Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 14:40, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что проводя внешнюю политику, исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Современные международные отношения и международное право характеризуются
большим разнообразием. Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Дипломатическое право: понятие и источники. Кодификация норм дипломатического права. ……………………………………………………4-16
2. Понятие, функции, виды и состав дипломатического представительства. Дипломатический корпус………………………………………………….17-20
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя…....21-22
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников………………………………………………………………….23-27
Заключение………………………………………………………………....28-29
Список используемой литературы
Консульская функция; функция информирования своего правительства о стране пребывания.
Перечень функций дипломатического представительства, приведенный в Венской конвенции, нельзя считать исчерпывающим.
Дипломатический корпус это- совокупность всех иностранных дипломатических представителей, аккредитованных при каком-либо правительстве. В более широком смысле понятие дипломатический корпус включает также всех ответственных работников дипломатических представительств в данной стране, обладающих дипломатическим качеством, признанным за их должностями международным правом или существующим в данной стране обычаем. К Дипломатическому корпусу принадлежат советники, секретари и атташе посольств и миссий, торговые представители СССР и их заместители, военные агенты и атташе, морские и воздушные атташе, а также помощники этих атташе, торговые, финансовые и т. п. советники и атташе, атташе по делам прессы., считаются принадлежащими жёны и дети членов дипломатического корпуса (в СССР жёны и дети до 16 лет). В некоторых странах, где дипломатическое качество признаётся за священниками и врачами дипломатических представительств, они также включаются в состав дипломатического корпуса. Консулы в дипломатический корпус не входят. Ведомство иностранных дел страны пребывания иногда отказывает в признании дипломатического качества и включении в диплома-
корпус. Работников дипломатических представительств, если их должности не соответствуют общепризнанной номенклатуре. Обычно это ведомство систематически (ежемесячно или несколько раз в год) публикует и рассылает дипломатическим представительствам список дипломатического корпуса., содержащий краткие сведения о составе представительств в данной стране.
Дипломатический корпус возглавляется дуайеном-старейшиной, деканом. Старшинство. определяется рангами. Согласно Венскому регламенту среди равных по рангу дипломатических представителей старшинство определяется датой вручения верительных грамот . Среди других работников дипломатических представительств, одинаковых по рангу, старшинство зависит от даты вступления в должность. Советники, секретари и атташе посольств считаются соответственно старше одноимённых работников миссий. Старшинство военных, морских и воздушных атташе определяется их военными чинами, а при равных чинах- сроком пребывания в данной стране в качестве атташе.
Дипломатический корпус. является институтом, не основанным на какой-либо норме международного права, но освящённым традицией и международным обычаем. Круг функций сравнительно ограничен и сводится главным образом к церемониальным (протокольным) выступлениям, как-то принесение в коллективном порядке поздравлений, выражение соболезнований и т. п. правительству страны пребывания. Однако известны случаи, как это бывало, например, в полуколониальных странах, когда выступления выливались в коллективную акцию, предпринимаемую перед правительством страны пребывания с целью выражения протеста, оказания нажима, получения особых привилегий, несовместимых с суверенитетом и достоинством государства (напр., требование дипломатического корпуса в Бэйпине в 1899 о вызове военных сил держав в Бэйпин для защиты миссий). Примером абсолютно недопустимого вмешательства во внутренние дела государства является поддержка им контрреволюции в период гражданской войны в СССР и протест Д. к. в Петрограде против декретов Советского правительства об аннулировании государственных долгов, о национализации промышленных предприятий в январе 1918. Подобные выступления Дипломатического корпуса являются редкими исключениями. Гораздо чаще наблюдаются случаи, когда Дипломатический корпус. обращается к ведомству иностранных дел страны пребывания по мелким протокольным и бытовым вопросам. Дипломатическому корпусу приходится иногда обсуждать и решать вопросы внутреннего порядка, напр., поведение его членов, несовместимое со званием дипломата, распределение приёмных дней и т. д
3. Порядок назначения и отзыва дипломатического представителя.
Согласно дипломатическому праву, перед назначением главы дипломатического представительства правительство соответствующего государства запрашивает согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. При отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что глава дипломатического представительства считается вступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИДу государства пребывания. Дипломатический представитель, аккредитованный в данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Прекращение функций дипломатического представителя: 1. Его отозвание аккредитующим государством; 2. Объявление правительством государства пребывания дипломатического представителя персоной non grata (утратившим доверие); 3. Разрыва дипломатических сношений; 4. Войны между государствами; 5. Прекращение существования одного из этих государств в качестве субъекта международного права. Самым распространенным случаем прекращения функций главы дипломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства своего государства.. Отзывные грамоты (рекредитив, Letters of recall) — официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста. Отзывные грамоты — документ, посредством которого правительство объявляет об отзыве своего дипломатического представителя.
