Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:01, курсовая работа
Цель данной работы - анализ современного состояния дипломатического права как отрасли международного права.
Задачи данной работы:
- рассмотрение дипломатического права, как отрасли международного права;
- определение источников дипломатического права;
- рассмотрение задач, целей и функций органов внешних сношений;
- рассмотрение иммунитетов и привилегий, которыми наделены консульские и дипломатические учреждения.
Введение………………………………………………………...3
1. Дипломатическое право: понятие и источники……………
1.1. Кодификация норм дипломатического права……………
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства……………………………………………….
2.1.Дипломатический корпус…………………………………..
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя……………………………………………………
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников……………………………….
Решение задачи………………………………………………….
Заключение………………………………………………………
Список используемых источников…………………………….
Среди договоров данной отрасли права особое место занимают Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., в которых участвуют: в первой - 174, а во второй - 152 государства, в том числе и Россия. Оба эти документа можно назвать сердцевиной права внешних сношений.
Венская конвенция 1961 г. определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов; Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия консульского учреждения, консульские функции, классы глав консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений. В «дипломатическом праве» действуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.,7 Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.), Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества (Ташкент, 17 июня 2004 г.), а так же другими международными документами как универсального, так и локального характера.
Весьма важное значение имеют положения
национального
2.Понятие, функции,
виды и состав
Основным внешним постоянным органом государства на территории другого государства, осуществляющим поддержку официальных отношений между ними является дипломатическое представительство.
Существуют два вида представительств - посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии - представительства второго класса.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию».11
Правовой статус Посольства Российской Федерации определен Положением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.
В Российской Федерации Посольство
учреждается по решению Правительства
РФ в связи с установлением
на основании указа Президента РФ
дипломатических отношений с соответствующим
иностранным государством. Посольство
входит в систему МИД РФ и обеспечивает
проведение единой политической линии
РФ в отношениях с государством пребывания
и в этих целях осуществляет в установленном
порядке координацию деятельности и контроль
за работой находящихся в государстве
пребывания представительств федеральных
органов исполнительной власти, российских
государственных учреждений, организаций
и предприятий, их делегаций и групп специалистов,
а также представительств субъектов РФ,
открываемых в установленном порядке
на территории отдельных субъектов, административно-
Члены персонала дипломатического представительства, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях делятся на «дипломатический персонала (члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг); административно-технический персонал (члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства); обслуживающий персонал (члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства)».13
Статус дипломата определяется классом и рангом, почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.
Статья 3 Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. определяет функции дипломатического представительства это: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.14 При этом данный перечень нельзя считать исчерпывающим.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: чрезвычайные и полномочные послы и папские нунции; чрезвычайные и полномочные посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета.
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.
Функции постоянной миссии наблюдателей
несколько уже, чем у представительств.
В их числе: обеспечение представительства
посылающего государства и
В практике международных отношений широко используются специальные миссии - представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и так далее). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.
Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.
Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется: о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; о назначении главы специальной миссии; о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.
Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность. Государство может направить в орган международной организации или на конференцию, которая проводится организацией, делегацию. Полномочия главы делегации и других делегатов выдаются от имени главы государства, главы; правительства, министра иностранных дел или, если это допускается правилами организации или правилами процедуры конференции, другим компетентным органом посылающего государства.16
2.1.Дипломатический корпус
В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина).
В широком смысле слова под понятием
«дипломатический корпус» кроме
глав дипломатических
3. Порядок назначения
и отзыва дипломатического
Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей. Обычно назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты.17
В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.18 Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства.
В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве.
Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях:
1) отозвания представителя аккредитующим государством;
2) объявления правительством
3) разрыва дипломатических
4) войны между этими двумя государствами;
5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.
Функции члена дипломатического персонала могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников
Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.19