правоохранительной системы должны стать: работа на упреждение, то есть своевременное выявление, предупреждение и пресечение преступных явлений в сфере межнациональных отношений; активное сотрудничество и использование потенциала институтов гражданского общества, включая этнические и конфессиональные объединения; восстановление в практике органов безопасности и внутренних дел профилактики соответствующих правонарушений; ужесточение применения норм закона.

              В связи с проблемой межнациональных  отношений хотелось бы подчеркнуть,  что сам факт объявления национального  траура в России наряду с Арменией в связи с катастрофой пассажирского самолета армянской авиакомпании и гибелью 113 человек – граждан Армении и России, явился сигналом самого высокого звучания. Он был воспринят как подтверждение факта, что между нашими народами издревле существовали добрые, братские, дружеские отношения, и они сохраняются и крепнут. Именно поэтому трагедия на Черном море воспринимается как общее горе народов Армении и России.

          Важным направлением комплексной  национальной программы остается стратегия укрепления добрососедских и стабильных отношений с нашими ближайшими соседями. И вновь президент В.В. Путин выделил в качестве перспективного проекта укрепление общего гуманитарного пространства в рамках СНГ. От характера политических взаимоотношений с нашими партнерами, перспектив и масштабов хозяйственной и культурной интеграции, степени вовлеченности стран – участниц СНГ в обеспечение коллективной безопасности во многом зависит прочность межнационального мира и согласия в обществе.

           Наша точка зрения по основным элементам комплексной программы борьбы против ксенофобии, национальной нетерпимости и экстремизма является подтверждением гражданской позиции "Союза армян России" и более двухмиллионной армянской диаспоры. Если не предпринять действенных мер по реализации президентской программы сегодня, то завтра эта проблема как раковая опухоль может распространиться по всему организму нашего общества и государства и приведет к их разрушению. А это значит, что власть и общество ограничены во времени, они не могут и не должны проявлять медлительность и непоследовательность.

           У нас сложился устойчивый  стереотип: если за решение  той или иной проблемы не  берутся в полную силу государственный  аппарат и правоохранительные  структуры, то вряд ли можно ожидать серьезных результатов. Даже если это чрезвычайно острая проблема, от решения которой зависит существование самого государства. Однако нам следует отходить от этой порочной практики. Сила государства как раз в том, чтобы общество в лице полноценных гражданских институтов своевременно и эффективно сотрудничало с органами власти, помогало видеть проблемы снизу и предлагало оптимальные механизмы по их решению. Именно с этой целью в стране и создали Общественную палату, для этого действует законодательство об общественных объединениях. И от нашей гражданской позиции зависит, как мы будем дальше жить.

Демографическое развитие России заключается в изучении численности, территориального размещения и состава  населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий (по Веселковой И.Н., Волгину Н.А., 2003). В демографии используются различные методы исследований:

  • описательный метод,
  • статистические и математические методы анализа,
  • абстрактно-аналитический метод,
  • сравнительный метод,
  • анализ и синтез,
  • обобщение,
  • методы индукции и дедукции и многие другие.

Основное место в  демографии занимает статистические и  математические методы анализа. Главными  источниками информации о населении и демографических процессах являются перепись населения, а так же выборочные данные текущей официальной статистической отчетности (материалы и публикации Госкомстата России).

Всеобщая перепись Российской империи была проведена в 1897 г. В  СССР, в том числе Российской  Федерации, переписи населения проводились в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. Последняя перепись населения России была проведена в 2002 году. Переписать население большой страны за один день невозможно, но за несколько дней вполне реально. Перепись проводят в строго установленный период, обычно в течение 7-10 дней и именно в то время, когда население наименее подвижно. Периодичность переписи составляет обычно раз в 10 лет. При этом к результатам переписи прибавляют количество родившихся и количество прибывших для какой-либо территории, а вычитают умерших и уехавших.

     Численность  населения Земли в целом в  начале XXI в. достигла 6,1 млрд человек. При этом основное увеличение численности землян (на 4,5 млрд человек) произошло в XX в., во второй половине которого наблюдался демографический взрыв – очень быстрый рост численности населения (до 21% ежегодно в 60-х годах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность населения  в России в 1897-2003 гг.

 

Год

Все население, млн. человек

В том числе

Общая численность населения, %

городское

сельское

городское

сельское

1897

         

*В границах Российской  империи

128,2

20,1

108,1

16

84

*В современных границах

67,3

9,9

57,6

15

85

1914

         

*В границах Российской  империи

165,7

30,6

135,1

18

82

*В современных границах

89,9

15,7

74,2

17

83

1917

91

15,5

75,5

17

83

1920

88,2

12,5

75,7

14

86

1926

92,8

16,4

76,3

18

82

1937

103,9

34,3

69,6

33

67

1940

110,1

37,9

72,2

34

66

1950

102,9

45,9

57

45

55

1961

120,8

66,1

54,7

55

45

1970

129,9

80,6

49,3

62

38

1981

139

37,7

41,3

70

30

1990

147,7

108,8

38,8

74

26

1991

148,2

109,4

38,8

74

26

1992

148,3

109,2

39,1

74

26

1993

148,3

108,5

39,8

73

27

1994

148

108

40

73

27

1995

147,9

107,9

40

73

27

1996

147,6

107,7

39,9

73

27

1997

147,1

107,3

39,8

73

27

1998

146,7

107,1

39,6

73

27

1999

146,3

106,8

39,5

73

27

2000

145,6

106,1

39,5

73

27

2001

144,8

105,6

39,2

73

27

2002

144

105,1

38,9

73

27

2003

143,1

104,5

38,6

73

27


 

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2003г. С.82.

* без учета данных  переписи 2002 г.

 

 

 

Самыми высокими темпами  прироста населения являются государства  Африки и некоторые государства  Юго-Западной Азии. Одним из мировых  лидеров по показателям убыли населения является Россия, численность населения которой в конце 90-х годов сокращалась на 0,3% ежегодно и составила, по данным переписи 2002 г., - 145,2 млн. человек.

 

Численность населения  России по данным переписей населения

(млн. человек) (рисунок  1)

 

 

      Состав населения по полу – распределение населения на мужчин и женщин. Определяется численность женщин (мужчин), приходящихся на 100 или 1000 мужчин (женщин). В течении XX в. доля женщин в общей численности населения России составляла 53-54%, только в 50-е и 60-е годы этот показатель был равен 55%. В 2003 году в населении России женщины составляют 53%, их численность на 9,5 млн. человек больше, чем мужчин. В России живет 76,3 млн. женщин и 66,8 млн. мужчин.

 

Численность мужчин и  женщин в России в 1959-2003 гг.

Годы

Все население, млн. человек

В том числе

В % от численности  населения

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1959

117,5

52,4

65,1

45

55

1961

120,8

54,2

66,6

45

55

1970

129,9

59,1

70,8

45

55

1979

137,4

63,2

74,2

46

54

1981

139,0

64,3

74,7

46

54

1989

147,0

68,7

78,3

47

53

1990

147,7

69,1

78,6

47

53

1992

148,3

69,5

78,8

47

53

1995

147,9

69,5

78,4

47

53

1997

147,1

69,0

78,1

47

53

1998

146,7

68,8

77,9

47

53

1999

146,3

68,6

77,7

47

53

2000

145,6

68,2

77,4

47

53

2001

144,8

67,8

77,0

47

53

2003

143,1

66,8

76,3

47

53

Информация о работе Демография РФ