Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:30, контрольная работа
Описание работы
Защита прав и свобод человека - одна из актуальных проблем современности. В преамбуле Устава ООН провозглашается: "Вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых нации". В современных условиях формирования единого международного демократического пространства, в котором приоритетом для государства должны быть права и свободы человека, возрастает значение регулирования правового положения иностранцев.
1.1
Кто по действующему законодательству
признаются иностранными гражданами и
лицами без гражданства?
Защита прав и свобод человека
- одна из актуальных проблем современности.
В преамбуле Устава ООН провозглашается:
"Вновь утвердить веру в основные права
человека, в достоинство и ценность человеческой
личности, в равноправие мужчин и женщин
и в равенство прав больших и малых нации".
В современных условиях
формирования единого международного
демократического пространства, в котором
приоритетом для государства должны быть
права и свободы человека, возрастает
значение регулирования правового положения
иностранцев.
В некоторых странах (Германия,
Италия, США, Франция и др.) иностранцы
составляют значительный процент населения.
В действующем законодательстве
многих стран иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся
гражданами данного государства и имеющие
доказательства своей принадлежности
к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства признаются лица, которые не
состоят в гражданстве данного государства
и не имеют доказательств своей принадлежности
к гражданству другого государства.
Безгражданство, например, может
возникнуть в следующих случаях:
лицо утратило гражданство,
но не приобрело нового гражданства;
женщина при вступлении в брак
с иностранцем утратила свое гражданство, но не приобрела по законам
государства мужа его гражданство;
ребенок родился от лица без
гражданства в государстве, где не предоставляется ему гражданство.
Согласно Конвенции 1961 г. о сокращении
безгражданства, Договаривающееся государство
не лишает лицо его гражданства, если такое
лишение делает его апатридом (лицом, не
имеющим гражданства). Рождение на судне
или на воздушном корабле считается имевшим
место на территории того государства,
под флагом которого это судно плавает
или в котором этот воздушный корабль
зарегистрирован.
В современной литературе по
международному частному праву понятие
"иностранец" употребляется в двух
смыслах - широком и узком.
В широком смысле иностранцем
считается лицо, которое не обладает гражданством
данного государства. В узком смысле иностранцем
считается лицо, которое находится на
территории данного государства, но не
является его гражданином и состоит в
гражданстве другого государства или
же не имеет гражданства ни одного государства.
Таким образом, понятие "иностранец"
в узком смысле не является равнозначным
понятию "иностранный гражданин".
Его следует рассматривать как родовое
понятие, охватывающее две категории лиц:
иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранцы подразделяются
на постоянно проживающих и временно находящихся
на территории Республики Беларусь.
Каждое государство само устанавливает
для иностранцев, находящихся на его территории,
соответствующий правовой статус. Этот
статус определяется как внутренним (национальным)
законодательством, так и международными
договорами.
Вопросам правового статуса
личности посвящен ряд международных
соглашений, в том числе Всеобщая декларация
прав человека, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах и др. Значительное
место эти вопросы занимают в таком важном
международном документе, как Заключительный
акт Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе.
Кроме того, вопросы правового
положения иностранцев регулируются двусторонними
договорами о правовой помощи, консульскими
конвенциями, соглашениями по вопросам
социального обеспечения, договоренностями
о взаимных безвизовых поездках и т.д.
Правовой статус иностранного
гражданина условно можно разделить на
две части: правовой статус гражданина
своего государства и правовой статус
гражданина страны пребывания. Иностранный
гражданин, находясь за пределами своего
государства, сохраняет с ним правовую
связь, подчиняется его законам. В то же
время он должен соблюдать законы и иные
нормативные акты страны пребывания.
В правовом положении лиц без
гражданства немало общего с иностранными
гражданами, но имеются и существенные
различия. Так, иностранные граждане подчиняются
не только правопорядку страны пребывания,
но и сохраняют права и обязанности по
отношению к своему государству, Лица
без гражданства подчиняются лишь правопорядку
страны пребывания, которая полностью
определяет их правовое положение. Если
лицо без гражданства переезжает на жительство
в другое государство, его правовая связь
с прежним государством автоматически
прекращается и устанавливается новая
правовая связь с государством, в котором
это лицо находится.
