Дипломатическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ современного состояния дипломатического права как отрасли международного права.
Задачи данной работы:
- рассмотрение дипломатического права, как отрасли международного права;
- определение источников дипломатического права;
- рассмотрение задач, целей и функций органов внешних сношений;
- рассмотрение иммунитетов и привилегий, которыми наделены консульские и дипломатические учреждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
1. Дипломатическое право: понятие и источники……………
1.1. Кодификация норм дипломатического права……………
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства……………………………………………….
2.1.Дипломатический корпус…………………………………..
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя……………………………………………………
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников……………………………….
Решение задачи………………………………………………….
Заключение………………………………………………………
Список используемых источников…………………………….

Файлы: 1 файл

кр мп.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1961 г. право внешних сношений развивается как договорное, хотя ещё 13 февраля 1946 г. в Нью-Йорке была принята Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций.

Среди договоров данной отрасли  права особое место занимают Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., в которых участвуют: в первой - 174, а во второй - 152 государства, в том числе и Россия. Оба эти документа можно назвать сердцевиной права внешних сношений.

Венская конвенция 1961 г. определяет функции  дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его  главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов; Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия консульского учреждения, консульские функции, классы глав консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений. В «дипломатическом праве» действуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.,7 Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.), Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества (Ташкент, 17 июня 2004 г.), а так же другими международными документами как универсального, так и локального характера.

Весьма важное значение имеют положения  национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру органов внешних сношений, а также регулирующие определенные аспекты их деятельности. Так, например, в числе правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ в которой закрепляется полномочие Президента Российской Федерации принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.8  В Таможенном кодексе Российской Федерации определяется порядок перемещение товаров через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.9 Статья 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате перечисляет нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.10

 

 

 

 

 

 

2.Понятие, функции,  виды и состав дипломатического  представительства

 

Основным внешним постоянным органом  государства на территории другого государства, осуществляющим поддержку официальных отношений между ними является дипломатическое представительство.

Существуют два вида представительств - посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии - представительства второго класса.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях  «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию».11

Правовой статус Посольства Российской Федерации определен Положением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

В Российской Федерации Посольство учреждается по решению Правительства  РФ в связи с установлением  на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством. Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.12

Члены персонала дипломатического представительства, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях делятся на «дипломатический персонала (члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг); административно-технический персонал (члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства); обслуживающий персонал (члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства)».13

Статус дипломата определяется классом и рангом, почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.

Статья 3 Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. определяет функции дипломатического представительства это: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.14 При этом данный перечень нельзя считать исчерпывающим.

Венская конвенция  о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: чрезвычайные и полномочные послы и папские нунции; чрезвычайные и полномочные посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета.

Послы и нунции, а также посланники и интернунции  аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.

Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе: обеспечение представительства  посылающего государства и охрана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщения о ней правительству посылающего государства; содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.15

В практике международных  отношений широко используются специальные миссии - представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и так далее). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной  миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Министерство  иностранных дел или другой орган  принимающего государства, в отношении  которого имеется договоренность, уведомляется: о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; о назначении главы специальной миссии; о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Функции специальной  миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность. Государство может направить в орган международной организации или на конференцию, которая проводится организацией, делегацию. Полномочия главы делегации и других делегатов выдаются от имени главы государства, главы; правительства, министра иностранных дел или, если это допускается правилами организации или правилами процедуры конференции, другим компетентным органом посылающего государства.16

 

2.1.Дипломатический корпус

 

В дипломатическом  праве есть понятие дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина).

В широком смысле слова под понятием «дипломатический корпус» кроме  глав дипломатических представительств подразумеваются все дипломатические  работники дипломатических представительств, признанные в этом качестве правительством страны пребывания, а именно: советники-посланники, советники, первые, вторые, третьи секретари и атташе посольств и миссий; торговые представители и их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, помощники этих атташе; специальные советники и специальные атташе (промышленные, сельскохозяйственные, экономические, торговые, финансовые, по делам печати, культуры, науке, труду и т. д.). К дипломатическому корпусу относятся члены семей дипломатических работников: жены, незамужние дочери и несовершеннолетние сыновья. В удостоверение признанного правительством страны пребывания за дипломатическим работником и членом его семьи дипломатического качества ведомство иностранных дел этой страны выдает дипломатическую карточку. Естественно, дипломатическое качество дипломатического работника и члена его семьи должно быть прежде всего признано его правительством путем выдачи ему дипломатического паспорта. Ведомство иностранных дел страны пребывания может отказать в признании дипломатического качества за тем или иным дипломатическим работником, если его должность не соответствует общепринятой номенклатуре дипломатических работников или же номенклатуре этих работников, существующей по традиции в данном дипкорпусе. Дипломатический корпус в узком смысле — это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;

 

 

 

3. Порядок назначения  и отзыва дипломатического представителя

 

Порядок назначения глав дипломатических  представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей. Обычно назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты.17

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.18 Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в  случаях:

1) отозвания представителя аккредитующим государством;

2) объявления правительством государства  пребывания о том, что данный  представитель является лицом,  утратившим его доверие;

3) разрыва дипломатических отношений; 

4) войны между этими двумя  государствами;

5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.

Функции члена дипломатического персонала  могут прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников

 

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.19

Информация о работе Дипломатическое право