Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:03, контрольная работа
Европейский Суд по правам человека - уникальный наднациональный орган правосудия, ознаменовавший собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правового пространства.
ст.1 Протокола N 4 - запрещение лишения свободы за долги,
ст.2 Протокола N 7 - право на апелляцию по уголовным делам,
ст.3 Протокола N 7 - компенсация в случае судебной ошибки,
ст.4 Протокола N 7 - право не привлекаться к суду или повторному наказанию.
Целый комплекс статей Конвенции и Протоколов к ней направлены на обеспечение свободы и личной неприкосновенности человека. Так, ст.5 Конвенции устанавливает, что никто не может быть лишен свободы, как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом;
законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;
законный арест или задержание лица, произведенные в целях передачи его компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что задержание необходимо для предотвращения совершения им правонарушения или чтобы помешать ему скрыться после его совершения; при этом такое лицо должно быть незамедлительно доставлено к судье и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда, причем в ходе разбирательства суд должен быстро решить вопрос о законности задержания и освободить незаконно задержанного;
задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законного задержания для передачи лица компетентному органу;
законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Каждому арестованному должны незамедлительно сообщаться на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обвинение.
Несомненно, нарушение конституционного права на свободу путем незаконного содержания под стражей причиняет человеку по крайней мере нравственные страдания. Поэтому незаконно содержавшиеся под стражей лица приобрели право на компенсацию морального вреда. При определении ее размера, помимо других обстоятельств, должны учитываться такие факторы, как несоблюдение установленной нормы площади камеры на одного заключенного, ненадлежащие санитарно-гигиенические условия, любые другие нарушения порядка содержания под стражей, увеличивающие степень физических или нравственных страданий, продолжительность срока незаконного содержания под стражей.
Статья 6 Конвенции призвана обеспечить право каждого на справедливое судебное разбирательство. Под таковым понимается рассмотрение любого гражданского или уголовного дела в разумный срок, справедливо и публично независимым, беспристрастным и законно созданным судом. Судебное решение должно объявляться публично, однако в демократическом обществе пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон.
Право на справедливое судебное разбирательство включает случаи обвинения не только в уголовных преступлениях, но и в административных или дисциплинарных правонарушениях, если характер санкции за такое правонарушение является по существу уголовно-правовым.
Важнейшее значение имеет установленный в п.2 ст.6 Конвенции принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом.
Пункт 3 ст.6 Конвенции определяет необходимый минимум прав, которые должен иметь каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления:
быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
иметь достаточное
время и возможности для
защищать себя
лично или посредством
допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Недопустима уголовная ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением по закону (этот принцип отражен в ст.7 Конвенции). Если же деяние признавалось преступлением, то не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.
Большое значение имеют ст.2-4 Протокола № 7 к Конвенции. Эти нормы предусматривают право каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией. Исключения из этого правила могут быть установлены лишь для незначительных правонарушений, определенных законом.
Никто не должен быть вторично судим или подвергнут уголовному наказанию в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое он был осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом этого государства, либо был окончательно оправдан.
Осужденный, понесший наказание вследствии судебной ошибки, имеет право на компенсацию, если только государственные органы не докажут, что в возникновении ошибки полностью или частично виновен он сам (например, в случае самооговора).
Согласно ст.1 Протокола
№ 4 никто не может быть лишен
свободы лишь на том основании, что
он не в состоянии выполнить какое-
Нормы, направленные на охрану свободы передвижения и выбора места жительства:
ст.2 Протокола N 4 - свобода передвижения,
ст.3 Протокола N 4 - запрещение высылки граждан,
ст.4 Протокола N 4 - запрещение массовой высылки иностранцев.
Свобода передвижения защищается ст.2 Протокола № 4. В соответствии с этой нормой каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
На осуществление этих
прав не должно налагаться никаких
ограничений, кроме тех, которые
предусмотрены законом и
Тесно связан с правом на свободу передвижения установленный в ст.3 Протокола № 4 запрет на высылку человека из государства, гражданином которого он является, а также лишение его права на въезд в это государства. Статья 4 того же Протокола запрещает коллективную высылку иностранцев.
Нормы, направленные на защиту имущественных прав:
ст.1 Протокола N 1 - защита собственности.