Международная конвенция 1954
г. о статусе лиц, не имеющих гражданства,
приравнивает апатридов в правах к иностранным
гражданам.
1.2 Что следует
понимать под термином «гражданство»?
Гражданство - это юридическая принадлежность
физического лица к тому или иному государству.
Данное лицо имеет права и несет по отношению
к своему государству определенные обязанности.
В свою очередь государство обеспечивает
защиту прав и законных интересов этого
лица как на своей территории, так и за
ее пределами.
В государствах с монархической
формой правления (Великобритания, Швеция,
Япония и др,) гражданству терминологически
соответствует подданство.
В основе приобретения гражданства
по рождению лежат два основных принципа:
1) территориальный- право почвы;
2) национальный - право крови.
Согласно принципу "право
почвы", гражданство ребенка определяется
местом его рождения и не зависит от гражданства
родителей. Данный принцип характерен,
например, для ряда государств Латинской
Америки.
Принцип "право крови"
означает, что гражданство ребенка устанавливается
по гражданству его родителей и не зависит
от места рождения. Этому принципу отдают
предпочтение многие государства Европы
и Азии.
В Республике Беларусь действует
Закон о гражданстве от 18 октября 1991 г.,
где указано, что гражданство Республики
Беларусь приобретается:
по рождению;
в результате приема в гражданство
Республики Беларусь;
по другим основаниям, предусмотренным
законом.
В соответствии с белорусским
законом о гражданстве ребенок, оба родителя
которого на момент его рождения состояли
в гражданстве Республики Беларусь, является
гражданином Республики Беларусь независимо
от места своего рождения (ст. 9 Закона),
т.е. применяется принцип "право крови".
При различном гражданстве
родителей вопрос о гражданстве ребенка
в Республике Беларусь решается по-иному.
В этом случае основным критерием определения
гражданства ребенка выступают место
рождения ребенка и место постоянного
жительства родителей (ст. 10 Закона).
Ребенок, родители которого
являются лицами без гражданства и который
родился на территории Республики Беларусь,
считается гражданином Республики Беларусь
(ст. 11 Закона).
Республика Беларусь - участник
международной конвенции 1957 г. о гражданстве
замужней женщины, предусматривающей,
что вступление женщины в брак с гражданином
иностранного государства, а также расторжение
с ним брака автоматически не влекут за
собой изменения гражданства этой женщины.
Приобретение гражданства какого-либо
государства лицом, не имеющим гражданства
или имеющим гражданство другого государства,
в юридической литературе получило название
натурализация.
Белорусский закон о гражданстве
содержит специальную норму (ст. 29), где
указано, какие органы государственной
власти могут принять решение по вопросам
гражданства.
В действующем законодательстве
Республики Беларусь нашел свое воплощение
демократический характер приема в гражданство,
что выгодно отличает его от правил приема
в гражданство некоторых зарубежных стран,
где установлены различные цензы религиозного,
возрастного, расового и иного характера.
В Великобритании, например, по Закону
об иммиграции иностранные граждане получают
право на натурализацию лишь после пятилетнего
пребывания в стране. Такого рода условия
натурализации иностранных граждан содержатся
в законодательстве Германии, Франции,
Швейцарии и некоторых других государств.
1.3 Что такое
бипатризм?
В предусмотренных законом
случаях одно и то же лицо одновременно
может иметь гражданство двух или нескольких
государств (бипатризм). Международная
Конвенция 1930 г. о некоторых вопросах,
относящихся к коллизии законов о гражданстве,
содержит следующее правило: "Лицо,
обладающее одним или двумя гражданствами,
может рассматриваться каждым государством,
гражданством которого оно обладает, как
его гражданин". Отсюда следует, что
лицо, обладающее двойным гражданством,
может нести определенные обязанности
одновременно по отношению к нескольким
государствам. В этих государствах данное
лицо нельзя рассматривать как иностранца.
Но если оно находится в третьем государстве,
где гражданства не имеет, его следует
считать иностранцем.