Так же как и верительные грамоты, отзывные грамоты подписываются главой государства и скрепляются подписью министра иностранных дел. Подобно верительным, — отзывные грамоты адресуются главе государства. В них сообщается о факте отзыва дипломатического представителя и выражается надежда, что он содействовал поддержанию и развитию отношений между странами.
В современной практике редко встречается, чтобы убывающий дипломатический представитель сам вручал главе государства свои отзывные грамоты. Как правило, их передает вновь назначенный представитель одновременно со своими верительными грамотами.
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.
Иммунитеты и привилегии предоставляются не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства. Кроме того, их юридическая природа обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти другого, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство.
В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.
К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.
Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей. Допускаются три изъятия: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.
Дипломатический персонал имеет право свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены. Уведомительный порядок передвижения дипломатов, существующий в ряде стран, не противоречит указанному выше правилу.
Одним из наиболее распространенных видов связи дипломатического представительства со своим центром и другими представительствами своего государства является дипломатическая почта. Венская конвенция 1961 года предусматривает доставку дипломатической почты дипломатическими курьерами (штатными) и бескурьерную (с помощью командира воздушного судна, который правами дипломатического курьера не пользуется). На практике бескурьерная доставка осуществляется также с помощью капитана морского судна и на основе соглашений между заинтересованными государствами через обычные каналы связи (почтовые ведомства). Во всех случаях, кроме последнего, дипломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. Если условия этих соглашений нарушаются, дипломатическая почта может быть задержана и даже вскрыта.
Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи предполагает повышенную ответственность государства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница).
В Конвенции подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство.
Таможенные привилегии в отношении дипломатического багажа заключаются прежде всего в том, что он не облагается таможенными сборами, пошлинами и т.д., за исключением складских сборов, которые можно рассматривать как плату за конкретные виды обслуживания. Однако багаж, адресованный дипломатическому представительству, дипломату или члену его семьи, пропускается на общих основаниях, с досмотром.
Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвенция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серьезные основания.
В настоящее время в большинстве стран авиакомпании, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности гражданской авиации, производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.
Необходимо отметить, что член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями
Венская конвенция
1961 года называет две основные обязанности
дипломатического представительства
в отношении государства пребывания: использовать
свои помещения только для официальных
целей и вести все официальные отношения
с государством пребывания через ведомство
иностранных дел и другие ведомства, в
отношении которых будет достигнута соответствующая
договоренность.
Обязанности сотрудников дипломатического
представительства состоят в том, чтобы
уважать законы и постановления государства
пребывания и не вмешиваться в его внутренние
дела. Дипломату запрещено заниматься
в государстве пребывания профессиональной
и коммерческой деятельностью в целях
личной выгоды..
В Российской Федерации, как и в других странах, принцип неприкосновенности иностранного дипломата вступает в силу со времени его прибытия в страну и сохраняется даже при разрыве (приостановке) дипломатических отношений. Нарушение личной неприкосновенности, нападение на дипломата рассматриваются как серьезнейший инцидент, чреватый самыми негативными последствиями для отношений между государствами. Не допускаются и какие-либо дискриминационные меры в отношении предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.
Вопрос об ответственности дипломата за совершенное им преступление решается по дипломатическим каналам. Иностранный дипломат может быть объявлен "нежелательным лицом" (''персоной нон грата") и выдворен за пределы России. Ответственность за свершенное он несет по законам своей страны. В собственных интересах дипломат может на добровольной основе давать свидетельские показания в устной или письменной форме. Это может, например, иметь место, когда в отношении дипломата совершен недружественный акт, когда он оказался вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие или иной какой-то инцидент. Отказ от иммунитета от юрисдикции осуществляется аккредитующим государством и всегда должен быть определенно выраженные.
Заключение
Дипломатическая деятельность государств регулируется нормами международного и национального права, в которых устанавливаются органы внешних сношений государств, регламентируются их полномочия, определяются формы дипломатической деятельности и другие вопросы.
Дипломатическое представительство представляет собой постоянный зарубежный орган аккредитующего (направляющего) государства на территории государства пребывания.
Дипломатические представительства подразделяются на посольства, миссии и иные официальные представительства. Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, представляющее аккредитующее государство в государстве пребывания по всем вопросам.
Основная функция представительства состоит в представительстве своего государства. Ею определяются остальные функции, заключающиеся в ведении переговоров с правительством страны пребывания, в защите интересов своих граждан и юридических лиц. Важную роль играет информационная функция, состоящая в выяснении всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и доведении информации до сведения своего правительства.
Дипломатическое представительство – это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. Существуют два вида представительств – посольства и миссии.