Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:13, курсовая работа
Хочется отметить обще-познавательную сторону выпускной работы, а в частности возможность применения учебно-методологических аспектов выпускной работы в налоговом органе с целью повышения профессионального уровня инспекторов. В выпускной работе обширно рассматривается проблема обеспечения государственного долга за счет налоговых поступлений в бюджет государства, понимание специалистами налоговой службы которой, не только расширит их личный кругозор, но и возможно поможет осознать важность производимой ими работы на местах, повысит степень ответственности.
Кроме того, задачей исследования можно рассматривать налоги, т.к. налоги являются основным, хоть и не единственным, источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
Большое значение для развития экономики играют государственные займы и их использование. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени,
вызванное заимствованиями
Особое место в регулировании государством экономики играет управление денежным обращением. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный долг как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г. /37/.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного
Одной из задач государственного управления является регулирование занятости с помощью государственных средств. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Значительное место в
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного долга органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.
Перечисленные функции государственного долга и его особенности, как экономической категории, позволяют сделать вывод об актуальности выбранной темы. Необходимость глубокого и всестороннего анализа экономической ситуации в стране в целом с целью выбора наиболее эффективного метода обслуживания государственного долга является наиважнейшей задачей на современном этапе развития экономики государства.
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет внутренних источников финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнего финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб. /45/.
С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью используются различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.
Внешними источниками
И следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное зерно. Следует отметить, что с 1990-х гг. в развитых западных странах бюджетный дефицит сокращается. Так, в США в период 1983 — 1992 гг. дефицит федерального бюджета в среднем составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г. дефицит федерального бюджета снижается каждый год, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл. Доля дефицита федерального бюджета по отношению к ВВП уменьшилась с 4,9% в 1992 г. до 2,3% в 1995 г. /27/.Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят в продолжении курса на его не инфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится
размещать займы при
7.1 покрытие потребности в
7.2 систематический пересмотр
8. В зависимости от обязанности
заемщика твердо соблюдать
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта: займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый— 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй — на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
Управление государственным
Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
Источники покрытия дефицита бюджета. Рассмотрим на примере России.
За счет чего покрывать недостающую часть расходов? На этот принципиальный вопрос разные политики и экономисты отвечают по-разному. До 2000-го года дефицит бюджета покрывался преимущественно за счет льготных кредитов Центрального банка правительству. Сам же Центробанк для этого вводил в оборот (т.е. печатал) миллиарды новых рублей. Поскольку дополнительные деньги не были обеспечены товарами, росли цены. Деловая активность населения смещалась в сферу торговли и финансовых спекуляций, нарастал спад производства. Положение стало настолько критическим, что, если бы правительство и дальше накачивало экономику пустыми деньгами, пришлось бы забыть о реформе, о создании в России жизнеспособной рыночной экономики. В 1995 г. правительство решило изменить подход к покрытию дефицита бюджета и использовать источники, не вызывающие инфляцию, - решило жить по средствам и отказалось от кредитов Центрального банка - фактически бесплатных для правительства, и потому инфляционных. Для сравнения: в 1994 г. дефицит бюджета на 74% был профинансирован за счет кредитов Центрального банка. Правительство сознательно закрыло для себя эту лазейку, чтобы его не могли вынудить ею воспользоваться лоббисты всех мастей. В будущем году правительство твердо намерено продолжать такую же политику и использовать для покрытия дефицита бюджета лишь неинфляционные источники - как внутренние, так и внешние.
Информация о работе Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания