Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:01, курсовая работа
Цель данной работы - анализ современного состояния дипломатического права как отрасли международного права.
Задачи данной работы:
- рассмотрение дипломатического права, как отрасли международного права;
- определение источников дипломатического права;
- рассмотрение задач, целей и функций органов внешних сношений;
- рассмотрение иммунитетов и привилегий, которыми наделены консульские и дипломатические учреждения.
Введение………………………………………………………...3
1. Дипломатическое право: понятие и источники……………
1.1. Кодификация норм дипломатического права……………
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства……………………………………………….
2.1.Дипломатический корпус…………………………………..
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя……………………………………………………
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников……………………………….
Решение задачи………………………………………………….
Заключение………………………………………………………
Список используемых источников…………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
Курсовая работа по теме:
«Дипломатическое право»
Выполнил:
Хабаровск 2012
Содержание
Введение………………………………………………………. |
3 |
1. Дипломатическое право: понятие и источники……………
1.1. Кодификация норм дипломатического права…………… |
5
10 |
2. Понятие, функции, виды и состав
дипломатического представительства…………………………………
2.1.Дипломатический корпус………… |
13
17 |
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического
представителя…………………………………………… |
18 |
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников………………………………. |
20 |
Решение задачи…………………………………………………. |
27 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список используемых источников……………………………. |
30 |
Введение
Зародившись глубоко в древности дипломатические отношения, стали важнейшим средством осуществления внешней политики государств. В настоящее время с помощью дипломатии решаются многие острые проблемы в отношениях между субъектами международного права. В современном мире налажены крепкие дипломатические связи и отношения, способствующие нормальному цивилизованному общению мирового сообщества.
Официальная деятельность глав государств, правительств, ведомств иностранных дел, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств по осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государств всё больше унифицируется и приводится в единый порядок благодаря принятию международных конвенций, многосторонних соглашений и договоров. В настоящее время скопилась большая нормативно-правовая база и чётко выраженная сфера внешнеполитических отношений подверженных регулированию дипломатическим правом, что позволяет говорить о существовании развитой отрасли в международном праве.
Международные отношения, внешняя политика и дипломатия тесно связаны между собой. Конкретные внешнеполитические акции государств порождают различные международные события, формирующие течение международных процессов. Вместе с тем подобные отношения нуждаются в нормативном регулировании в целях единообразного к ним подхода и толкования субъектами международного права.
В настоящее время дипломатическо
Цель данной работы - анализ современного состояния дипломатического права как отрасли международного права.
Задачи данной работы:
- рассмотрение дипломатического
права, как отрасли
- определение источников дипломатического права;
- рассмотрение задач, целей и функций органов внешних сношений;
- рассмотрение иммунитетов и привилегий, которыми наделены консульские и дипломатические учреждения;
В юридической науке в настоящий момент нет единого подхода относительно места дипломатического права в системе международного права. Так Моисеев Е.Г. считает, что «дипломатическое право наряду с консульским правом являются подотраслями одной из старейших отраслей права - права внешних сношений».1 Сфера действия «права внешних сношений», по мнению Е.Г. Моисеева гораздо шире и полнее отражает тот смысл, который вкладывается некоторыми авторами в термин «дипломатическое право». Е.Г. Моисеев отмечает, что «дипломатическое право» не способно сферой своего применения охватить широкую область общественных отношений, которая регулируется нормами права внешних сношений, хотя при этом оговаривается, что «дипломатическое право» можно трактовать и понимать в широком и узком смысле. «Дипломатическое право» как, подотрасль «права внешних сношений», с точки зрения Моисеева Е.Г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих статус и функции только дипломатических представительств, в то время как под «правом внешних сношений» понимается система международно-правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, в частности нормы о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, представительствах государств при международных организациях, иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов.2 В рамках «права внешних сношений» Моисеев Е.Г. выделяет следующие подотрасли: право внутригосударственных органов внешних сношений; право зарубежных органов внешних сношений, в том числе дипломатическое и консульское право; право специальных миссий; право постоянных представительств государств при международных организациях; право дипломатического протокола.
