Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:30, контрольная работа
Описание работы
Защита прав и свобод человека - одна из актуальных проблем современности. В преамбуле Устава ООН провозглашается: "Вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых нации". В современных условиях формирования единого международного демократического пространства, в котором приоритетом для государства должны быть права и свободы человека, возрастает значение регулирования правового положения иностранцев.
временно проживающие в Республике Беларусь, получившие разрешение на временное проживание сроком до одного года;
постоянно проживающие в Республике Беларусь, получившие в установленном законодательством порядке разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.
Для получения разрешения на
временное проживание иностранец должен
представить в орган внутренних дел по
месту предполагаемого проживания: заявление-анкету,
документ, подтверждающий наличие оснований
для получения разрешения на временное
проживание, миграционную карту со штампом
регистрации, документ, подтверждающий
возможность проживания по месту предполагаемого
временного проживания, квитанцию об уплате
государственной пошлины.
3. Основания для получения
разрешения иностранными гражданами
на временное проживание перечислены
в ст. 48 Закона «О правовом положении
иностранных граждан и лиц
без гражданства в Республике
Беларусь»:
для обучения в учреждениях
Республики Беларусь;
если они являются супругами,
близкими родственниками граждан Республики
Беларусь, иностранцев, постоянно проживающих
в Республике Беларусь;
если они прибыли в Республику
Беларусь для занятия или занимаются трудовой,
предпринимательской и (или) иной деятельностью
на территории Республики Беларусь в порядке,
установленном законодательством Республики
Беларусь;
если в отношении их установлена
опека (попечительство) гражданами Республики
Беларусь или иностранцами, постоянно
проживающими в Республике Беларусь;
они являются этническими белорусами
или их кровными родственниками по прямой
нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками,
родившимися за пределами современной
территории Республики Беларусь;
если они имеют основания для
приобретения гражданства Республики
Беларусь в порядке регистрации;
если они ранее состояли в гражданстве
Республики Беларусь;
если у них имеется на праве
собственности жилое помещение в Республике
Беларусь;
если они обратились с ходатайством
о предоставлении статуса беженца или
дополнительной защиты либо убежища в
Республике Беларусь;
если им предоставлен статус
беженца в Республике Беларусь;
если им предоставлена дополнительная
защита в Республике Беларусь, - на срок
предоставления дополнительной защиты,
но не более одного года;
если они не могут быть возвращены
или высланы в государство, где их жизни
или свободе угрожает опасность;
если они получают медицинскую
помощь в стационарных условиях в организациях
здравоохранения Республики Беларусь;
могут приняты во внимание и другие основания, предусмотренные законодательством или международными договорами Республики Беларусь.
Во всех указанных случаях срок
разрешения на проживание не может превышать
одного года.
Получение разрешения на постоянное
проживание в Республике Беларусь позволяет
иностранным гражданам и лицам без гражданства
пользоваться социально-экономическими,
трудовыми, имущественными правами наравне
с белорусскими гражданами.
В соответствии со ст. 53 Закона
разрешение на постоянное проживание
иностранным гражданам и лицам без гражданства
выдается, если они:
являются супругами, близкими
родственниками граждан Республики Беларусь;
заключили брак с иностранцами,
постоянно проживающими в Республике
Беларусь;
признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;
имеют право на воссоединение
семьи;
прожили на законных основаниях
в Республике Беларусь последние семь
и более лет;
имеют основания для приобретения
гражданства Республики Беларусь в порядке
регистрации;
состояли ранее в гражданстве
Республики Беларусь;
являются работниками и специалистами,
в которых нуждаются организации Республики
Беларусь;
являются этническими белорусами
или их кровными родственниками по прямой
нисходящей линии;
обладают исключительными способностями
и талантом или имеют выдающиеся заслуги
перед Республикой Беларусь, высокие достижения
в области науки, техники, культуры и спорта;
инвестировали не менее ста
пятидесяти тысяч евро в экономику
Республики Беларусь или в реализацию
конкретных государственных программ.
1.6
Какими правами и свободами пользуются
иностранные граждане на территории Республики
Беларусь?
Права и свободы иностранных
граждан в Республике Беларусь весьма
широки. Они предусмотрены конституционным,
административным, гражданским, трудовым,
семейным и иным белорусским законодательством.
Кроме того, правовой статус иностранных
граждан в Республике Беларусь определяется
международными договорами, участником
которых является Республика Беларусь.
В частности, это Парижская конвенция
1883 г. по охране промышленной собственности,
Всемирная конвенция 1952 г. об авторском
праве, Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам
гражданского процесса, Международная
конвенция 1965 г. о ликвидации всех форм
расовой дискриминации и др.
Нормы, относящиеся к иностранным
гражданам, имеются также в заключенных
Республикой Беларусь двусторонних соглашениях
об экономическом, научно-техническом
и культурном сотрудничестве, торговых
соглашениях, сотрудничестве в области
международного туризма и др. Например,
Республика Беларусь имеет ряд соглашений
с зарубежными странами, предусматривающих
упрощенный порядок въезда иностранных
граждан на территорию республики.
