Европейский суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Европейский Суд по правам человека - уникальный наднациональный орган правосудия, ознаменовавший собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правового пространства.

Файлы: 1 файл

Контрольная Европейский суд.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Если мирное урегулирование не достигнуто и дело не вычеркнуто из списка, начинается рассмотрение дела по существу.

Рассмотрение обычно проводится в письменной форме, хотя Суд может принять решение о проведении слушаний по делу, которые, в принципе, открыты для публики. Формуляр жалобы, пояснения сторон и другие материалы, представленные сторонами в Секретариат Суда, доступны общественности, если Суд не решит иначе.

Судебные слушания проходят со сложившимися в мире стандартными процессуальными традициями. Руководит  ими Председатель Палаты, он же определяет порядок, в котором заслушиваются  представители, адвокаты или советники сторон. Длительность выступления сторон в Европейском Суде жестко регламентирована и не может превышать 30 минут. Палата вправе вызвать на слушание необходимых свидетелей, экспертов и иных лиц, могущих повлиять на вынесение справедливого решения. Неявка на слушание без уважительной причины не является основанием для его отмены. Суд может оплатить расходы по визиту в Страсбург третьих лиц, вызываемых на слушания, из своего бюджета.

Заслушав все  стороны и опросив свидетелей и экспертов, Палата принимает постановление, которое становится официальным документом Суда и имеет четко оформленный вид. В нем должны быть указаны:

- Председатель  и другие судьи, входящие в  состав соответствующей Палаты, а также Секретарь или заместитель  Секретаря Палаты;

- время вынесения и объявления постановления;

- все данные  о сторонах в деле;

- представители,  адвокаты или советники сторон;

- факты по  делу;

- доводы сторон;

- правовая аргументация  и мотивировка;

- резолютивные  положения;

- решение относительно  покрытия судебных издержек;

-число судей,  составивших большинство (если  решение не было принято единогласно).

В решении по существу Суд может только прийти к выводу о том, имело ли место  в отношении заявителя нарушение  статей Конвенции и протоколов к  ней. Если Суд придет к выводу о нарушении прав, он вправе присудить заявителю выплату определенной суммы денег в виде компенсации за это нарушение. По существующей практике компенсация обычно взыскивается Европейским Судом в размере до 40 тысяч долларов США. При этом конкретная сумма взыскания определяется в зависимости от характера нарушения и его последствий для гражданина и, как правило, складывается из трех составляющих – компенсации материального ущерба (если таковой имеется), возмещения судебных издержек, компенсации морального вреда. Для определения компенсации за моральный вред у Суда не существует каких-либо норм и он может в этом отношении ориентироваться на ранее вынесенные решения.

Каждый судья, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе в качестве приложения к постановлению изложить свое особое мнение, выводы которого расходятся с постановлением, или только указать на его наличие.

Постановление подписывается Председателем и  Секретарем Палаты.

В исключительных случаях дело также может быть передано для рассмотрения в Большую Палату из 17 судей, среди которых ex officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. Компетенция Большой Палаты ограничена исключительными случаями, которые четко определены. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим.

Решения выносятся  на английском или французском, кроме  случаев, когда Суд сочтет необходимым  вынести решение на обоих официальных языках Совета Европы.

Решение Европейского Суда не оглашается сразу после слушания, его подготовка может занять несколько  месяцев. После вынесения решения, оно направляется сторонам, Генеральному секретарю Совета Европы, третьим  сторонам и другим заинтересованным лицам. Копия передается в Комитет Министров Совета Европы для контроля за исполнением решения.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением  решений Суда осуществляет Комитет  министров Совета Европы, который  во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Комитет министров, путем принятия соответствующих резолюций и оказания постоянного политического давления на государства, может требовать широкого спектра мер, направленных на исправление и предотвращение повторения подобных нарушений: отмены примененного акта, пересмотра судебных решений и других действий.

Юридически  решение, вынесенное Судом, обязательно  лишь для государства - ответчика  по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции

За всю многолетнюю  практику Европейского Суда не было зафиксировано  ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений  Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

 

 

 

 

 

 

Задачи 

 

1. В условиях массового подорожания продуктов питания Губернатор Алтайского края издал постановление, которым установил, что алтайские производители зерна, семечки  и молочных продуктов могут вывозить свои товары за пределы края только после полного насыщения соответствующего товарного рынка Алтайского края. В интервью газете «Алтайская правда» высшее должностное лицо субъекта Федерации пояснил, что считает неправомерным рост цен на продукты питания в аграрном крае, а предлагаемые им меры против роста цен - абсолютно справедливыми.   Законен ли такой акт Губернатора?

 

    Правовой статус губернаторов области установлен Конституцией РФ от 12.12.1993 года, закреплен в 3 главе. Согласно п.4 ст.76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Однако данный акт можно считать не законным, т.к. согласно п. 2 ст. 22 ГК РФ несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

п. 1 ст. 34 Конституции РФ  Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

 

2. Мама Синичкиной Екатерины заболела в день голосования  на выборах Президента РФ. Поэтому она попросила свою несовершеннолетнюю дочь Катю сходить на избирательный участок и проголосовать вместо нее за кандидата «Х». Для этого она написала записку для Председателя избирательного участка и дала дочери свой паспорт. Возможно ли такое волеизъявление?  Что нужно делать в подобных ситуациях?

Такое волеизъявление  не возможно, согласно п. 9 ст. 69  ФЗ от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", в которой указано, что каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается.

В подобной ситуации необходимо обратиться с заявлением в участковую комиссию  о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. п. 4 ст. 66 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
  3. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. // Консультант Плюс.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ
  5. ФЗ РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» // РГ. 2003. 13 января.
  6. ФЗ от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 45. Ст. 132
  7. Бессарабов В.Г. Европейский Суд по правам человека. М., 2003
  8. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.
  9. Европейский Суд по правам человека: порядок обращения. М.: Памятники исторической мысли, 1999.
  10. Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.А. Туманова.  М., 2000. – 808 с.
  11. Иванов Г.И. Права человека: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.Ф. Чудакова.  М., 2004. – 352 с.
  12. Игитова И.В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1997. № 1. С. 76–82.
  13. Топорнин. Н. Европейский Суд на пороге XXI века//Российская юстиция. 1999. №8.

Информация о работе Европейский суд