Это единственная норма, направленная на защиту прав не только физических, но и юридических лиц. Она предусматривает право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Важную гарантию правам собственности предоставляет положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Но эти положения не должны истолковываться как ущемляющие право государство обеспечивать выполнение законов, которые необходимы для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Следует отметить, что предусмотренные в Европейской конвенции права уже закреплены в Конституции РФ и в ряде законов. Началось сближение законодательства Российской Федерации с международными стандартами: отменены основные ограничения выезда за рубеж, существенно улучшилось положение в области свободы мысли, совести и религии, свободы каждого на выражение своего мнения, введен суд присяжных, упразднены некоторые виды уголовных наказаний, сокращена сфера возможности применения смертной казни, проводиться комплексная реформа уголовно-исполнительной системы. Проводится работа по претворению в жизнь положений судебной реформы, приняты Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и целый ряд других законов.
Юридическим и фактическим местопребыванием Суда является Страсбург, столица французской провинции Эльзас и местонахождение Совета Европы. Как известно, Эльзас расположен на границе с Германией (от здания Суда до границы всего несколько километров) и в 70 км. от границы со Швейцарией. Вместе с тем Суд может выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории страны - члена Совета Европы.
Деятельность Суда освещается в разделе II (ст.19), Разделе III (ст.ст.20-37), разделе IV (ст.ст.38-56), а также в разделе V (ст.ст.58-59) Конвенции. Кроме того, Протокол № 2 к Конвенции наделяет Европейский Суд по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения; Протокол № 9 предоставляет возможность гражданам государств, подписавших этот документ, передавать дело на рассмотрение Суда; и наконец, Протокол № 11 учреждает постоянный единый Европейский Суд по правам человека.
Европейский Суд по правам человека на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 года Правила (регламент) процедуры Суда.
Правила дают определение используемых понятий и терминов «Конвенция», «пленарное заседание Суда», «Большая Палата», «Палата», «Суд», «судья», «сторона» и т.п.
Раздел I регламентирует организацию и работу Суда: детализирует статус Судьи, правила выборов Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций, обязанности этих лиц, выборы Секретаря, его обязанности, порядок работы Суда, его местопребывание, пленарные заседания Суда, порядок совещания судей, голосование, порядок работы палат и комитетов и др.
Раздел II устанавливает порядок производства и принципы: гласность судебного разбирательства; языки, на которых ведется судопроизводство; представительство государств-участников Конвенции; представительство заявителей, сообщения, уведомления и вызовы в Суд; представление доказательств; исключение и восстановление жалобы в списке дел, подлежащих рассмотрению; возбуждение дела; требования к содержанию межгосударственной и индивидуальной жалобы; проведение слушаний; постановления и др.
Каждое государство, ратифицировавшее Европейскую Конвенцию по правам человека, представлено в Суде одним судьей. Таким образом, общее количество судей соответствует числу стран, участвующих в Европейской конвенции. По состоянию на 2001 год в состав Суда входило 43 судьи. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов, представленных каждой страной сроком на шесть лет. Вместе с тем срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года. Они определяются по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину[5] . Судья должен уйти в отставку по достижении им 70 лет. Возрастные ограничения для судей были введены ввиду возрастающей нагрузки на них и увеличения объема работы. Судьи выступают в Суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. В течение своего срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов суда.
Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности в государствах-членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Причем член Суда не может быть отстранен от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он более не соответствует предъявляемым требованиям.
Суд избирает из своего состава Председателя и одного или двух заместителей. Причем Председателя сроком на три года; они могут быть переизбраны. Суд образует Комитеты, Палаты, Большую палату, создаваемые на определенный период времени, избирает Председателей Палат Судей, которые могут быть переизбраны. Суду помогает канцелярия, функции и организация которой определяются его правилами процедуры. Суд пользуется услугами юридических секретарей.
Структурно работа Суда строится в Комитетах, Палатах и Большой Палате. Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию одной трети членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет две трети от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты - из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей.
Комитеты формируются Палатами на 12 месяцев. Палаты своим решением определяют тех судей и их "заместителей", которые будут заседать в каждом конкретном Комитете. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с председателями секций Палат. Обязанности председательствующего в Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей секции Палаты. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Европейской конвенции и признания ее приемлемой или неприемлемой.