В действующем законодательстве
Республики Беларусь широко используется
отсылка к международным договорам. Так,
согласно ст. 6 Гражданского кодекса Республики
Беларусь, если международным договором,
в котором участвует Республика Беларусь,
установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в белорусском гражданском
законодательстве, то применяются правила
международного договора. Аналогичные
нормы содержатся в Гражданском процессуальном
кодексе, Кодексе Республики Беларусь
о браке и семье, Трудовом кодексе Республики
Беларусь и ряде других законов Республики
Беларусь. Юридическое значение таких
отсылок состоит в том, что они создают
основу для использований в Республике
Беларусь положений международных договоров
при решении судами и иными юрисдикционными
органами конкретных дел.
Иностранные граждане на территории
Республики Беларусь пользуются в основном
теми же правами и свободами, что и белорусские
граждане. При этом права и свободы им
предоставляются независимо от того, имеют
ли такие же права и свободы в их странах
белорусские граждане. Лишь в отдельных
случаях могут быть установлены ответные
ограничения в отношении граждан тех государств,
в которых имеются специальные ограничения
прав и свобод белорусских граждан.
Иностранцы, как и белорусские
граждане, могут владеть, пользоваться
и распоряжаться принадлежащей им собственностью
на территории Республики Беларусь. По
иску В. к польскому гражданину С., проживающему
в Варшаве; судебная коллегия но гражданским
делам Минского городского суда признала,
что иностранец может владеть, пользоваться
и распоряжаться принадлежащим ему домом
в Минске на тех же основаниях, что и белорусский
гражданин.
Иностранные граждане в Республике
Беларусь равны перед законом независимо
от происхождения, социального и имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, отношения к
религии, рода занятий и других обстоятельств.
Действующий в Республике Беларусь
принцип равноправия женщины и мужчины
полностью распространяется и на иностранных
граждан. Женщине-иностранке белорусский
закон предоставляет равные права с мужчиной-иностранцем.
В частности, жена вправе без согласия
мужа поступать на работу, распоряжаться
своим имуществом, обращаться с иском
в суд и т.д.
Гражданская правоспособность
иностранного гражданина в Республике
Беларусь определяется белорусским законом.
Применение к иностранцу закона государства,
гражданином которого он является, допускается
лишь при наличии соответствующего международного
договора, участником которого является
Республика Беларусь.
Гражданская дееспособность
иностранных граждан в отношении сделок,
совершаемых в Республике Беларусь, и
обязательств, возникающих вследствие
причинения вреда в Республике Беларусь,
определяется не по иностранному, а по
белорусскому законодательству.
Согласно ст. 1104 Гражданского
кодекса Республики Беларусь, способность
юридического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность, быть индивидуальным предпринимателем
и иметь связанные с этим права и обязанности
определяется по праву страны, где физическое
лицо зарегистрировано в качестве индивидуального
предпринимателя. При отсутствии страны
регистрации должно применяться право
страны основного места осуществления
индивидуальной предпринимательской
деятельности.
На территории Республики Беларусь
иностранным гражданам гарантируется
неприкосновенность личности и неприкосновенность
жилища. Им также гарантируется свобода
совести. Они вправе исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой.
Никто из иностранных граждан
в Республике Беларусь не может быть подвергнут
аресту иначе как на основании решения
суда или санкции прокурора.
Иностранные граждане могут
наследовать и завещать свое имущество,
а также иметь иные имущественные и личные
неимущественные права.
Работающие в Республике Беларусь
иностранные граждане пользуются равными
с белорусскими гражданами трудовыми
правами. Они могут работать на белорусских
предприятиях, в учреждениях и организациях
в качестве рабочих и служащих, вправе
заниматься иной трудовой деятельностью.
Иностранным гражданам на общих основаниях
определяется рабочее время и время отдыха,
заработная плата и т.д.
Иностранные граждане, постоянно
проживающие в Республике Беларусь, наравне
с белорусскими гражданами имеют право
на получение пособий, пенсий и на другие
формы социального обеспечения.
Иностранные граждане в Республике
Беларусь имеют право на получение образования,
охрану здоровья, на пользование достижениями
культуры и др.
Право убежища (один из древнейших
правовых институтов) предоставляется
в Республике Беларусь иностранным гражданам,
преследуемым на родине или в других странах
за защиту интересов трудящихся и дела
мира, за участие в революционном и национально-освободительном
движении, за прогрессивную общественно-политическую,
научную или иную творческую деятельность.
Конституцией Республики Беларусь
иностранным гражданам гарантируются
предусмотренные законом права и свободы,
в том числе право на обращение в суд и
иные государственные органы для защиты
принадлежащих им личных, имущественных,
семейных и иных прав.
В белорусском законе содержатся
отдельные изъятия в отношении предоставления
иностранным гражданам равных прав с гражданами
Республики Беларусь. Так, действующим
белорусским законодательством для иностранных
граждан установлены ограничений в отношении
права занимать некоторые должности и
заниматься определенной деятельностью.
Например, иностранные граждане не могут
работать в составе экипажей воздушных
судов белорусского государства. Они не
могут также работать в Республике Беларусь
прокурором, следователем, нотариусом,
патентоведом и т.п. Им запрещено на территории
Республики Беларусь проводить исследования,
разработку естественных богатств, за
исключением случаев, когда это прямо-предусмотрено
соглашением между Республикой Беларусь
и соответствующим иностранным государством.
Кроме того, иностранные граждане
в Республике Беларусь не могут избирать
и быть избранными в Советы депутатов
и другие выборные государственные органы,
а также участвовать во всенародном голосовании
(референдуме).
1.7 Какие
обязанности несут иностранные граждане
на территории Республики Беларусь?