Законодательство многих государств
негативно относится к двойному гражданству.
На этих позициях стоит и белорусский
закон о гражданстве. В ст. 20 Закона указано,
что гражданство Республики Беларусь
утрачивается вследствие приобретения
лицом гражданства другого государства.
В международных соглашениях
по вопросам устранения двойного гражданства
предусматриваются, в частности, следующие
правила:
родители, которые являются
гражданами различных государств, могут
по обоюдному согласию избрать для своего
ребенка гражданство любой из сторон;
если родители не подали заявление
о выборе гражданства, ребенок считает
гражданином того государства, на территории
которого он родился;
если ребенок родился на территории
третьего государства и его родители не подали заявление о выборе
гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории
которого родители имели постоянное место
жительства до выезда в третье государство.
1.4 Какие
категории иностранцев проживают на территории
Республики Беларусь?
По действующему законодательству
существует две категории иностранцев
на территории Республики Беларусь: постоянно
проживающие и временно пребывающие.
Постоянно
проживающие в Республике Беларусь иностранные
граждане - это те, кто имеет, разрешение
на постоянное проживание и вид на жительство.
Иностранные граждане, находящиеся
в Республике Беларусь на ином законном
основании, считаются временно пребывающими
в Республике Беларусь. Например, к таким
основаниям относится приезд иностранцев
в Республику Беларусь на учебу, в качестве
туристов, по личным делам и т.п. Эти лица
обязаны выехать из Республики Беларусь
по истечении определенного им срока пребывания.
Необходимо признать, что принадлежность
к той или иной категории иностранцев
имеет важное значение. Дело в том, что
в ряде случаев объем прав и обязанностей
иностранцев зависит от того,
к какой категории они относятся.
1.5 Порядок
въезда иностранных граждан в Республику
Беларусь и получение ими права нахождения
на ее территории
1. Въезд иностранных граждан
и лиц без гражданства на
территорию Республики Беларусь
регулируют «Правила пребывания
иностранных граждан и лиц
без гражданства в Республике
Беларусь», утвержденные постановлением
Совета Министров Республики
Беларусь 20 января 2006 г. № 73 (в ред. постановления
Совета Министров от 18.05.2006 № 630). Все иностранцы
обязаны иметь при себе действительный
паспорт или иной заменяющий его документ,
предназначенный для выезда за границу.
Иностранцы въезжают в Республику Беларусь
при наличии визы, если иное не определено
международными договорами Республики
Беларусь.
В определенных случаях иностранцу
может быть отказано во въезде в Республику
Беларусь. Органы, принявшие это решение
(пограничные войска, органы внутренних
дел, орган государственной безопасности),
не обязаны информировать о причинах и
основаниях принятия таких решений (п.
6 правил). Решение об отказе в выдаче визы
или во въезде в Республику Беларусь влечет
за собой включение иностранца в список
лиц, которым отказано во въезде.
2. Иностранцы при въезде
должны располагать определенными
денежными средствами: не менее 25
базовых величин на каждый
месяц пребывания, а при въезде
на срок менее одного месяца
не менее одной базовой величины
на каждый день пребывания.
Иностранцы при въезде обязаны
заполнить миграционную карту.
С июня 2006 г. Беларусь и Россия ввели единый
образец миграционной карты. При временном
пребывании (до 90 суток) на территории
Беларуси российские граждане не заполняют
миграционные карты. Соответственно такой
же льготой пользуются граждане Республики
Беларусь в России. В течение пяти суток,
за исключением выходных и праздничных
дней, иностранцы должны зарегистрироваться
в органе регистрации по месту фактического
временного пребывания. Иностранцы обязаны
проживать только по тому месту жительства,
по которому они зарегистрированы. При
смене места жительства необходимо пройти
новую регистрацию в течение пяти суток,
за исключением выходных и праздничных
дней.
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «О правовом положении иностранных
граждан и лиц без гражданства в Республике
Беларусь», все иностранные граждане
и лица без гражданства в зависимости
от времени нахождения и цели делятся
на три группы:
временно пребывающие в Республике
Беларусь, имеющие право находиться на
территории Республики Беларусь не более девяносто суток;