Бирюков П.Н. автор учебного пособия по международному праву, не употребляет термин «дипломатическое право». При этом данный автор выделяет одну большую отрасль «право внешних сношений», под которой понимается отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.3 Исходя из данного П. Н. Бирюковым определения не трудно заметить, что оно похоже на определение Моисеева Е. Г., данное им касательно «дипломатического права», как подотрасли «права внешних сношений». Таким образом, Бирюков П. Н. несколько сужает сферу регулирования «права внешних сношений», в сравнении с тем, что под этим же термином понимает Моисеев Е. Г. По сути Бирюков П. Н. применят лишь другой термин, считая, по-видимому, термин «дипломатическое право» узким лишь со стороны лексического его толкования, а не со стороны содержания и сферы правового регулирования отрасли как таковой.
Авторы учебника по международному праву Ю. М. Колосов и В. И. Кузнецов выделяют дипломатическое право в самостоятельную отрасль - международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений,4 имеющую свою систему, источники и сферу правового регулирования. При этом система «дипломатического права», по мнению вышеуказанных авторов, соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии, многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях. В то же время авторы выводят в отдельную отрасль консульское право охарактеризованную ими, как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.5 Ю. М. Колосов и В. И. Кузнецов считают, что «консульское право» имеет право на самостоятельное существование как отрасль, так как имеет собственные исторические корни развития, связанные прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием, что обусловило её специфику по отношению к «дипломатическому праву» выраженную главным образом в источниках правового регулирования, основная масса которых двусторонние и многосторонние договоры, в сфере экономического сотрудничества.
Другие авторы – Р. А. Каламкарян и Ю. И. Мигачев, говоря о «дипломатическом праве» отмечают самостоятельное становление и рост «консульского права», в связи с этим используют термин «дипломатическое и консульское право» под которым понимают отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической (консульской) деятельности.6
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в связи с бурным ростом международных отношений как таковых, «дипломатическое право» как отрасль международного права терпит большие изменения, прежде всего связанные с качественным ростом международных отношений в мировом сообществе, расширением сферы правового регулирования отрасли. Такое укрупнение отрасли позволяет говорить о процессе выделения дипломатических отношений в самостоятельную отрасль «дипломатическое право».
На мой взгляд, включение некоторыми авторами «дипломатического права» в крупную отрасль «право внешних сношений» несколько не оправдано, и связано, прежде всего, с некоторой неопределенностью в выборе названия несколько «разросшейся» отрасли «права внешних сношений». Кроме того, сам термин «право внешних сношений» настолько широк, что позволяет говорить о некотором смешении определений «права внешних сношений» и «международного права» вообще, так как международное право, в общем, и регулирует взаимоотношения, в разных их проявлениях, происходящие в мировом сообществе.
Основными источниками «дипломатического права» являются: международный договор и международный обычай. Первым многосторонним договором права внешних сношений, в котором приняли участие восемь европейских государств, был Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г.
В общей теории права под обычаями принято понимать правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Среди обычаев принято выделять "правовые обычаи", т.е. обычаи, санкционированные государством, посредством отсылки к ним в законе или восприятия их судебной или арбитражной практикой.
Все международные обычаи можно
разделить на две категории. Во-первых,
те, которые сложились в практике
взаимоотношений между
Рассмотрим такие понятия как
правила международной
Международная вежливость касается всего,
что символизирует государство
или его представляет. Преднамеренное
нарушение международной
Международная вежливость, в частности, регламентирует определенное отношение к государственному флагу, гербу, гимну и к официальным лицам. Международная вежливость регламентирует также определенное реагирование на те или иные события: национальный праздник, избрание главы государства, стихийное бедствие и т.д.
Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.
Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.
Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях.
Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.
Правила международной вежливости не являются юридически обязательными, это их отличает от норм международного права. Вместе с тем несоблюдение их часто рассматривается как акт недружелюбия, хотя и не влечёт за собой международно-правовой ответственности и не может служить основанием для реторсий или предъявления каких-либо претензий.
Частичная кодификация права внешних сношений впервые была предпринята в региональном масштабе в 1928 г. в Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. двадцатью латиноамериканскими странами и США, подписана Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении этих стран и в настоящее время.